город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2023 г. |
дело N А53-4936/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НКО "Фонд капитального ремонта"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.05.2023 по делу N А53-4936/2023
по заявлению некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" (ОГРН: 1136100005579,
ИНН: 6167111598)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
(ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным, как несоответствующие статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 78 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.12.2022 по делу N 061/01/17-1906/22.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
НКО "Фонд капитального ремонта" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действия Фонда не могут ограничивать конкуренцию ввиду ее отсутствия, а соответственно, антимонопольное законодательство заявителем не нарушено. Фонд при размещении закупки наделен действующим законодательством правом самостоятельного формирования лотов. заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий, указанных в пункте 78 Положения N 615. При этом указанный пункт не требует соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки; если объекты не являются территориально близкими, но состав производимых на них работ является одинаковым, объединение нескольких объектов в один предмет закупки признается правомерным. Фонд правомерно объединил в один предмет закупки несколько объектов ввиду одинакового вида работ (услуг) на различных объектах, что исключает нарушение пункта 79 Положения N 615 и статьи 17 Закона N 135-ФЗ. При этом действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на аукцион единым лотом предлагаемые к выполнению работы (услуги), которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды. В рассматриваемом случае у Фонда имелась потребность именно в выполнении работ по капитальному ремонту МКД единым комплексом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 15.04.2022 по 14.06.2022 НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" на официальном сайте размещена информация о проведении 35 закупочных процедурах.
В 9 из них, а именно N N 205850000012200018, 205850000012200019, 205850000012200020, 205850000012200021, 205850000012200022, 205850000012200023, 205850000012200024, 205850000012200025 и 205850000012200026 начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает первый уровень ответственности члена СРО - 60 000 000 рублей.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200018 размещено 13.05.2022, с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) - 91 084 944,00 руб. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2022 РТС261А220016 подана одна заявка от ООО "Теплострой", которое признано победителем торгов. Между Фондом и ООО "Теплострой" 29.06.2022 заключен договор N А-09-22 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200019 размещено 13.05.2022, НМЦК - 97 067 302,80 рублей. Согласно протоколу от 09.06.2022 РТС261А220017 подана одна заявка, победитель - ООО "Теплострой", с которым был заключен договор N А-10-22 от 29.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200020 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 88 508 202,00 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220018 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "СпецКапСтройРостов", которое признано победителем. Между Фондом и указанной подрядной организацией заключен договор N А-11-22 от 29.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200021 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 119 833 702,80 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220019 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Дон-Строй", которое признано победителем. Между Фондом и подрядчиком заключен договор N А-12-22 от 30.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200022 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 111 124 314,00 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220020 на участие подана одна заявка от ООО "СУ-310", которое признано победителем аукциона. Между Фондом и ООО "СУ-310" заключен договор N А-13-22 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200023 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 68 194 270,80 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220021 на участие подана одна заявка от ООО "СУ-310", которое признано победителем аукциона. Между Фондом и ООО "СУ-310" заключен договор N А-14-22 от 30.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200024 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 72 950 606,40 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220022 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Максимум-Строй", которое признано победителем аукциона. Между Фондом и указанной подрядной организацией заключен договор N А-15-22 от 30.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200025 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 111 031 759,20 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220023 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Новатор", которое признано победителем аукциона. Между Фондом и указанной подрядной организацией заключен договор N А-16-22 от 21.06.2022 по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200026 размещено 13.05.2022 с НМКЦ - 73 926 357,60 руб. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220024 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Русюгстрой", которое признано победителем аукциона. Между Фондом и указанной подрядной организацией заключен договор N А-17-22 от 30.06.2022 по НМЦК.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 60 000 000 рублей (или минимальный допуск СРО).
Потенциальные участники аукционов с первым уровнем ответственности составляют 73,6 % от общего количества подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций.
УФАС по РО пришло к выводу, что действия Заказчика - НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, 19.08.2022 УФАС по РО возбуждено дело N 061/01/17-1906/22 в отношении НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Как установлено Комиссией Ростовского УФАС России, в период с 15.04.2022 по 14.06.2022 - Заказчиком - НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" на официальном сайте размещена информация о проведении 35 закупочных процедурах, в 9 из которых НМЦК превышает 60 000 000 рублей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области пришла к выводу о том, что в действиях НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
28.12.2022 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области вынесла решение по делу N 061/01/17-1906/22, которым признала НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления преимуществ подрядным организациям, имеющим второй и выше уровень ответственности члена саморегулируемой организации при проведении аукционов NN 205850000012200018, 205850000012200019, 205850000012200020, 205850000012200021, 205850000012200022,.05850000012200023, 205850000012200024, 205850000012200025 и 205850000012200026, ущемив при этом интересы подрядных организаций, имеющих первый уровень ответственности.
Полагая, что вынесенное Управлением решение является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Применительно к рассматриваемому спору требования НКО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" подлежат удовлетворению в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностью регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии со статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора в том числе, относятся:
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
- взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- иные предусмотренные Жилищного кодекса Российской Федерации, законом субъекта РФ и учредительными документами регионального оператора функции.
На основании части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Порядок N 614), на основе конкурсных процедур.
В соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенным учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам предварительного отбора среди подрядных организаций или индивидуальных предпринимателей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.
На территории Ростовской области органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на формирование и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Министерство).
Из пункта 23 Положения N 615 следует, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций участник предварительного отбора должен, в том числе быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена СРО).
Из пункта 63 Положения N 615 следует, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о предмете электронного аукциона, по которому подрядная организация может принимать участие в электронном аукционе, а также сведения о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, равной предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член саморегулируемой организации, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 615 одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.
Согласно пункту 79 Положения N 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Из пунктов 102 и 103 Положения N 615 следует, что подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, прошедшее аккредитацию на электронной площадке, и включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 103 Положения N 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона 9 начальной (максимальной) цене договора.
Подпунктом "д" пункта 157 Положения установлено, что заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Таким образом, подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), в электронных аукционных на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.
На официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области www.minjkh.donland.ru размещены в открытом доступе реестры квалифицированных подрядных организаций (далее - Реестр).
По состоянию на дату проведения указанных выше аукционов по предмету "оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов" в Реестр включен 91 хозяйствующий субъект, из них:
-с максимальной начальной ценой договора - 60 000 000 рублей - 67 участников,
-с максимальной начальной ценой договора - 150 000 000 рублей - 1 участник,
-с максимальной начальной ценой договора - 500 000 000 рублей - 18 участников,
-с максимальной начальной ценой договора - 3 000 000 000 рублей - 3 участника,
-с максимальной начальной ценой договора - 10 000 000 000 рублей - 2 участника.
ООО "Теплострой", ООО "Дон-Строй", ООО "СУ-310", ООО "Максимум-Строй", ООО "Новатор" и ООО "Русюгстрой" имеют второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 500 000 000 рублей.
ООО "СКСР" - третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации -3 000 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 Положения одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.
Согласно пункту 79 Положения заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки
Однако, в рассматриваемой ситуации, подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности СРО (60 000 000 рублей), в аукционах на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора -свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.
При том, что участников с первым уровнем ответственности 73,6 % от общего количества подрядных организаций, включенных в Реестр.
Пунктом 103 Положения предусмотрено, что участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
В силу пункта 157 Положения заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Таким образом, указанные 9 аукционов проводились Заказчиком только для 24 подрядных организаций из 91 организации, включенной в реестр.
Суд первой инстацнии исследовал вопрос относительно количества многоквартирных домов, объединенных в один аукцион:
1) 13 домов - аукцион N 205850000012200018 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: просп. Космонавтов, 38; ул. Новаторов, 2; ул. Беляева, 24; просп. Ленина, 125; просп. Михаила Нагибина, 45; ул. Капустина, 28/1; пер. Оренбургский, 26/55; просп. Космонавтов, 27; просп. Ленина, 123/2; ул. Васильченко, 23/34; просп. Ленина, 90/1; просп. Ленина, 90; ул. Добровольского, 14;
2) 10 домов - аукцион N 205850000012200019 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: ул. 2-я Краснодарская, 92/1; просп. Коммунистический, 5; ул. 1-я Краснодарская, 82/38; просп. Коммунистический, 12/1; ул. 1-я Краснодарская, 65; ул. 2-я Краснодарская, 84; ул. Прогрессивная, 5; ул. Содружества, 35; ул. 2-я Краснодарская, 155/3; просп. Стачки, 182/2;
3) 13 домов - аукцион N 205850000012200020 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: ул. 1-я Краснодарская, 84; просп. Коммунистический, 49/2; просп. Стачки, 191/14; ул. 1-я Краснодарская, 84/4; ул. Андрея Сладкова, 85/2; ул. 1-я Краснодарская, 86; ул. 1-я Краснодарская, 86/1; просп. Стачки, 199/1; просп. Коммунистический, 33/1; ул. Зорге, 20; ул. Зорге, 62; просп. Стачки, 188/1; ул. Портовая, 174;
4) 18 домов - аукцион N 205850000012200021 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: пер. Соборный, 80; просп. Ленина, 48/3; пер. Авиамоторный, 17; ул. Текучева, 143; ~росп. Ленина, 97а; ул. Нансена, 111; ул. Мечникова, 1206; просп. Ленина, 41; ул. Мечникова, 122; ул. Текучева, 137/77; ул. Ивана Франко, 15а; ул. Мечникова, 126/216; ул. Лермонтовская, 71/104; ул. Козлова, 616; пер. Авиамоторный, 13; ул. Народного Ополчения, 266; ул. Мечникова, 118; ул. Гаккеля, 3/3;
5) 21 дом - аукцион N 205850000012200022 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: ул. Воровского, 23/47; ул. Студенческая, 5; ул. Вильнюсская, 6; ул. Ильича, 38; ул. Урожайная, 4/82; ул. Клубная, 9; просп. Шолохова, 207/1; просп. Шолохова, 298/2; ул. Казахская, 77; ул. 1-й Конной Армии, 13; ул. Поляничко, 6; просп. Мира, 27; ул. Казахская, 101; ул. Казахская, 47; ул. 1-й Конной Армии, 5ж; ул. 1-й Конной Армии, 56; ул. Российская, 32/4; ул. Казахская, 27; ул. Казахская, 49; ул. Раздорская, 7; просп. Шолохова, 298/3;
6) 11 домов - аукцион N 205850000012200023 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ростове-на-Дону Ростовской области по адресам: ул. Максима Горького, 160; ул. Филимоновская, 289/67; пер. Газетный, 58; ул. Седова, 13; ул. Социалистическая, 181; пер. Газетный, 87; пер. Халтуринский, 46а; ул. Донская, 20; ул. Социалистическая, 11; ул. Серафимовича, 10/26; ул. Шаумяна, 1/14;
7) 18 домов - аукцион N 205850000012200024 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Ростовской области по адресам: г. Азов, ул. Измайлова, 46; г. Азов, ул. Энгельса, 23; г. Азов, ул. Привокзальная, 27; г. Азов, ул. Измайлова, 73; г. Азов, ул. Красногоровская, 32; г. Азов, ул. Макаровского, 100; г. Азов, ул. Мира, 26; г. Азов, просп. Зои Космодемьянской, 82; г. Азов, ул. Кондаурова, 30; г. Азов, ул. Ленина, 73; г. Азов, ул. Макаровского, 43; г. Азов, просп. Зои Космодемьянской, 88; г. Батайск, ул. Ленина, 205; Кагальницкий район, Родниковское сельское поселение, х. Жуково-Татарский, ул. Шолохова, 73; г. Аксай, просп. Ленина, 21; г. Аксай, ул. Дружбы, 10; г. Аксай, ул. Дружбы, 2; г. Аксай, ул. Чичерина, 148;
8) 16 домов - аукцион N 205850000012200025 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Таганроге Ростовской области по адресам: пер. Смирновский, 139/1; пер. Украинский, 2 4; ул. Калинина, 92; ул. Розы Люксембург, 46/1; ул. Петровская, 29/2; ул. Котлостроительная, 5; ул. Чучева, 22; ул. Дзержинского, 111 17; ул. Дзержинского, 178; ул. Дзержинского, 180; ул. Инициативная, 36; ул. Калинина, 102; ул. Прохладная, 7; ул. Александровская, 68; ул. Большая Бульварная, 6; ул. Свободы, 12;
9) 11 домов - аукцион N 205850000012200026 - Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Шахты Ростовской области по адресам: пер. Студенческий, 8; просп. Победа Революции, 126; ул. Хабарова, 14; ул. Екатерининская, 3; ул. Екатерининская, 5; ул. Разина, 13; пер. Луговой, 95; пер. Югова, 7; ул. Горбунова, 10; ул. Горбунова, 2; ул. Екатерининская, 6.
Судом первой инстанции не установлено правомерности действий НКО "Фонд капитального ремонта" по укрупнению рассматриваемых территорий.
Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя о том, что Фонд при размещении закупки наделен действующим законодательством правом самостоятельно формировать лоты, ввиду следующего.
При размещении закупки Фонд наделен правом самостоятельного формирования лотов и обязан учитывать требования Положения в части обеспечения равных условий для участников электронных аукционов, гарантий по реализации их права на участие в торгах.
В соответствии с пунктом 78 Положения заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:
а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах;
б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;
в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот, как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий, указанных в пункте 78 Положения.
При этом пункт 78 не требует соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения аукционов с разбивкой их на несколько лотов, включая в состав лотов многоквартирные дома, заявителем не представлено.
Таким образом, необоснованное укрупнение лота повлекло увеличение начальной цены договора и ограничило потенциальное количество подрядных организаций, данные действия привели к созданию условий, при которых недостижимы цели развития добросовестной конкуренции, экономии средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки.
Апелляционной коллегией отклоняется довод Фонда о том, что в действиях заявителя отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, поскольку при проведении электронных аукционов конкуренция отсутствовала.
В рассматриваемом случае круг участников размещения заказов ограничен законодательно.
Принять участие в закупках, проводимых Фондом для целей отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ, поименованных в пункте 8 Положения могут только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые прошли предварительный отбор и находятся в реестре квалифицированных подрядных организаций.
По состоянию на дату проведения рассматриваемых аукционов по предмету "оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов" в Реестр квалифицированных подрядных организаций был включен 91 хозяйствующий субъект, из них 67 хозяйствующих субъектов с максимальной начальной ценой договора - 60 000 000 рублей.
Соответственно, разместив закупку с ценой выше 60 000 000 рублей, Заказчик ограничил количество потенциальных участников, единовременно исключив 67 подрядных организаций из конкурентной борьбы, то есть ограничил конкуренцию.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2020 N Ф04-5306/2020 по делу N А46-1753/2020 и Определении Верховного Суда РФ от 02.03.2021 N 304-ЭС21-785 по делу N А46-1753/2020, где судами также сделан вывод, что необоснованное укрупнение лота повлекло увеличение начальной цены договора и ограничило потенциальное количество подрядных организаций.
Таким образом, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, суд первой инстанции правомерно признал доказанными выводы антимонопольного органа о квалификации спорных действий фонда как нарушающих антимонопольное законодательство.
Таким образом, оспариваемый заявителем ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, судом первой инстанции обоснованно признан соответствующим закону, принятым полномочным органом, не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований правомерно отказал.
Ссылка Фонда на иную судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2023 по делу N А53-4936/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4936/2023
Истец: Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту", НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по РО