г. Челябинск |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А07-32433/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2023 года по делу N А07-32433/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Лукашов А.В. (паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом);
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Латыпов Р.М. (паспорт, доверенность от 30.01.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее - заинтересованное лицо, ГКТ РБ, Госкомитет) о признании недействительным предостережения от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройземресурс" (далее - ООО "Стройземресурс").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2023 (резолютивная часть решения объявлена 17.04.2023) по делу N А07-32433/2022 заявленные требования ООО "Башкирэнерго" удовлетворены, предостережение Госкомитета от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022 о недопустимости нарушения обязательных требований признано недействительным, с Госкомитета в пользу ООО "Башкирэнерго" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Госкомитет (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает что ООО "Башкирэнерго" расчет платы за технологическое присоединение определен без учета положений приложения N 3 к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22.12.2021 N 802 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан и определении выпадающих доводов, связанных с осуществлением технологического присоединения" (далее - Постановление N 802) в части индексации, при условии, что согласно техническим условиям от 07.04.2022 N 22-10-06029-04-01-Миловк срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен на период больше одного года (4 года). Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований может быть вынесено в отношении ООО "Башкирэнерго" (в том числе по результатам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) только в случае получения контролирующим органом данных, свидетельствующих о готовящихся нарушениях обязательных требований или о наличии в действиях контролируемого лица признаков нарушений обязательных требований (при условии отсутствия подтвержденных данных о причинении такими нарушениями вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо о создании угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям). Апеллянт указывает, что достоверных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контролируемыми лицами у ГКТ РБ на момент объявления предостережения не имелось.
Таким образом, в целях профилактики нарушений обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), обществу "Башкирэнерго" Госкомитетом объявлено предостережение от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022.
Мотивируя апелляционную жалобу, апеллянт также указывает на то, что вывод Арбитражного суда Республики Башкортостан о несоответствии предостережения от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022 части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ является не состоятельным, поскольку предостережение не является распорядительным документом обязующим ООО "Башкирэнерго" осуществлять какие-либо действия в понимании Федерального закона N 248-ФЗ, объявление предостережения направлено исключительно на профилактику нарушений обязательных требований. Также объявленное предостережение в полной мере соответствует типовой форме, утвержденной вышеуказанным нормативным правовым актом, части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ
Кроме того, апеллянт указывает, что понимание ООО "Башкирэнерго" факта несоответствия расчета платы за технологическое присоединение условиям Постановления N 802 подтверждается письмом от 31.08.2022 N БЭ/1.46.2-4009 ООО "Башкирэнерго", поданным в виде возражения на предостережение от 31.08.2022 N 410/ОКИТ/2022. Таким образом, указанные факты подтверждают понимание, какие конкретно действия (бездействие) ООО "Башкирэнерго" могут привести к нарушению обязательных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от ООО "Башкирэнерго" через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ООО "Башкирэнерго" документы приобщены к материалам дела.
От Госкомитета поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также от ООО "Башкирэнерго" поступили письменные объяснения, которые приобщены к материалам в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Госкомитета поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
ООО "Башкирэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Башкирэнерго" является сетевой организацией, эксплуатирует распределительные электрические сети, расположенные на территории Республики Башкортостан, и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
В адрес ООО "Башкирэнерго" 29.03.2022 обратилось ООО "Стройземресурс" с заявкой на поэтапное технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств микрорайона, включающего жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями, кадастровый номер земельного участка 02:47:100901:97.
Рассмотрев эту заявку, ООО "Башкирэнерго" подготовило проект договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и направило их в адрес ООО "Стройземресурс".
ООО "Стройземресурс" 28.07.2022 обратилось в Государственный комитет с заявлением о проверке обоснованности установления платы за технологическое присоединение.
Между ООО "Стройземресурс" и ООО "Башкирэнерго" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 18.08.2022 N 22-10-06029-02-01, который в соответствии с техническими условиями предусматривает осуществление технологического присоединение в четыре этапа: на 1 этапе в объеме 1,114 МВт - 2024 г., на 2 этапе в объеме 3,159 МВт - 2025 г., на 3 этапе в объеме 5,174 МВт - 2025 г., на 4 этапе в объеме 7,967 - 2026 г.
В адрес ООО "Башкирэнерго" 22.08.2022 поступило предостережение Государственного комитета от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Как указано в предостережении, ООО "Башкирэнерго" представило ООО "СЗР" для заключения договор N 22-10-06029-02-01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вместе с техническими условиями от 07.04.2022 N 22-10-06029-04-01-Миловк и расчетом платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, посредством применения стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, не соответствующем условиям установленным приложением N 3 к Постановлению N 802.
Также в предостережении указано, что эти действия могут привести / приводят к нарушению обязательных требований, предусмотренных частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктом 17(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктом 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17, приложением N 3 к Постановлению N 802.
Оспариваемое предостережение объявлено Госкомитетом в порядке статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Полагая, что указанное предостережение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предостережение не соответствует требованиям Федерального закона N 248-ФЗ и нарушает права заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Предметом настоящего спора является проверка законности предостережения, выданного контрольным органом ООО "Башкирэнерго", в рамках проведения контрольного мероприятия за соблюдением требований соблюдения порядка ценообразования при определении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона N 248-ФЗ объявление предостережения является видом профилактического мероприятия.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
С учетом изложенного предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания. Предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166).
Согласно Правилам N 166 решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ сведений (пункт 2 Правил N 166).
Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 3 Правил N 166).
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
Из выше указанного следует, что предостережение объявляется в том числе при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и усматривается из содержания оспариваемого предостережения, при рассмотрении в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике поступившего обращения (заявления) ООО "Стройземресурс" на предмет соблюдения порядка ценообразования при определении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан поступили сведения о действиях (бездействии) ООО "Башкирэнерго".
В пункте 2 оспариваемого предостережения Госкомитетом изложено описание, включая адрес (место) (при наличии), действий (бездействия), организации, ее должностных лиц и (или) работников, индивидуального предпринимателя и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований.
Так, ООО "Башкирэнерго представило ООО "Стройземресурс" для заключения договор N 22-10-06029-02-01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вместе с техническими условиями от 07.04.2022 N 22-10-06029-04-01-Миловк, являющегося неотъемлемой частью договора и расчетом платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" посредством применения стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций в размере не соответствующем условиям установленным приложением N 3 к Постановлению N 802.
В пункте 3 оспариваемого предостережения Госкомитетом изложено описание действий (бездействия) организации, ее должностных лиц и (или) работников, индивидуального предпринимателя и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований).
Так, в пункте 3 Госкомитет пришёл к выводам о том, что указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований: предусмотренных частью 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункта 17(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункта 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17, приложение N 3 к Постановлению N 802.
Учитывая указанные обстоятельства, Госкомитетом объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять безотлагательные меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 21.10.2022. Об исполнении предостережения направить уведомление в Госкомитет. В случае продолжения нарушения обязательных требований, как юридическое так и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - также КоАП РФ).
Суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое предостережение не соответствует требованиям части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, поскольку в предостережении отсутствует указание на то, в чем именно произведенный ООО "Башкирэнерго" расчет платы за технологическое присоединение не соответствует приложению N 3 к Постановлению N 802, а также не приведено мотивов и оснований, на основании которых был сделан такой вывод, Госкомитетом при объявлении предостережения не принято во внимание, что на момент объявления предостережения, между ООО "Башкирэнерго" и ООО "Стройземресурс" заключен договор об осуществлении технологического присоединения, следовательно, между указанными лицами достигнуты соглашения по всем существенным условиям этого договора. В связи с чем с момента заключения договора отношения его сторон, в том числе изменение его условий, могут быть осуществлены только в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, не согласен с указанными выводами суда и принимает доводы Госкомитета о том, что предостережение соответствует требованиям части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, не является распорядительным документом, обязующим ООО "Башкирэнерго" осуществлять какие-либо действия в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, в ГКТ РБ обратился директор ООО "Стройземресурс" по вопросу проверки обоснованности установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
К обращению также приложены проект договора N 22-10-06029-02-01 об осуществлении технологического присоединение к электрическим сетям (не подписан сторонами договора), технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" от 07.04.2022 N 22-10-06029-04-01-Миловк, проект расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" посредством применения стандартизированных тарифных ставок по договору, проект графиков перечисления заявителем денежных средств (платежей) за оказываемые сетевой организацией услуги по присоединению к электрическим сетям к договору N 22-10-06029-02-01 (приложение N 2).
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию подлежат, в том числе: плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Также согласно пункту 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее также - Основы ценообразования N 1178) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Так, Постановлением N 802 установлены единые стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан (далее - Ставки) (приложение N 1 к Постановлению N 802), а также установлена формула платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан (приложение N 3 к Постановлению N 802).
Ставки (тарифы), установленные в Постановлении N 802 на период 2022 года, действуют с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Формула платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан также установлена Постановлением N 802.
Иных нормативных правовых актов, определяющих формирование размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в Республике Башкортостан на 2022 год, не предусмотрено.
Согласно документам и материалам, приложенным к обращению, размер платы за технологическое присоединение определен ООО "Башкирэнерго" в размере 80 187 091,98 руб.
Согласно Техническим условиям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению разделен на несколько этапов в период с 2024 года по 2026 год.
Так, в соответствии с техническими условиями схема присоединения к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" обеспечивает электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя в точках присоединения.
Вместе с тем в соответствии с условиями проекта договора N 22-10-06029-02-01 об осуществлении технологического присоединение к электрическим сетям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 года со дня заключения настоящего договора (пункт 5 Раздела 1).
В соответствии с пунктом 17(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также - Правила N 861) при поэтапном технологическом присоединении применительно к каждому из этапов осуществляются мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные подпунктами "б" - "д(1)" пункта 18 настоящих Правил, а плата за технологическое присоединение рассчитывается (утверждается уполномоченным органом в случае технологического присоединения по индивидуальному проекту с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил) в целом на реализацию всех мероприятий по технологическому присоединению, расходы на выполнение которых подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение, с раздел их общей стоимости на составляющие, которые предназначены определения стоимости и оплаты таких мероприятий на предусмотренных техническими условиями и проектной документацией отдельных этапах, в следующих случаях:
в целях заключения договора на основании заявки, содержащей сведения, указанные в подпункте "и(1)и пункта 9 настоящих Правил;
в целях заключения договора на основании заявки, содержащей сведения, указанные в подпункте "и(2)" пункта 9 настоящих Правил, в который по согласованию сетевой организацией планируется включить условия о внесении платы за технологическое присоединение исходя из этапов осуществления мероприятий по такому присоединению.
При определении платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями настоящего пункта, в том числе:
предварительная общая стоимость осуществления мероприятий по всем этапам определяется в ценах года, соответствующего году утверждения или расчета платы;
составляющие платы, предназначенные для определения стоимости и оплаты осуществления мероприятий по каждому из этапов, определяются по формуле с указанием в числовом выражении стоимости осуществления мероприятий по отдельному этапу в ценах года, соответствующего" году утверждения или расчета платы, и переменной, которая применяется для учета совокупности индексов цен производителей по подразделу "Строительство" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен), за период до начала реализации соответствующего этапа, начиная с года, следующего за годом утверждения платы.
Вместе с тем пунктом 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17, действовавших на момент объявления предостережения установлено, что плата за технологическое присоединение в виде формулы утверждается регулирующим органом исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации и реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" Методических указаний, следующим образом:
г) если при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен на период больше одного года, то стоимость мероприятий, учитываемых в плате, рассчитанной в год подачи заявки, индексируется следующим образом:
50 % стоимости мероприятий, предусмотренных техничеркими условиями, определяется в ценах года, соответствующего году утверждения платы;
50 % стоимости мероприятий, предусмотренных техническими условиями, умножается на прогнозный индекс цен производителей по подразделу "Строительство" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на год, следующий за годом утверждения платы (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен).
Размер платы для каждого присоединения рассчитывается сетевой организацией в соответствии с утвержденной формулой.
Ставки и Формула, утвержденные Постановлением N 802 определены в соответствии с вышеуказанными нормами Методических указаний и с учетом вышеуказанных положений Правил технологического присоединения N 86р.
Таким образом, при рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращении (заявлении) ООО "Стройземресурс", в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике должностными лицами Госкомитета установлено, что в действиях ООО "Башкирэнерго" имеются признаки нарушения обязательных требований, предусмотренных:
1) частью 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, поскольку государственному регулированию подлежат: плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину;
2) пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", поскольку государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину;
3) пунктом 17(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лиц&м, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;
4) пунктом 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17 (действовали на момент объявления предостережение N 410/ОКИТ/2022), если при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям срок выполнения мероприятие по технологическому присоединению предусмотрен на период больше одного года, то стоимость мероприятий, учитываемых в плате, рассчитанной, в год подачи заявки, индексируется следующим образом:
50 % стоимости мероприятий, предусмотренных техническими условиями, определяется в ценах года, соответствующего году утверждения платы;
50 % стоимости мероприятий, предусмотренных техническими условиями, умножается на прогнозный индекс цен производителей по подразделу "Строительство" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации на год, следующий за годом утверждения платы (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен).
Размер платы для каждого присоединения рассчитывается сетевой организацией в соответствии с утвержденной формулой.
Таким образом, расчет платы за технологическое присоединение определен ООО "Башкирэнерго" без учета положений приложения N 3 к Постановлению N 802 в части индексации, при условии, что согласно техническим условиям от 07.04.2022 N 22-10-06029-04-01-Миловк срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен на период больше одного года (4 года).
Из указанного следует, что Госкомитетом при рассмотрении обращения ООО "СтройЗемРесурс" установлены признаки нарушения обязательных требований, что является основанием для объявления обществу "Башкирэнерго" предостережения.
Как указывалось ранее, согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение должно содержать объявление о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагать принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Спорное предостережение Госкомитета не содержит предписание совершить ООО "Башкирэнерго" определенные действия, что соответствует указанной норме Федерального закона N 248-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе должно содержать:
указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт;
информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований;
а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Из содержания норм статьи 2 Федерального закона от 31.07.2320 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) следует, что содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в том числе устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Также, частью 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ определено, что перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитаций), текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом ГКТ РБ от 06.12.2021 N 31-ОД утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, (оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Башкортостан.
Типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (приложение N 15), утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Как усматривается из материалов дела, объявленное предостережение в полной мере соответствует типовой форме, утвержденной вышеуказанным нормативным правовым актом, норме части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ и содержит:
- указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, а именно: предусмотренных частью 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункта 17(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункта 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2017 N 1135/17, приложение N 3 к Постановлению N 802;
- информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а именно ООО "Башкирэнерго" представило ООО "Стройземресурс" для заключения договор N 22-10-06029-02-01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вместе с техническими условиями N 22-10-06029-04-01-Миловк от 07.04.2022, являющегося неотъемлемой частью договора и расчетом платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" посредством применения стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций в размере не соответствующем условиям установленным приложением N 3 к Постановлению N 802;
- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, а именно результирующим положением предостережения является предложение принять безотлагательные меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 21.10.2022, об исполнении предостережения направить уведомление в Госкомитет.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции исходит из того, что предостережение от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022 объявлено в целях профилактики нарушений обязательных требований в строгом соответствии Федеральным законом N 248-ФЗ с учетом всех требований и условий, предусмотренных частью 2 статьи 49 настоящего закона. В содержании и формулировках предостережения не усматривается неопределенность, которая может привести к неисполнимости предостережения.
Кроме того, в пункте 5 предостережения предусмотрено право ООО "Башкирэнерго" подать на него возражения.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что предостережение направлено на урегулирование индивидуального правоотношения с участием лица, которому выдается (объявляется) предостережение, порождает правовые последствия для этого лица понуждает его к отказу от реализации выбранного варианта поведения под угрозой возможного привлечения к юридической ответственности, что сам факт объявления предостережения сопряжен с нахождением лица под риском наступления неблагоприятных имущественных, организационных, репутационных и иных подобных последствий в случае совершения им определенных действий (бездействия).
Указанный вывод не отвечает нормам права, установленным Федеральным законом N 248-ФЗ и основывается только на содержании отзывов ООО "Башкирэнерго", также не подтвержденных действующими нормами права в области государственного контроля (надзора). Выданное предостережение не порождает правовые последствия.
Судом первой инстанции не исследованы наличие (отсутствие) правовых последствий, возникшие по причине исполнения ООО "Башкирэнерго" предостережения, также ООО "Башкирэнерго" доказательства, подтверждающие отказ от заключения договора в предлагаемой проектом редакции, суду не представлены. Условия договора, заключенного ООО "Башкирэнерго" впоследствии с ООО "Стройземресурс" судом не проверялись, их сопоставление с условиями проекта договора и расчетом платы за подключение не производилось.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что в случае неисполнения предостережения ООО "Башкирэнерго" может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также во избежание привлечения к административной ответственности ООО "Башкирэнерго" предложено направить уведомление в адрес Госкомитета об исполнении предостережения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора). Федеральным законом N 248-ФЗ норма, предусматривающая обязанность контролируемого лица исполнения предостережения, не предусмотрена.
Административная ответственность за неисполнение объявленного предостережения и за отсутствие уведомления об исполнении предостережения также не предусмотрена КоАП РФ.
Указание в предостережении статьи 14.6 КоАП РФ обусловлено не принятием мер административного воздействия в отношении ООО "Башкирэнерго" в случае неисполнения данного предостережения и за отсутствие уведомления об исполнении предостережения, а в возможности привлечения к административной ответственности в случае нарушения обязательных требований, отраженных в пункте 3 предостережения.
Кроме того, статья 14.6 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение порядка ценообразования, выражающееся в завышении/занижении регулируемых государством цен. Неисполнение предостережения не соответствует понятию завышения/занижения регулируемых государством цен.
Таким образом, предостережение не является распорядительным документом, обязующим ООО "Башкирэнерго" осуществлять какие либо действия в понимании Федерального закона N 248-ФЗ, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность. То есть объявление предостережения направлено исключительно на профилактику нарушений обязательных требований.
Таким образом, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что неисполнение объявленного предостережения и отсутствие соответствующего уведомления об исполнении предостережения приведет к привлечению ООО "Башкирэнерго" к административной ответственности, то есть нарушению его прав.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о том, что оспариваемое предостережение Госкомитета является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя. Доводы апелляционной жалобы Госкомитета принимаются судом апелляционной инстанцией.
Вопреки позиции заявителя, судом апелляционной инстанции не установлено нарушений его прав и законных интересов, поскольку выданным предостережением контрольный орган проинформировал о недопустимости нарушения обязательных требований в целях стимулирования участника хозяйственных отношений к добросовестному соблюдению порядка ценообразования при определении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Республики Башкортостан.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оспариваемое предостережение вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, предоставляет заявителю возможность самостоятельно оценить соблюдение им обязательных требований, принять меры к их недопущению, не применяя в отношении ООО "Башкирэнерго" мер государственного принуждения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции должен был отказать в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным предостережения от 19.08.2022 N 410/ОКИТ/2022.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в удовлетворении заявленных требований отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госкомитет освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2023 года по делу N А07-32433/2022 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" о признании недействительным предостережения Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 19 августа 2022 года N 410/ОКИТ/2022 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32433/2022
Ответчик: Государственный комитет РБ по тарифам
Третье лицо: ООО СтройЗемРесурс, ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ