г. Киров |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А28-1646/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Калининой А.С., Караваева И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей Администрации Слободского муниципального района Кировской области Зыкова В.Н., по доверенности от 11.01.2023, Логинова А.Н., по доверенности от 01.06.2023, Татауровой О.В., по доверенности от 17.01.2023,
конкурсного управляющего Пленкина Владимира Алексеевича, лично,
представителя АО "ЭнергосбыТ Плю" Любимова Е.А., по доверенности от 22.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши Пленкина Владимира Алексеевича, Администрации Слободского муниципального района Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2023 по делу N А28-1646/2019
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши
к муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области
об установлении размера и взыскании компенсации,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Оценочно-консультативный центр", общество с ограниченной ответственностью "Гидра", общество с ограниченной ответственностью "ИнвестЭкспертСтрой",
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши (далее также - должник, предприятие, МУП ЖКХ п.Вахруши) конкурсный управляющий Пленкин Владимир Алексеевич обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об установлении размера компенсации в связи с передачей объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность в размере 61 947 750 руб., о взыскании с муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области (далее - Администрация Слободского района, Администрация, ответчик) в пользу должника компенсации за передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность в размере 61 947 750 руб.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2023 установлен размер компенсации в связи с передачей централизованных объектов водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность в размере 12 389 550 руб.; с муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области в лице Администрации Слободского района в пользу МУП ЖКХ п.Вахруши взыскана компенсация за передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность в размере 12 389 550 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация Слободского района, АО "ЭнергосбыТ Плюс", конкурсный управляющий должником с принятым определением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Администрация Слободского района в апелляционной жалобе просит определение суда первой инстанции отменить, требования конкурсного управляющего удовлетворить частично, установить размер компенсации в связи с передачей централизованных объектов водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность исходя из балансовой стоимости объектов на момент передачи их в муниципальную собственность.
Заявитель жалобы указывает, что объекты на момент введения конкурсного производства не использовались должником для оказания населению муниципального образования коммунальных услуг. Доказательства о значениях физического износа и об общем состоянии объектов не оценивались арбитражным судом по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда, основанные на показателях физического износа, противоречат материалам обособленного спора. Использование балансовой стоимости для определения размера компенсации отклонено не мотивировано. Отсутствие данных о балансовой стоимости части объектов, по мнению администрации, не делает невозможным использования этой категории. При принятии оспариваемого определения арбитражный суд руководствовался неактуальными данными местного бюджета на 2023 год. С учетом состояния объектов, неточностей отчетов об определении рыночной стоимости и невозможности применять для целей определения такой компенсации рыночную стоимость как таковую, а также в связи с состоянием бюджета муниципального образования, Администрация полагает, что установленный судом размер компенсации является завышенным и не устанавливает баланс частных и публичных интересов.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" в апелляционной жалобе просит отменить определение суда первой инстанции и принять по обособленному спору новый судебный акт об удовлетворении требований конкурсного управляющего в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что присужденная сумма в размере 12 389 550 руб. не носит справедливый компенсационный характер. Как пояснял конкурсный управляющий в ходе судебного разбирательства, текущая задолженность на момент рассмотрения дела составляла (а также составляет в настоящий момент) 16 125 172,14 руб. пятой очереди, большую часть требований из которой составляют требования бюджета. Выплата взысканной компенсации приведет лишь к частичному удовлетворению требований кредиторов пятой очереди. Тем времен в реестр требований кредиторов включены требования в сумме 52 647 669 руб. 61 коп., в т.ч. основной долг - 52 407 217 руб. 72 коп., финансовые санкции - 240 451 руб. 89 коп.; за реестром учтены требования в сумме 10 666 171 руб. 62 коп. При рыночной стоимости Объектов ВКХ 247 791 000 руб., которая превышает совокупные требования кредиторов более, чем в 3 раза, реестровые кредиторы не получат никакого удовлетворения своих требований, что нельзя считать справедливым. Собранием кредиторов размер требований был установлен в размере всего 25% от определенной оценщиком стоимости. Значительное количество объектов, их высокая мощность, длительная протяженность, а также большое количество обслуживаемых потребителей напрямую указывают на большую значимость и ценность имущества, исключаемого из конкурсной массы. Дефицитный и дотационный характер бюджета Слободского района, по мнению АО "ЭнергосбыТ Плюс", при справедливом подходе также не влечет снижение компенсации до присужденного судом размера. Дефицитность и дотационный характер бюджета Слободского района не являются уникальной ситуацией для бюджетов муниципальных образований. Кроме того, планируемый дефицит бюджета на 2024 и 2025 годы меньше запланированного в 2023 году. Присужденный размер компенсации составляет всего 1,47% и 1,46% от доходной и расходной части бюджета соответственно. При этом в судебной практике по взысканию компенсации с муниципальных образований с гораздо более меньшим бюджетом данный процент чаще всего в разы больше. Занижение размера компенсации в настоящем деле АО "ЭнергосбыТ Плюс" считает несправедливым и не обеспечивающим баланс публичных и частных интересов. При принятии собранием кредиторов Должника от 31.03.2022 решения об определении размера компенсации учтено социальное назначение имущества, так как размер компенсации установлен в 4 раза ниже рыночной стоимости имущества и при этом не превышает совокупный размер требований кредиторов (включенных в реестр и текущих требований) за вычетом финансовых санкций в составе реестра требований, что в судебной практике используется как критерий учета социального назначения имущества и соответствия принципам справедливости и обеспечения разумного баланса между частноправовыми и публичными интересами.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" в пояснениях к апелляционной жалобе отмечает, что дефицитный и дотационный характер бюджета Слободского района при справедливом подходе не влечет снижение компенсации до присужденного судом размера. С учетом сложившейся судебной практики считает справедливой компенсацию в размере 9-10% от рыночной стоимости 22 301 190 руб. -24 779 100 руб. (около 30% от общего размера кредиторской задолженности). Также отмечает, что Администрация на протяжении рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции занимала недобросовестную и противоречивую позицию. В части размера компенсации это выразилось в том, что Администрация в различных процессуальных документах приводила противоречивые сведения относительно балансовой стоимости объектов ВКХ. Полагает, что балансовая стоимость не может быть критерием для определения размера справедливой компенсации, так как эта величина не является какой-либо стоимостью на момент возврата имущества должником Администрации и предположительно отражает бухгалтерскую величину на различные моменты истории начиная с 1980-х годов, не учитывая даже такую базовую вещь, как инфляцию.
Конкурсный управляющий должником в апелляционной жалобе просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт: установить размер компенсации в связи с передачей объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность в размере 61 947 750 руб., взыскать с муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области в лице Администрации Слободского района в пользу МП ЖКХ п.Вахруши компенсацию за передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность в размере 61 947 750 руб.
Заявитель жалобы указывает, что в результате инвентаризации имущества у должника выявлены объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения пгт. Вахруши, д. Стулово, с. Ильинское и других населенных пунктов Слободского района Кировской области. Должник в отношении указанного имущества являлся субъектом права хозяйственного ведения. Согласно заключениям оценщика рыночная стоимость объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения составила 247 791 000 руб. объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения переданы в муниципальную собственность муниципального образования Слободской район Кировской области, что подтверждается актом приема-передачи от 12.05.2022. Право хозяйственное ведения на объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения прекращено в установленном законом порядке. Размер компенсации рассчитан следующим образом: 247 791 000 руб. (рыночная стоимость имущества) * 25 % (размер компенсации, определенный собранием кредиторов, в процентном отношении к рыночной стоимости имущества) / 100 % = 61 947 750 руб. Решение собрания кредиторов должника от 31.03.2022 об определении размера компенсации никем не оспорено и не признано недействительным. По состоянию на текущую дату общий размер требований кредиторов составляет 76 555 702 руб. 28 коп., в том числе: требования кредиторов по текущим платежам - 18 040 558 руб. 53 коп.; требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов должника, - 52 647 669 руб. 61 коп.; требования кредиторов, учтенные за реестром требований кредиторов, - 5 867 474 руб. 14 коп. Размер компенсации в требуемой сумме (61 947 750 руб.) позволит частично удовлетворить требования кредиторов. Конкурсный управляющий МП ЖКХ п. Вахруши, выступая в защиту прав и законных интересов должника и его кредиторов, вынужден не согласиться с размером установленной компенсации, поскольку данный размер не обеспечивает баланс публичных и частных интересов в деле о банкротстве должника.
Администрация Слободского района в возражениях на апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника просит в ее удовлетворении отказать.
Указывает, что утверждение о том, что компенсация в размере 61 947 750 руб. обеспечивает баланс публичных и частных интересов, является безосновательным. С учетом социального назначения имущества, его физического износа и публичных интересов муниципального образования и его жителей, компенсация в размере 61 947 750 руб. не позволит обеспечить баланс публичных и частных интересов. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, однако не опровергают выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований. Аргументы конкурсного управляющего не опровергают установленные фактические обстоятельства дела и правильность оценки судом первой инстанции доказательств и не содержат фактов, которые не были бы проверены судом и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, изложенных при рассмотрении дела судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Администрация Слободского района в возражениях на апелляционную жалобу АО "ЭнергосбыТ Плюс" просит в ее удовлетворении отказать. Заявляет о несостоятельности утверждения о том, что при определении размера компенсации степень износа и годы постройки объектов были дважды учтены судом первой инстанции. Также считает, что с учетом состояния объектов и затрат, которые оно влечет, завышение размера компенсации, выплачиваемой Администрацией из бюджета, является несправедливым, нарушающим публичные интересы муниципального образования и его жителей. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы АО "ЭнергосбыТ Плюс" отказать полностью.
Конкурсный управляющий МУП ЖКХ п. Вахруши в отзыве на апелляционную жалобу Администрации также отмечает, что в результате инвентаризации имущества у должника выявлены объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения пгт. Вахруши, д. Стулово, с. Ильинское и других населенных пунктов Слободского района Кировской области. Должник в отношении указанного имущества являлся субъектом права хозяйственного ведения, что подтверждается договорами о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 26.05.2015 (объекты в с.Ильинское, д.Слободка, рыбхоз "Талицкий"), от 14.01.2016 и 26.09.2017 (водонапорная башня и водопроводные сети д. Горская речка), от 29.12.2018 (объекты в д. Стулово), от 29.12.2018 (объекты в пгт. Вахруши). Согласно заключениям оценщика рыночная стоимость объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения составила 247 791 000 руб. Размер компенсации составляет 61 947 750 руб. (247 791 000 руб. *25%). При установлении размера компенсации должен учитываться социально значимый характер имущества, однако, само по себе социальное назначение имущества не является основанием для отказа в выплате компенсации. Также конкурсный управляющий приводит подробные мотивированные возражения по каждому доводу Администрации, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесено 14.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.06.2023.
В судебном заседании обеспечено участие конкурсного управляющего должником, представителей Администрации и АО "ЭнергосбыТ Плюс", которые поддержали вышеизложенное.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из материалов дела судом установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП ЖКХ п.Вахруши зарегистрировано налоговым органом 28.11.2002. Основной вид деятельности предприятия - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Учредителем предприятия является Администрация.
Определением арбитражного суда от 19.02.2019 принято к производству заявление АО "ЭнергосбыТ Плюс" о признании МУП ЖКХ пгт.Вахруши несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 17.05.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения.
Решением арбитражного суда от 30.10.2019 МУП ЖКХ пгт.Вахруши признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утвержден Пленкин В.А.
Конкурсным управляющим была проведена инвентаризация имущества должника, по результатам которой было выявлено имущество, в том числе объекты холодного водоснабжения и водоотведения (инвентаризационная опись опубликована в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 30.12.2019).
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в ходе конкурсного производства на объекты холодного водоснабжения и водоотведения было зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП ЖКХ п.Вахруши.
В отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения проведена оценка рыночной стоимости.
Согласно заключению к отчету N 993/2 ОРС об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 20.12.2021 величина рыночной стоимости объектов холодного водоснабжения и водоотведения (включая водозаборные сооружения с сетями водопровода, водопроводные сети, канализационные сети, станцию перекачки, водонапорные башни, артезианские скважины, водозабор) по состоянию на 25.11.2021 составила 244 747 000 руб.
Согласно заключению к отчету N 160 ОРС об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 22.04.2022 величина рыночной стоимости очистных сооружений по состоянию на 22.04.2022 составила 3 044 000 руб.
В соответствии с заключением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области отчет N 993/2 ОРС соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297-299.
31.03.2022 состоялось собрание кредиторов должника, по результатам которого были приняты следующие решения:
- принять к сведению отчет конкурсного управляющего;
- передать объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Слободской район Кировской области;
- определить размер компенсации в связи с передачей объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П), с учетом их социального назначения, в размере 25 % рыночной стоимости имущества.
12.05.2022 МУП ЖКХ п.Вахруши по акту приема-передачи передало муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области следующие объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области:
- сооружение: водозаборные сооружения с сетями водопровода (включая объекты: артезианские скважины N N 2, 6, 7, 8, 9, 54850, 54851, 47537, водонапорная башня, хлораторная и насосная станция, ТП и водопроводные сети 51,838 км), кадастровый номер 43:30:000000:1360;
- сооружение: водопроводные сети, кадастровый номер 43:30:110101:368;
- сооружение: водопроводные сети, кадастровый номер 43:30:110101:212;
- сооружение: водопроводные сети с водонапорной башней, кадастровый номер 43:30:000000:1394;
- сооружение: канализационные сети, кадастровый номер 43:30:380834:1694;
- сооружение: канализационные сети ПМК 14, кадастровый номер 43:30:410306:331;
- сооружение: станция перекачки, кадастровый номер 43:30:410306:280;
- сооружение: водонапорная башня, кадастровый номер 43:30:410608:531;
- сооружение: водопроводная сеть, кадастровый номер 43:30:000000:767;
- сооружение: артезианская скважина N 6135, кадастровый номер 43:30:410608:532;
- сооружение: артезианская скважина N 5289, кадастровый номер 43:30:410301:1276;
- сооружение: водонапорная башня, кадастровый номер 43:30:410601:257;
- сооружение: водопроводные сети, кадастровый номер 43:30:410601:386;
- сооружение: водозабор, кадастровый номер 43:30:430305:288;
- сооружение: водопроводные сети Рыбхоз "Талицкий", кадастровый номер 43:30:000000:1373;
- сооружение: водопроводные сети, кадастровый номер 43:30:000000:1374;
- сооружение: артезианская скважина N 1497, кадастровый номер 43:30:410315:229;
- сооружение: артезианская скважина N 1974, кадастровый номер 43:30:430301:460;
- сооружение: очистные сооружения, кадастровый номер 43:30:430203:444;
- сооружение: канализационные сети, кадастровый номер 43:30:000000:1375;
- здание хлораторной, кадастровый номер 43:30:430305:175.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения, переданы из конкурсной массы должника Администрации, которая обязана выплатить компенсацию за их передачу в сумме 61 947 750 руб., конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, установил размер компенсации в связи с передачей централизованных объектов водоснабжения и водоотведения Слободского района Кировской области в муниципальную собственность в размере 12 389 550 руб.; взыскал с муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области в лице Администрации Слободского района в пользу МУП ЖКХ п.Вахруши компенсацию за передачу объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность в размере 12 389 550 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное названным законом имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики N 3(2019), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.11.2019, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
Как отмечалось ранее, основным видом деятельности должника являлось управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; должнику на праве хозяйственного ведения принадлежали объекты холодного водоснабжения и водоотведения.
Поскольку принадлежащие МУП ЖКХ п.Вахруши объекты водоснабжения и водоотведения в связи со своей социальной значимостью не подлежали реализации в составе конкурсной массы в силу запрета, установленного в части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, они были переданы муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области по акту приема-передачи от 12.05.2022.
В свою очередь наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости не подлежит включению в конкурсную массу и реализации на торгах, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов, в связи с чем за передачу должником такого имущества в муниципальную собственность предусмотрена выплата компенсации, при определении размера которой должны соблюдаться принципы разумности, соразмерности и обеспечения баланса публичных (муниципального образования) и частных (должника и кредиторов) интересов.
Передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности региона, а также продиктована необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов.
Фактическое нахождение имущества в хозяйственном ведении должника свидетельствует о праве кредиторов рассчитывать на получение от публично-правового образования соответствующей компенсации после изъятия этого имущества.
Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Указанное свидетельствует о наличии оснований для взыскания с Администрации в конкурсную массу компенсации за изъятие объектов водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П отмечено, что впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом названного постановления и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (ответ на вопрос 2), при определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей.
В этой связи размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости указанного имущества и подлежит определению с учетом необходимости покрытия кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов должника.
Конкурсный управляющий должника, заявляя о взыскании компенсации в размере 61 947 750 руб. исходил из принятого собранием кредиторов 31.03.2022 решения об определении размера компенсации в 25% рыночной стоимости имущества.
В то же время, как справедливо отмечено судом первой инстанции, бюджет Слободского района является дотационным, расходы бюджета преимущественно направлены на социально значимые цели (в частности, 507 094,5 тыс. руб. запланировано на сферу образования).
Учитывая изложенное, а также степень износа спорных объектов и годы их постройки, принимая во внимание, что определению подлежит размер именно компенсации переданного муниципальному образованию имущества, относящегося к объектам холодного водоснабжения и водоотведения, а не погашение реестра требований кредиторов должника, учитывая, что передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности района, продиктована необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, а также принимая во внимание значительный масштаб переданных коммунальных объектов, суд первой инстанции обоснованно признал, что справедливой и разумной является компенсация в размере 5 % от рыночной стоимости объектов водоснабжения и водоотведения, что составляет 12 389 550 руб.
Оснований не согласиться с указанными выводами апелляционный суд не усматривает. Определенная судом первой инстанции сумма является справедливой компенсацией уменьшения конкурсной массы должника.
Доводы апеллянтов о наличии оснований для уменьшения/ увеличения размера компенсации документально не подтверждены.
Несогласие заявителей с выводами суда первой инстанции, иное толкование ими норм законодательства, подлежащих применению в настоящем споре, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы Арбитражным судом Кировской области полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2023 по делу N А28-1646/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши Пленкина Владимира Алексеевича, Администрации Слободского муниципального района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Шаклеина |
Судьи |
А.С. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1646/2019
Должник: МУП ЖКХ пгт.Вахруши
Кредитор: АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Третье лицо: ААУ "ГАРАНТИЯ", Администрация Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области, Администрация Слободского муниципального района Кирвоской области, Администрация Слободского муниципального района Кировской области, Администрация Слободского района, АО "Газпром газораспределение Киров", В/у Пленкин В.А., Западно-Уральское Межрегиональное управление Росприроднадзора, ИП Чудаков Андрей Алексеевич, К/У Пленкин В.А., К/У Пленкин Владимир Алексеевич, КОГУП "Агентство энергосбережения", МБУ ДО ДЮСШ Слободского района, Межрайонная ИФНС России N14 по Кировской области, Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, МКДОУ "Десткий сад с. Ильинское Слободского района Кировской области", МКДОУ детский сад N9 д.Стулово, МКОУ ДОД Ильинская детская музыкальная школа, МКУ "Слободская централизованная библиотечная система", ОА "ВяткаТорф"", ООО "АДР-Экспресс", ООО "Водопроводное канализационное хозяйство г.Слободского", ООО "Газпром теплоэнерго Киров", ООО "Газэнергосеть Киров", ООО "Компания "Вятка - Уголь", ООО ПАРУС, ООО "Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов", ООО "РКЦ", ООО "Центр охраны труда "Эталон", ООО ЧОП "Белка-безопасность", ООО ЭГИДА, Слободско МРО СП, Управление Росреестра по КО, УФНС России по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6711/2023
20.07.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4371/2023
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1475/2022
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1516/2022
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1471/2022
27.01.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10391/2021
21.01.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10376/2021
21.01.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10393/2021
19.07.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3384/2021
09.07.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3536/2021
29.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3549/2021
17.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4637/2021
27.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1549/2021
27.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1544/2021
21.08.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3151/20
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-1646/19
30.10.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-1646/19
17.05.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-1646/19