г. Пермь |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А60-13696/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "СиАйТи Терминал",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 01 июня 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-13696/2023
по заявлению акционерного общества "СиАйТи Терминал" (ИНН 6662007746, ОГРН 1026605394166)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-303/2023 от 27.02.2023 и представления от 27.02.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СиАйТи Терминал" (далее - заявитель, общество, ООО "СиАйТи Терминал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными постановления Екатеринбургской таможни (далее - заинтересованное лицо, административный орган, таможенный орган) от 27.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административной правонарушении N 10502000-303/2023, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 27.02.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 22.05.2023, мотивированное решение изготовлено 01.06.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "СиАйТи Терминал" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и представления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что привлечение его к административной ответственности является незаконным, поскольку им исполнены все обязанности владельца таможенного склада по представлению отчетности в соответствии с Приказом ФТС России от 22.01.2021 N 33 и действующим законодательством в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля.
От таможенного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому административный орган полагает, что вынесенный судебный акт является законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.01.2023 владельцем таможенного склада - АО "СиАйТи Терминал" в соответствии со статьей 419 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Екатеринбургскую таможню подан отчет владельца таможенного склада N 10502000/20230109/3/001561 за период с 01.10.2022 по 31.12.2022.
По результатам изучения отчета владельца таможенного склада N 10502000/20230109/3/001561 за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 установлены факты указания в нем недостоверных сведений, а именно: сведения, указанные в графе N 9 отчетности, не соответствуют информации, заявленной в графе 44 следующих ДТ:
1. В ДТ N 10005030/111022/3274904 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в графе 44 указан "09.10.2025", а в графе N 9 отчетности в строках N 53, N 54 указано "01.12.2022".
2. В ДТ 10511010/271022/3148602 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "27.11.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 55-90 указано "14.11.2022".
3. В ДТ N 10511010/271022/3148580 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада)) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "25.11.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 91-125 указано "09.11.2022".
4. В ДТ N 10511010/081122/3153136 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "08.01.2023", в графе N 9 отчетности в строках N 126, N 127 указано "14.11.2022".
5. В ДТ N 10511010/241122/3160075 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "30.12.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 128-133 указано "26.11.2022".
6. В ДТ N 10702070/211122/3405658 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "20.11.2025", в графе N 9 отчетности в строках NN 134-139 указано "30.11.2022".
7. В ДТ N 10131010/161222/3542362 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "31.12.2023", в графе N 9 отчетности в строках NN 140-175, NN 177-213 указано "23.12.2022".
При этом при формировании указанной выше отчётности в распоряжении владельца таможенного склада АО "СиАйТи Терминал" имелись ДТ, содержащие сведения о дате истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления таможенным органом 14.02.2023 протокола об административном правонарушении и вынесении 27.02.2023 постановления о назначении обществу административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-303/2023 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5500 руб.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ таможенным органом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обществу предложено усилить контроль за деятельностью работников, ответственных за представлением в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, с целью устранения причин и условий совершения административных правонарушений и недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Диспозицией статьи 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением в таможенный орган отчетности.
Объективная сторона правонарушения выражается в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
АО "СиАйТи Терминал" включено в Реестр владельцев таможенных складов (далее - Реестр владельцев ТС) 30.05.2016 (свидетельство о включении в Реестр владельцев ТС N 10502/300516/10061/11.
В силу статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
На основании статьи 419 ТК ЕАЭС установлена обязанность владельца таможенного склада вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе, с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Статьей 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Порядок представления отчетности владельцами таможенных складов, форма отчета владельца таможенного склада, порядок заполнения формы отчета владельца таможенного склада регламентированы приказом ФТС России от 22.01.2021 N 33 "Об утверждении способа представления отчетности, форм отчетов, порядков заполнения форм отчетов, а также порядка и сроков представления отчетности владельцами таможенных складов и лицами, поместившими товары под таможенную процедуру таможенного склада и осуществляющими их хранение в местах, не являющихся таможенными складами, и о внесении изменений в приказ ФТС России от 28.12.2010 2636" (далее - Приказ ФТС России N 33).
В соответствии с пунктом 7 Порядка заполнения формы отчета владельца таможенного склада, утвержденного Приказом ФТС России N 33 (приложение N 4 к приказу, далее - Порядок заполнения отчета) графы 2-6 отчета заполняются на основании сведений, имеющихся в декларации на товары, на основании которой товар был помещен под таможенную процедуру таможенного склада.
В графе 2 "Регистрационный номер декларации на товары/номер товара в декларации на товары" указывается регистрационный номер декларации на товары, через знак "/" указывается номер товара в декларации на товары.
Согласно пункту 10 Порядка заполнения отчета, в графе 9 "Дата истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада" указывается дата истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада в отношении товара.
В силу пункта 1 статьи 157 ТК ЕАЭС срок действия таможенной процедуры таможенного склада не может превышать 3 года со дня помещения товаров под такую таможенную процедуру, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 157 ТК ЕАЭС.
На основании пункта 3 статьи 128 ТК ЕАЭС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Пунктом 3 статьи 157 ТК ЕАЭС установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, до истечения срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 157 ТК ЕАЭС, должны быть помещены под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, либо выпущены в качестве припасов в соответствии с главой 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Решение N 257) в графе 44 ДТ при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада указывается заявляемый срок хранения товаров (ХХ.ХХ.ХХХХ - день, месяц, год) в соответствии с этой таможенной процедурой.
Согласно Классификатору видов документов и сведений, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" (Приложение 8), заявленный срок хранения товаров на таможенном складе указывается под кодом 10042.
При этом статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предоставление в таможенный орган отчетности содержащей недостоверные сведения.
Как следует из оспариваемого постановления, по результатам изучения таможенным органом отчета владельца таможенного склада N 10502000/20230109/3/001561 за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 (4 квартал 2022 года) установлены факты указания в нем недостоверных сведений. Так сведения, указанные в графе N 9 отчетности, не соответствуют информации, заявленной в графе 44 ДТ N 10005030/111022/3274904 (помещение под таможенную процедуру таможенного склада) заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в графе 44 указан "09.10.2025", а в графе N 9 отчетности в строках N 53, N 54 указано "01.12.2022"; в ДТ 10511010/271022/3148602 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "27.11.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 55-90 указано "14.11.2022"; в ДТ N 10511010/271022/3148580 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "25.11.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 91-125 указано "09.11.2022"; в ДТ N 10511010/081122/3153136 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "08.01.2023", в графе N 9 отчетности в строках N 126, N 127 указано "14.11.2022"; в ДТ N 10511010/241122/3160075 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "30.12.2022", в графе N 9 отчетности в строках NN 128-133 указано "26.11.2022"; в ДТ N 10702070/211122/3405658 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "20.11.2025", в графе N 9 отчетности в строках NN 134-139 указано "30.11.2022"; в ДТ N 10131010/161222/3542362 заявленный срок хранения товаров на таможенном складе в гр. 44 указан "31.12.2023", в графе N 9 отчетности в строках NN 140-175, NN 177-213 указано "23.12.2022".
При этом при формировании указанной выше отчётности в распоряжении владельца таможенного склада имелись ДТ, содержащие сведения о дате истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада.
Таким образом, по результатам проведенного таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений таможенным органом выявлены факты нарушения положений статьи 419 ТК ЕАЭС в части обязанности вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, приказа ФТС России от 22.01.2021 N 33 в части необходимости указания срока действия таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, помещенных под данную таможенную процедуру.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае вывод таможенного органа о наличии в действиях юридического лица объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ, соответствует нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Допустимых и относимых документальных доказательств, опровергающих выводы таможенного органа, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что таможенным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством не урегулирован порядок заполнения графы N 9 "Дата истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада" отчетности владельца таможенного склада, повторяют доводы, приводившиеся заявителем в суде первой инстанции. Данные доводы подробно рассмотрены судом и правомерно отклонены как не основанные на законе и опровергаемые материалами дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, обществом не представлено.
Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным требованиям.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Таким образом, у таможенного органа имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом не установлено.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами таможенного органа в пределах предоставленной компетенции и при наличии достаточных оснований.
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечены и соблюдены.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, ввиду привлечения АО "СиАйТи Терминал" ранее к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ.
Также с учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-303/2023 от 27.02.2023 правомерно признано судом законным.
Из материалов дела также следует, что таможенным органом в адрес общества также внесено представление от 27.02.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пункта 7 статьи 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление направлено на предупреждение совершения административных правонарушений.
Оспариваемое представление содержит указание на конкретные причины и условия, на устранение которых направлено его действие; формулировка мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является определенной, что обуславливает их фактическую исполнимость.
При этом конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта.
Поскольку материалами дела факт нарушения обществом требований, установленных нормативными правовыми актами области в сфере таможенного регулирования, подтвержден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены представления.
Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонил доводы, заявленные обществом при рассмотрении дела в суде, оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13696/2023, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 22.05.2023, мотивированное решение изготовлено 01.06.2023), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13696/2023
Истец: АО СИАЙТИ ТЕРМИНАЛ
Ответчик: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ