г. Самара |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А55-7571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сорокиной О.П., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области - представителя Чернышова Г.В. (доверенность от 09.01.2023 N 4),
от Общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Интерпрайз" - представителя Гончаренко А.А. (доверенность от 28.09.2022 N 1/СУД-2022),
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самаркой области - представителя Гуляевой М.В. (доверенность от 22.12.2022 N 28-07/161),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, Общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Интерпрайз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022 (судья Матюхина Т.М.),
по исковому заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самаркой области, Россия 443068, г. Самара, ул. Скляренко, 20
к Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, Россия 443546, пос. Петра Дубрава, ул. Молодежная (Климова), 3,
с участием в качестве третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Интерпрайз",
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 549 872,79 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью группа компаний "Интерпрайз" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены, с Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в доход бюджета Самарской области взысканы денежные средства в размере 1 549 872,79 руб. С Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 28 499 руб.
В апелляционной жалобе ООО ГК "Интерпрайз" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Общество в жалобе указывает что ООО ГК "Интерпрайз" не являлось участником дела NА55-28773/2020, а в материалы настоящего дела Обществом представлены доказательства, которые не получили оценки суда. Представленный ООО ГК "Интерпрайз" в материалы настоящего дела протокол испытаний N156/2018 подтверждает взятие предварительных испытаний вырубок (кернов) и качество покрытия по ул.Коммунаров.
Кроме того, Администрация городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022. Администрация в жалобе указывает на представление ООО ГК "Интерпрайз" в материалы настоящего дела протокола испытаний N156/2018. Также указывает, что истец уже обращался в суд с аналогичными исковыми требованиями. Администрация в жалобе также указывает, что она как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины, суд ссылается, что суд неправомерно взыскал ее с Администрации в доход федерального бюджета.
Определениями суда апелляционной инстанции от 29.05.2023 апелляционные жалобы приняты к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб на 19.06.2023.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.06.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 05.07.2023.
В материалы дела от истца поступили возражения на апелляционные жалобы, в которых Министерство просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От ООО ГК "Интерпрайз" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу Администрации, в котором третье лицо поддерживает доводы Администрации.
От ООО ГК "Интерпрайз" в суд также поступили дополнения к своей апелляционной жалобе.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 05.07.2023 в судебном составе, рассматривающем настоящую апелляционную жалобу, произведена замена судьи Корастелева В.А. на судью Сергееву Н.В.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика и третьего лица апелляционные жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в части взыскания с Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 28 499 руб.
Как следует из материалов дела, 12.03.2018 года между Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области заключено Соглашение от N 28-13/39 ( далее - Соглашение от N 28-13/39) о предоставлении в 2018 году в бюджет городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области" государственной программы Самарской области "Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 677.
В соответствии с указанным Соглашением от N 28-13/39 бюджету городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области предоставлялись субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения.
Порядком предоставления и расходования субсидий, выделяемых за счет средств бюджетных ассигнований дорожного фонда Самарской области, а также за счет средств областного бюджета, не относящихся к бюджетным ассигнованиям дорожного фонда Самарской области, бюджетам муниципальных образований в Самарской области, предусмотренных подпрограммой "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области" государственной программы Самарской области "Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 677 (в ред. от 19.12.2017), было определено, что субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются при соблюдении, в том числе следующих условий: осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований лабораторного контроля качества работ по устройству асфальтобетонного покрытия дорожной одежды с получением заключения о соответствии выполненных работ действующим нормативным требованиям (пункт 6 Порядка).
Согласно п.11 Порядка в случае выявления Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области по результатам проведенных ревизий (проверок) нарушений при выполнении работ по муниципальным контрактам, включая завышение объемов выполненных работ, орган местного самоуправления муниципального образования обеспечивает возврат субсидии в размере, указанном в акте ревизий (проверок). Возврат субсидии в областной бюджет в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется в течение десяти дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии.
Вышеизложенные положения были также отражены в пунктах 2.2.9 и 4.2 Соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39.
Согласно п.11 Порядка контроль за целевым предоставлением и расходованием субсидий осуществляется министерством. Органы государственного финансового контроля Самарской области при проведении ревизий (проверок) осуществляют проверку соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований условий, целей и порядка предоставления субсидий.
На основании Приказа от 21.04.2020 N 120 Министерством была проведена плановая проверка соблюдения Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области условий соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39 о предоставлении бюджету городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области субсидий на капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский (в редакции доп. соглашения от 21.05.2018 N1, доп. соглашения от 02.08.2018 N2, доп. соглашения от 18.10.2018 N 3, доп. соглашения от 19.12.2018 N 4).
В рамках реализации Соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39 министерством были перечислены Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области денежные средств (субсидии) в размере 33 065 859, 76 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 17.09.2018 N 1498, от 13.11.2018 N 1989, от 16.11.2018 N 2125, от 14.12.2018 N 2417, от 24.12.2018 N 2535 (приложение 1 к исковому заявлению).
В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области было обеспечено размещение муниципального заказа, по итогам которого был заключен муниципальный контракт от 15.08.2018 N 1 с ООО ГК "Интерпрайз" на сумму 32 390,968 тыс. руб. на ремонт дорого местного значения городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский:
ремонт автодорог в п.г.т. Петра Дубрава (ул. Зеленая, Подлесная, Самарская, Вольская, Московская, Победы, Южная, 60 лет Октября, Партизанская, Лесная);
ремонт автомобильной дороги в п.г.т. Петра-Дубрава (Западный переулок, Офицерский переулок, Садовый переулок);
разворотная площадка в п.г.т. Петра-Дубрава на поликлинике";
ремонт автодорог в п.г.т. Петра Дубрава ул. Южная";
ремонт автомобильных дорог в п.г.т. Петра-Дубрава, ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина)";
ремонт автодорог в п.г.т. Петра Дубрава ул. 60 лет Октября";
ремонт автомобильной дороги в п.г.т. Петра-Дубрава, ул. Физкультурная (участок от ул.бО-лет Октября до ул. Южная)".
Доп. соглашением от 08.11.2018 N 1 к муниципальному контракту от 15.08.2018 N 1 уточнены платёжные реквизиты подрядчика.
Доп. соглашением от 03.12.2018 N 2 к муниципальному контракту от 15.08.2018 N 1 увеличены объёмы работ на 7,81 %, пропорционально увеличена стоимость работ, которая составила 34 920,877 тыс.руб.
Доп. соглашением от 27.12.2018 N 3 к муниципальному контракту от 15.08.2018 N 1 уменьшены объёмы работ на 4,28 %, пропорционально уменьшена стоимость работ, которая составила 33 427,475 тыс.руб.
Выполненные работы по ремонту вышеперечисленных автомобильных дорог в рамках муниципального контракта от 15.08.2018 N 1 были оплачены как за счет средств местного бюджета в размере 3%, так и за счет средств бюджета Самарской области в размере 97%.
В ходе проверки соблюдения условий Соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39, проведенной министерством, было установлено неправомерное использование бюджетных средств в размере 1 597 807 рублей, в том числе 1 549 872 рубля 79 копеек за счет средств областного бюджета (97%), направленных на оплату работ по муниципальному контракту от 15.08.2018 N 1, заключенному с ООО ГК "Интерпрайз", а именно:
1) в нарушение пункта 4.96. "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 в стоимость работ по КС-2 по объектам, указанным в приложении к соглашению, включена стоимость резерва на непредвиденные работы и затраты в размере 2 % от стоимости "Итого по акту с накладными расходами и сметной прибылью", что повлекло неправомерное использование бюджетных средств, выразившееся в завышении стоимости работ на сумму 523,449 тыс.руб. (расчет представлен в приложении 2 к настоящему исковому заявлению).
В соответствии с пунктом 4.96. "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
В рамках реализации муниципального контракта утверждённый проект ремонта дорог отсутствует. Состав и объем работ определен на основании дефектных ведомостей.
При проведении ремонта дорог некапитального характера без проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы, резерв на непредвиденные работы и затраты не предусматривается и не выплачивается.
Кроме того, согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат подрядчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, подрядчик должен предъявлять к оплате не абстрактные "непредвиденные работы и затраты", резерв средств на которые закладывался в цену муниципального контракта, а конкретные выполненные им работы и понесенные затраты.
Получение средств за "непредвиденные работы и затраты" без расшифровки содержания таких работ и затрат является неосновательным обогащением подрядчика.
С учётом вышеизложенного в стоимость работ по ремонту по КС-2 неправомерно включена стоимость резерва на непредвиденные работы и затраты в размере 2 %.
Таким образом, Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области неправомерно были израсходованы 523449 руб. субсидии в рамках соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39.
2) По факту отсутствия результатов испытаний на объекте "Ремонт автомобильных дорог в п.г.т. Петра-Дубрава, ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина)".
Согласно части 5 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством или договором строительного подряда, приёмке результата работ должны предшествовать предварительные испытания, и в этих случаях приёмка может осуществляться только при положительных результатах испытаний. Данные требования в отношении приёмки асфальтового покрытия установлены СП 78.13330.2012*(1), ГОСТ 9128-2013, Приложениями N 4, N 5 к муниципальному контракту от 15.08.2018 N 1.
Таким образом, установлено неправомерное использование бюджетных средств, направленных на оплату работ по устройству выравнивающего и верхнего слоя покрытия без предварительных испытаний вырубок (кернов) и подтверждения требуемого качества покрытия по ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина) на сумму 1 074,358 тыс.руб., исходя из следующих расчетов.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 12.10.2018 на ремонт по ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина) (приложение 4 к настоящему исковому заявлению) стоимость работ составила 929 053, 80 рублей, учитывая размер НДС и понижающий коэффициент Кпон=0,98 получается расчет:
929 053, 80*1, 18*0,98=1 074,358 тыс.руб., где 1, 18 - НДС (18%).
Неправомерно использованные бюджетные средства, в том числе средства областного бюджета были перечислены подрядчику ООО ГК "Интерпрайз" в рамках муниципального контракта от 15.08.2018 N 1 платежными поручениями.
Министерство в своем Акте проверки указало, что ответчиком денежные средства на оплату работ по устройству выравнивающего и верхнего слоя покрытия по ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина) в сумме 1 074,358 тыс.руб. были перечислены подрядчику без предварительных испытаний вырубок (кернов) и подтверждения требуемого качества покрытия.
Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области неправомерно были израсходованы 1 074,358 тыс.руб. субсидии в рамках соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39.
Таким образом, по двум пунктам нарушений Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области неправомерно были израсходованы в размере 1 597 807 рублей, в том числе 1 549 872 рубля 79 копеек за счет средств областного бюджета (97%).
По результатам указанной проверки Министерством был составлен Акт проверки соблюдения условий соглашений от 12.03.2018 N 28-13/39 и от 20.06.2019 N 28-13/173 о предоставлении субсидий бюджету городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области. В Акте проверки, наряду с иными нарушениями, отражены вышеописанные нарушения.
Не согласившись с указанным актом в части, Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области был направлен протокол возражений от 23.06.2020 года на Акт проверки соблюдения условий соглашений от 12.03.2018 N 28-13/39 и от 20.06.2019 N 28-13/173 о предоставлении субсидий бюджету городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области.
Согласно письму министерства от 15.07.2020 N 28/5844 часть возражений ответчика была принята во внимание, в оставшейся части ответчику указано на необходимость обеспечения возврата в областной бюджет денежных средств в размере 1 688 957 рублей (из которых 1 598 653 рублей по соглашению от 12.03.2018 N 28-13/39) в течение десяти дней со дня получения настоящего требования.
По Соглашению от 12.03.2018 N 28-13/39 неправомерно были израсходованы денежные средства субсидии, из которых 1 549 872 рубля 79 копеек за счет средств областного бюджета (97%).
Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области оспорила в рамках дела N А55-28773/2020 требование о возврате денежных средств, оформленное письмом министерства от 15.07.2020 N 28/5844, в части возложения обязанности по возврату в областной бюджет денежных средств в размере 1 549 872,79 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2021 по делу N А55-28773/2020, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 09.11.2021 и Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
То есть, как указывает Министерство, нарушение условий предоставления субсидии и правомерность требования Министерства по итогам проведенной проверки, подтверждена судебными актами арбитражных судов в рамках дела N А55-28773/2020,
До настоящего времени требования Министерства, изложенные в письме 15.07.2020 N 28/5844 не исполнены, денежные средства ответчиком не возвращены.
Неисполнение в добровольном порядке требований Министерства послужило основанием для обращения с исковым заявлением в рамках настоящего дела.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 28-13/39 от 12.03.2018 в случае выявления Министерством по результатам проведенных ревизий (проверок) нарушений при выполнении работ по муниципальным контрактам, включая завышение объемов выполненных работ, Получатель обеспечивает возврат субсидии, в размере. Указанном в акте ревизий (проверок) в течении 10 дней со дня получения письменного требования Министерства о возврате субсидии
Нарушение условий предоставления субсидии и правомерность требования Министерства по итогам проведенной проверки, доказана материалами проверки, подтверждена судебными актами арбитражных судов в рамках дела N А55-28773/2020 и материалами настоящего дела.
Администрация доказательств перечисления денежных средств в рамках исполнения требования истца о возврате денежных средств не представила.
Учитывая изложенное, требования Министерства о взыскании денежных средств в заявленном размере 1 549 872,79 руб. правомерно удовлетворены судом.
Ссылки ООО ГК "Интерпрайз" на то, что представленный им в материалы настоящего дела протокол испытаний N 156/2018 ( т.1 л.д. 131) подтверждает взятие предварительных испытаний вырубок (кернов) и качество покрытия по ул.Коммунаров, судом апелляционной инстанции не принимается.
Министерством в рамках дела N А55-28773/2020 и настоящего дела указывалось следующее.
Для подтверждения качества выполненных работ требованиям муниципального контракта министерству были предоставлены данные испытательной лаборатории ООО "ССХ".
Акты отбора образцов (проб) асфальтобетона к результатам испытаний не прилагались, принадлежность проанализированных вырубок проверяемым объектам подтвердить не представлялось возможным.
Между тем акт отбора образцов (проб) асфальтобетона определяет не только наименование объекта, но и конкретно место отбора на объекте, размер вырубки. Проводится в присутствии заказчика, подрядчика, сотрудника испытательной лаборатории (пример оформления акта министерства прилагается).
Акт отбора проб на ул. Коммунаров в п.г.т. Петра-Дубрава (объект N 5) администрация министерству в ходе проверки не представила.
Довод администрации о том, что лабораторные испытания на объект N 5 - ул. Коммунаров представлены в протоколе испытаний N 156/2018 под N 9 вырубки по актам отбора проб, является неправомерным и несостоятельным, поскольку они касаются результатов лабораторных испытаний на ул. 60 лет Октября, который соответствует объекту N 6.
Согласно замерам, проведенным членами ревизионной группы Министерства в ходе проверки, площадь автодороги ул. Коммунаров составляет 1 581,855 м2.
Таким образом, для приемки выполненных работ (определения основания и покрытия дорожных одежд) на ул. Коммунаров должна быть осуществлена как минимум одна вырубка (из практики лаборатории Министерства как минимум делается две вырубки, на случай если первая вырубка окажется непригодной для исследований).
Администрацией в период проведения Министерством проверки исполнения бюджета, достоверности и отчетности по Соглашению от 12.03.2018 года N 28-13/39, был представлен протокол испытаний N 156/2018 ( т.1 л.д. 170).
В протоколе испытаний с номером 156/2018, представленном Администрацией, были отражены следующие объекты:
ул. Лесная, 19
ул. Партизанская, 8
ул. Вольская, 11
ул. Южная-Московская
Садовый переулок, 7
ул. Офицерская, 23
ул. Строителей, 27
Физкультурная (напротив школа)
60 лет Октября (площадь).
Протокол испытаний с номером 156/2018 был подписан начальником лаборатории ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиевой, на документе присутствует печать ООО "ССХ", печать Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, подпись главного бухгалтера Т.А.Богомоловой.
В ходе рассмотрения настоящего дела N А55-7571/2022 ООО ГК "Интерпрайз" обратилось к начальнику лаборатории ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиевой с просьбой исправить протокол испытаний с номером 156/2018, а именно заменить строку "60 лет Октября (площадь)" на строку "ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина)". В новой редакции протокол испытаний с номером 156/2018 был выдан ООО ГК "Интерпрайз".
В ходе подготовки отзыва на новый протокол испытаний с номером 156/2018, представленный в суде по настоящему делу ООО ГК "Интерпрайз", Министерством был сделан запрос журнала производимых испытаний ООО "ССХ" по договору с ООО ГК "Интерпрайз" и приглашен в Министерство начальник лаборатории ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиева.
Из обозрения журнала производимых испытаний ООО "ССХ" по договору с ООО ГК "Интерпрайз" Министерством не был обнаружен объект испытаний "ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина)", начальником лаборатории ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиева по данному факту были даны следующие пояснения.
Ф.Ф.Галиева не располагала информацией о том, что в отношении объекта "ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина)" ведётся судебный спор, была введена в заблуждение ООО ГК "Интерпрайз", поскольку общество сообщило о том, что ошиблось в наименовании объекта. Исходя из того, что дороги 60 лет Октября (площадь) и ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября -напротив магазина) соприкасаются, Ф.Ф.Галиева перепечатала протокол испытаний с номером 156/2018 с нужной для ООО ГК "Интерпрайз" редакцией, поставила новую печать ООО "ССХ", отличающуюся от печати 2018 года.
Письменные пояснения начальника лаборатории ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиевой приложены к исковому заявлению Министерства.
В судебное заседание первой инстанции были представлены на обозрение оригиналы протоколов испытаний, заверенные Администрацией городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, которые были переданы Министерству при проверке условий исполнения соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39. Копии таких протоколов приложены к исковому заявлению Министерства.
Суд апелляционной инстанции, с учетом совокупности доказательств, доводов и пояснений сторон, пояснений Галлиевой Ф.Ф., представленных в настоящее дело (т.1 л.д. 166), оценивает критически представленный ООО ГК "Интерпрайз" в копии протокол испытаний N 156/2018 (т.1 л.д. 131), поскольку в ходе проведения Министерством проверки Администрацией был представлен протокол испытаний N 156/2018 с иным содержанием (т.1 л.д. 170) в котором объект по ул. Коммунаров не значится, на протоколе испытаний N 156/2018, представленном ООО ГК "Интерпрайз" отсутствует печать Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, исправления в протокол N 156/2018 внесены в ходе рассмотрения настоящего дела сотрудником ООО "ССХ" Ф.Ф.Галиевой, введенной в заблуждение.
С учетом вышеизложенного, довод Министерства о неправомерном использовании бюджетных средств, направленных на оплату работ по устройству выравнивающего и верхнего слоя покрытия без предварительных испытаний вырубок (кернов) и подтверждения требуемого качества покрытия по ул. Коммунаров (участок от ул. 60 лет Октября - напротив магазина) на сумму 1 074,358 тыс. руб. (вышеописанное нарушение 2), является законным и обоснованным.
Выводы Министерства о неправомерном расходовании Администрацией по 523449 руб. субсидии ( по вышеописанному нарушению 1) в рамках соглашения от 12.03.2018 года N 28-13/39, не опровергнуты ответчиком и третьим лицом, обоснованных возражений по ним не представлено.
Относительно ссылок Администрации на часть 3 статьи 151 АПК РФ и доводов апелляционной жалобы Администрации о том, что Министерство в рамках дела N А55-37633/2021 уже обращалось в суд с требованием о взыскании денежных средств в размере 1 549 872,79 руб. и судом прекращено производство по делу в связи с принятием судом отказа от иска, апелляционный суд отмечает, следующее.
Согласно ч.3 ст.151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, за исключением прекращения производства по делу о защите прав и законных интересов группы лиц в порядке, установленном частью 7 статьи 225.15 настоящего Кодекса.
В деле N А55-37633/2021 и в настоящем деле NА55-7571 Министерством были указаны разные предметы и основания спора.. В деле NА55-37633/2021 Министерством к Администрации заявлен иск об исполнении решения суда, истец просил присудить в пользу Министерства денежную сумму 1 549 872,79 руб. в связи с неисполнением администрацией решения суда по делу NА55-28773/2020. Иск заявлен с указанием на обстоятельства вынесения судом решения по делу NА55-28773/2020 и его неисполнение ответчиком, несмотря на предложение письмом от 12.11.2021 года Исх.-МТ/6738 перечислить денежную сумму в добровольном порядке и ссылками на часть 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ, которая не применима к рассматриваемым обстоятельствам, в связи с чем Министерством был заявлен отказ от иска. В настоящем деле основанием указано ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению от 12.03.2018 года N 28-13/39 о предоставлении бюджету городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области субсидий, неисполнение требования Министерства от 15.07.2020 о возврате субсидии.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования Министерства о взыскании денежных средств в заявленном размере 1 549 872,79 руб. правомерно рассмотрены судом в рамках настоящего дела и удовлетворены в виду наличия вышеприведенных оснований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции в данной части соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Между тем, при принятии судебного акта, суд первой инстанции взыскал с Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 28 499 рублей.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 333.16, п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Из разъяснений п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что судам нужно учитывать, что в п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк РФ. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, Администрация городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (ИНН 6367049530), согласно рода своей деятельности является органом местного самоуправления, а следовательно в силу выше приведенных норм закона освобождено от уплаты госпошлины и как истец, и как ответчик.
Обжалуемое решение в данной части подлежит отмене судом апелляционной инстанции на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм процессуального права о распределении судебных расходов.
Судебные расходы ООО ГК "Интерпрайз" по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022 отменить в части взыскания с Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 28 499 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 20 апреля 2023 года по делу N А55-7571/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
О.П. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7571/2022
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: Администрация городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Третье лицо: ООО "ГК Интерпрайз"