г. Москва |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А41-100732/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области - Кичула В.В., представитель по доверенности N 8 от 09.01.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Прогресс" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2023 по делу N А41-100732/22 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к ООО "Прогресс" о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24277 в размере 4 897 908,09 руб.,
третье лицо: Администрация Рузского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ответчик, общество) о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24277 в размере 4 897 908,09 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПРОГРЕСС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "Прогресс"; Администрации Рузского городского округа Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:24277, площадью 148372 кв. м, по адресу: Московская область, р-н Рузский, вид разрешенного использования (изначальный) - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 28.11.2019 N 15ВХ-5335 вид разрешенного использования участка был изменен на "для ведения личного подсобного хозяйства".
Поскольку в соответствии с действующим на территории Московской области законодательством взимается плата за изменение вида разрешенного использования, министерством рассчитана плата за изменение вида разрешенного использования, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в ЕГРН на момент принятия решения об изменении вида разрешенного использования.
Уведомлением от 03.06.2020 N 15исх-15023 истец уведомил общество об изменении вида разрешенного использования и необходимости оплаты 4 897 908,09 руб.
Общество оплату указанной суммы не произвело.
08.09.2020 истцом была направлена досудебная претензия о необходимости погашения задолженности, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения министерства в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер платы за изменение вида разрешенного использования определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка с учетом изменений вида разрешенного использования.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видам использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Частью 11 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрено, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании решения Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
Уполномоченный орган в течение сорока пяти календарных дней с даты получения решений, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи, с даты принятия решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи или с даты получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
где:
- размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
Следовательно, размер платы за изменение вида разрешенного использования определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, размер платы за изменение вида разрешенного использования произведен истцом в соответствии с требованиями пункта 6.1 Порядка, исходя из значения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24277 до изменения вида разрешенного использования - 888 748,28 руб. (КС1) и после изменения вида разрешенного использования - 49 867 829,20 руб. (КС2).
С учетом изложенного, расчет истца апелляционным судом проверен, признан арифметически верным.
Доводы ответчика о том, что кадастровая стоимость земельного участка не изменялась, судом отклоняются как необоснованные на основании следующего.
Как следует из ответа ППК "Роскадастр" по МО, 15.11.2019 в соответствии с заявлениями ООО "Прогресс" от 09.11.2019 N 50-0-1-330/3001/2019-9488 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в ЕГРН были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:24277 с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения личного подсобного хозяйства".
В рамках реализации требования ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ была определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 49 867 928,20 руб. (дата начала применения - 15.11.2019).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка в спорный период составляла 49 867 928,20 руб.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что требования Министерства имущественных отношений Московской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2023 по делу N А41-100732/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100732/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОГРЕСС"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16104/2024
09.07.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-100732/2022
13.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11564/2023
04.05.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-100732/2022