г. Владивосток |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А51-16429/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект-сервис",
апелляционное производство N 05АП-2869/2023
на решение от 07.04.2023
судьи О.А.Жестилевской
по делу N А51-16429/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект-сервис" (ИНН 2511036120, ОГРН 1022500858434)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
о признании незаконным решения,
при участии:
от УМС г. Владивостока: представитель Салыкова Л.В., по доверенности от 13.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 10135), свидетельство о заключении брака, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект-сервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока (далее - ответчик, УМС г. Владивостока) о признании незаконными решений от 27.06.2022 N N 12219/1у/28, 12212/1у/28.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции апеллянт считает оспариваемые решения незаконными, поскольку в заявлении на проведение аукциона на право заключения договора аренды спорных земельных участков, расположенных в территориальной зоне улично-дорожной сети (Т4), имеющих условно разрешенный вид использования "заправка транспортных средств", заявителем указана цель использования - для эксплуатации действующей автозаправочной станции, в связи с чем, учитывая заявленную цель использования (для эксплуатации, а не строительства АЗС), вид разрешенного использования и территориальную зону расположения спорных участков, а также то, что АЗС находится за границами охранной зоны инженерных сетей, препятствий для проведения испрашиваемого аукциона не имеется.
Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в представленном в судебном заседании отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном коллегией в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Комплект-сервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:040009:306, общей площадью 469 кв.м. Местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 26 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская, дом 96. Разрешенное использование: для эксплуатации малогабаритных автозаправочных станций.
На указанном участке располагается также принадлежащее истцу сооружение автозаправочная станция, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 20.03.2012 серия 25 АБ-750620.
Согласно сведениям кадастровой палаты земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040009:306, 25:28:040009:305, 25:28:040009:304 были образованы в результате преобразования единого земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:90 (дата внесения в реестр 08.12.2010). При этом фактическое использование истцом земельного участка установлено в размере 469 +/- 8 кв.м.
Заявитель обратился в адрес УМС г. Владивостока с заявлениями о подготовке и организации проведения аукциона по продаже или на право заключения договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040009:305, 25:28:040009:304, расположенных по адресу: г.Владивосток, ул. Некрасовская, 96.
По результатам рассмотрения заявлений УМС г. Владивостока, указывая, что согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040009:305, 25:28:040009:304 имеют вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации малогабаритной автозаправочной станции", при этом данные земельные участки расположены в территориальной зоне улично-дорожной сети (Т 4), где согласно градостроительному регламенту вид разрешенного использования "заправка транспортных средств" предусмотрен в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков, отказано обществу в подготовке и организации аукционов на право заключения договоров аренды испрашиваемых земельных участков для эксплуатации малогабаритной автозаправочной станции на основании пункта 8 подпункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ (решения об отказе в проведении аукциона от 27.06.2022 N N 12219/1у/28, 12212/1у/28).
ООО "Комплект-сервис", не согласившись с принятыми решениями, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ.
По условиям пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка, организация и проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьей 39.12 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ приведен перечень обстоятельств, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Обжалуемый обществом отказ Управления в проведении аукциона обоснован подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Так, подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
При наличии указанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона (пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ).
Статьей 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны, в том числе, предельные параметры разрешенного строительства.
На основании пункта 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты включаются в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 38 ГрК РФ определено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 25.02.2016 N 242-О изложена позиция, согласно которой регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть, в том числе условно разрешенным.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 данного Кодекса на основании решения главы местной администрации (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040009:305 и 25:28:040009:304 в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 в действующей редакции (далее - Правила N 462, Правила землепользования и застройки) расположены в территориальной зоне улично-дорожной сети (Т 4), где согласно градостроительному регламенту вид разрешенного использования "заправка транспортных средств" предусмотрен в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков.
Разрешение на установление условно разрешенного вида использования земельного участка, принимается на основании решения главы города Владивостока в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
Обществом в заявлениях в качестве цели использования земельных участков указано "для эксплуатации малогабаритной заправочной станции".
Аналогичный вид разрешенного использования в отношении спорных участков содержится в представленных в материалы дела кадастровых паспортах.
Вместе с тем, градостроительный регламент содержит требования относительно минимального размера земельного участка для испрашиваемой заявителем цели использования участка - не менее 100 кв.м. В условиях реконструкции существующей застройки отступы от границ земельного участка формируются в соответствии со сложившейся линией застройки или по красной линии.
В то же время площадь земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:304 составляет 5 кв. м., а земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:305 - 12 кв.м.
Как верно указано судом первой инстанции, учитывая, что предоставление земельных участков площадью 5 и 12 кв.м. не позволит иным помимо заявителя лицам, не являющимся собственниками автозаправочной станции, расположенной на прилегающем к испрашиваемым земельном участке с кадастровым номером 25:28:040009:306, осуществлять на таких участках деятельность в соответствии с установленным видом разрешенного использования, проведение аукциона в отношении таких участков противоречит требованиям земельного законодательства.
Кроме того, согласно сведениям Управления градостроительства Администрации г.Владивостока от 03.08.2022 N 30/30361 и имеющимся топографическим материалам в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:304 находятся подземные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ и 6 кВ, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:305 расположен трубопровод водоснабжения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание указанные ограничения, а именно площади спорных земельных участков, вид разрешенного использования, а также наличие подземных сетей электро- и водоснабжения, отсутствие в ГКН сведений о зарегистрированных охранных зонах в отношении которых не является основанием для несоблюдения режима их использования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности принятия органом решения об отказе в проведении аукциона в отношении испрашиваемых ООО "Комплект-сервис" земельных участков.
Доводы апеллянта, аналогичные заявленным при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции, не опровергают правомерность выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований с учетом установленных по делу обстоятельств.
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятые УМС г.Владивостока решения от 27.06.2022 N N 12219/1у/28, 12212/1у/28 не противоречат закону и не привели к нарушению прав и законных интересов общества. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2023 по делу N А51-16429/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16429/2022
Истец: ООО "КОМПЛЕКТ-СЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА