город Омск |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А46-11574/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5951/2023) Министерства труда и социального развития Омской области, (регистрационный номер 08АП-5951/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.05.2023 по делу N А46-11574/2022 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича (ИНН 245508217941, ОГРНИП 319246800142217) к Министерству труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603, адрес: 644007, город Омск, улица Яковлева, дом 6), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450, адрес: 644099, город Омск, улица Чапаева, дом 71, корпус 1), бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Исилькульского района Омской области" (ИНН 5523005450, ОГРН 1105543037753, адрес: 646024, Омская область, Исилькульский район, город Исилькуль, улица Коммунистическая, дом 14, этаж 2), бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области" (ИНН 5521009192, ОГРН 1105543037577, адрес: 646070, Омская область, Москаленский район, рабочий поселок Москаленки, улица Комсомольская, дом 72), с участием бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нововаршавского района Омской области" (ОГРН 1105543037764, ИНН 5525011146, адрес: 646830, Омская область, Нововаршавский район, рабочий поселок Нововаршавка, улица Красный путь, дом 57), о взыскании 1 589 527 руб. 95 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича - Левинсон В.В. (удостоверение адвоката N 19/346 выдано 14.11.2016, по доверенности от 21.01.2022 сроком действия по 23.11.2025);
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области - Гитал В.Р. (по доверенности N 55-38/368 от 10.01.2023 сроком действия 1 год);
от Министерства труда и социального развития Омской области - Шарыпов Э.Н. (по доверенности N 20510 от 12.12.2022 сроком действия по 31.12.2023).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оленин Сергей Николаевич (далее - истец, ИП Оленин С.Н., предприниматель,) обратился в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением (с учётом отказа от части требований, принятого судом первой инстанции) об обязании Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Минтруда Омской области, Министерство, ответчик), Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ-ОПФР по Омской области, ответчик), бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Исилькульского района Омской области" (далее - БУ "МФЦ Исилькульского района Омской области) произвести выплату компенсации в размере 497 320 руб. за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда Бочанова Дмитрия Васильевича (далее - Бочанов Д.В.); об обязании Министерства, ГУ-ОПФР по Омской области, бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области" (далее - БУ "МФЦ Москаленского района Омской области") произвести выплату компенсации в размере 978 260 руб. за установку надгробий соответствующего образца на могилах Героев Социалистического Труда Дикого Федора Матвеевича (далее - Дикой Ф.М.), Борисова Трофима Никитовича (далее - Борисов Т.Н.) и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с Министерства, ГУ-ОПФР по Омской области, БУ "МФЦ Исилькульского района Омской области" в размере 42 360 руб. 76 коп. с последующим после 12.04.2023 доначислением до момента фактического исполнения обязательств; с Министерства, ГУ-ОПФР по Омской области, БУ "МФЦ Москаленского района Омской области" в размере 71 587 руб. 19 коп. с последующим после 12.04.2023 доначислением до момента фактического исполнения обязательств.
Определением от 29.09.2022 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нововаршавского района Омской области" (далее - БУ "МФЦ Нововаршавского района Омской области", третье лицо).
Определением от 26.01.2023 Арбитражного суда Омской области в рамках настоящего дела произведено процессуальное правопреемство: ответчик ГУ-ОПФР по Омской области заменен правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - ОСФР по Омской области, отделение).
Решением Арбитражного суда от 02.05.2023 Омской области по делу N А46-11574/2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство и ОСФР по Омской области обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Минтруда Омской области в своей апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком; не соглашается с выводом суда о надлежащем исполнении предпринимателем своих обязательств, поскольку последним допущены ошибки при указании имен на надгробиях; кроме того, размеры надгробий, установленных предпринимателем, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Министерство также полагает незаконным решение суда в части взыскания процентов в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку компенсация расходов по установке надгробий является расходным обязательством государства и не может быть признана денежным обязательством соответствующего государственного органа (учреждения) как юридического лица, финансируемого из федерального бюджета.
ОСФР по Омской области в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части взыскания с отделения процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что отделение не занимается неправомерным удержанием денежных средств и не уклоняется от их возврата истцу. Так, согласно порядку выделения средств на выплату компенсации за установку надгробий отделение имеет возможность перечислить спорные денежные средства только после получения заявки от Министерства, в связи с чем уполномоченным лицом по реализации указанной льготы является Министерство, а распоряжения о выплате компенсации принимаются многофункциональными центрами. Податель апелляционной жалобы отмечает, что не является причинителем вреда, вина отделения в причинении убытков истцу судебным решением не установлена.
БУ "МФЦ Исилькульского района Омской области, БУ "МФЦ Москаленского района Омской области" в представленных в материалы дела отзывах на апелляционную жалобу Министерства соглашаются с приведенными в ней доводами, усматривают основания для отмены обжалуемого судебного акта.
ИП Оленин С.Н. в отзыве на апелляционные жалобы Министерства и отделения выразил несогласие с доводами ответчиков, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
БУ "МФЦ Москаленского района Омской области", БУ "МФЦ Исилькульского района Омской области, БУ "МФЦ Нововаршавского района Омской области", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, БУ "МФЦ Москаленского района Омской области", БУ "МФЦ Исилькульского района Омской области заявили ходатайства о рассмотрении жалоб в отсутствии их представителей, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционные жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минтруда Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГУ-ОПФР по Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов.
Представитель предпринимателя с доводами апелляционных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в своем отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заедание, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ИП Олениным С.Н. (далее - исполнитель) и родственниками Героев Социалистического Труда (далее - заказчики) были заключены следующие договоры:
договор от 21.04.2021 N 11-С на установку памятника (надгробия) Бочанову Д.В. (08.11.1927 - 22.06.1964, захоронен на кладбище с. Черемновка Называевского района Омской области) стоимостью 497 320 руб., заказчик - Бочанова Нина Моисеевна (далее - договор N 11-С);
договор от 16.05.2021 N 18-С на установку памятника (надгробия) Дикому Ф.М. (05.06.1916 - 04.01.1992, захоронен на кладбище с. Екатериновка Москаленского района Омской области) стоимостью 490 000 руб., заказчик - Халикова Валентина Яковлевна (далее - договор N 18-С);
договор от 30.05.2021 N 24-С на установку памятника (надгробия) Борисову Т.Н. (02.02.1911 - 30.10.1960, захоронен на кладбище д. Северное Москаленского района Омской области) стоимостью 488 260 руб., заказчик - Халикова Валентина Яковлевна (далее - договор N 24-С).
В соответствии с условиями договоров исполнитель обязался оказать услуги по установке надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда стоимостью, указанной в пункте 3.1 договоров, за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740).
Согласно пункту 3.6 договоров заказчик передает исполнителю право требования компенсации стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в пункте 3.1 договоров, у Минтруда Омской области.
Как указал истец, работы по изготовлению и установке надгробий на могилах Героев были выполнены предпринимателем в полном объеме, что подтверждается актами приемки выполненных работ: от 18.06.2021 по договору N 11-С; от 20.06.2021 по договору N 18-С; от 21.06.2021 по договору N 24-С.
Из справок, выданных администрациями сельских поселений, следует, что на могилах вышеуказанных Героев установка надгробных памятников постоянного образца ранее не производилась.
25.10.2021 руководителем БУ "МФЦ Называевского района Омской области" подписано распоряжение N 57991 об отказе в возмещении расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника Бочанову Д.В.
Основанием для отказа послужило наличие в представленных документах разных фамилий "Бочанов" и "Бачанов", поскольку в свидетельстве о смерти указана фамилия "Бочанов", а в свидетельстве о браке и копии документа о присвоении звания Героя Социалистического Труда - "Бачанов".
22.12.2021 руководителем БУ "МФЦ Москаленского района Омской области" принято распоряжение N 69427 об отказе в возмещении расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника Дикому Ф.М.
Основанием для отказа послужило несоответствие имени "Фёдор", указанным на памятнике, с именем, указанным в свидетельстве о смерти и архивной справке федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" Федерального архивного агентства (далее - ГА РФ) о присвоении почетного звания Героя Социалистического Труда - "Федор".
22.12.2021 руководителем БУ "МФЦ Москаленского района Омской области" принято распоряжение N 69431 об отказе в возмещении расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника Борисову Т.Н.
Основанием для отказа послужили разные отчества, содержащиеся в документах, "Никитович" и "Никитич". Согласно свидетельству о смерти умер Борисов Трофим Никитович, а в соответствии с архивными справками ГА РФ от 19.08.2020 N 9381-С и от 03.12.2021 N 13213-С звание Героя Социалистического Труда присвоено Борисову Трофиму Никитичу.
Уведомлением от 25.10.2021 N 902 Министерство в лице БУ "МФЦ Нововаршавского района Омской области" и БУ "МФЦ Называевского района Омской области" отказало истцу в выплате компенсации по договору N 11-С, сославшись на предоставление недостоверной информации, противоречащие или несоответствующие друг другу сведения.
Уведомлениями от 22.12.2021 N 01-01-22/3873 и N 01-01-22/3872 Министерство в лице БУ "МФЦ Москаленского района Омской области" отказало ИП Оленину С.Н. в выплате компенсации по договорам N 18-С, N 24-С, сославшись на расхождение в написании имени Героев Дикого Фе(ё)дора Матвеевича и Борисова Трофима Никитовича (Никитича) в документах и надписи на надгробии, на неверное указание в заявлениях основания для получения компенсации, не заверение копии свидетельства о смерти Дикого Ф.М. и Борисова Т.Н.
Полагая отказы окончательными, ИП Оленин С.Н. обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принятое Арбитражным судом Омской области 02.05.2023 решение является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1) в Российской Федерации признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, предоставляются соответствующие права и льготы.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Федерального закона N 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Федерального закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 740, которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 740 учет операций по использованию средств, предусмотренных на финансирование расходов, указанных в пункте 2 Постановления N 740, производится на лицевых счетах получателей средств субъектов Российской Федерации, открытых уполномоченными органами в органах Федерального казначейства, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, порядок взаимодействия по вопросам реализации статей 1, 4-9 Закона N 4301-1, статей 1.1-6.1 Федерального закона N 5-ФЗ закреплен в соглашении от 20.07.2020 N МТ-09-31/СОГ/122, заключенном между Правительством Омской области и Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с указанным соглашением Минтруда Омской области на основании проверенных документов на оплату сооружения надгробий готовит и направляет в отделение заявку установленного образца до 8 числа каждого месяца, начиная с марта.
Отделение на основании полученной от Министерства заявки направляет заявку для выделения средств в ПФР (до 12 числа каждого месяца), который аккумулирует заявки территориальных органов ПФР и обращается за выделением средств из Федерального бюджета в Минтруда Омской области.
После выделения средств из Федерального бюджета Министерству для ПФР последний направляет в регионы ассигнования и денежные средства (после 20-го числа каждого месяца).
ОСФР по Омской области письменно уведомляет Минтруда Омской области об утвержденных региону ассигнованиях и перечисляет полученные от ПФР средства на счет Министерства.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 14 Положения о Минтруде Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008 N 56 (далее - Положение), Министерство в сфере предоставления мер социальной поддержки осуществляет организацию предоставления мер социальной поддержки (компенсаций).
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что Минтруда Омской области организует деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с приказом Министерства от 15.12.2020 N 155-п "Об осуществлении бюджетными учреждениями Омской области - многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг отдельных полномочий Министерства труда и социального развития Омской области по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, в 2021 году" (далее - Приказ N 155-п) МФЦ наделены полномочиями осуществлять в 2021 исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, в том числе по сооружению на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца (пункт 54 приложения N 2 к Приказу 155-п).
Согласно подпункту 17 пункта 2.3.2 уставов МФЦ выплату компенсации расходов на сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного Правительством Российской Федерации образца осуществляют МФЦ.
Уставы МФЦ приняты в соответствии с отраслевым типовым уставом бюджетного учреждения Омской области - многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального района Омской области, утвержденным приказами Минтруда Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области от 31.12.2013 N 231-п/70-п.
Уставами МФЦ предусмотрено, что МФЦ является унитарным юридическим лицом и может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Приказом Министерства от 29.12.2015 N 178-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 24 ноября 2010 года N 228-п" утвержден региональный стандарт государственной услуги "Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - региональный стандарт).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 регионального стандарта действие по оказанию государственной услуги включает предоставление отдельных государственных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении, в соответствии с законодательством.
Региональным стандартом предусмотрено, что в сфере обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством МФЦ осуществляет, в том числе, выплату компенсации расходов на сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного Правительством Российской Федерации образца.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счёт средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу положений Федерального закона N 5-ФЗ у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать расходы по изготовлению и установке памятника.
Соответственно, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
В соответствии со статьями 322, 323 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Законом не установлен срок для выплаты компенсации за изготовление и установку надгробий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность указанных ответчиков по оплате расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Таким образом, выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий ответчиков.
Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона. Соответственно, истец, взявший на себя обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственника погибшего (умершего), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Факт надлежащего исполнения договоров подтверждается договорами, актами приемки выполненных работ, письмами, доводами истца, содержащимися в исковом заявлении, иными материалами дела.
Присвоение Борисову Т.Н., Бочанову Д.В., Дикому Ф.М., Зорину Т.Л. звания "Герой Социалистического Труда" документально подтверждено.
Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца. Как следует из материалов дела, установка надгробного памятника постоянного образца названным лицам ранее не производилась.
Ссылка ответчиков на противоречия в персональных данных граждан обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку идентичность личности Героя Социалистического труда Бочанова (Бачанова) Д.В. подтверждена справкой от 09.03.2022 N 62, выданной Администрацией Черемновского сельского поселения Называевского района Омской области.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2012 N ИР-829/08 "О правописании букв "е" и "ё" в официальных документах" закон обязывает при заполнении документов использовать нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации. В настоящее время применяются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, в которых указано, что буква "ё" пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова. Судебная практика по данному случаю исходит из того, что на основании Правил написание букв "е" и "ё" приравнивается. Написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют.
Идентичность личности Героя Социалистического труда Борисова Трофима Никитовича (Никитича) подтверждена письмом от 01.03.2022 N 47 Администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области и Министерством не опровергнута.
В соответствии с актами выполненных работ и сметами к договорам фактические параметры надгробий (вертикальная плита размером 180 х 90 х 10 см, цоколь размером 100 х 30 х 25 см, цветник размером 150 х 90 х 8 см) не превышают предусмотренных пунктом 1 Постановления N 740, что подтверждается также фотографиями надгробий с подробным указанием их размеров.
Размер цоколя памятника на могиле Героя Социалистического Труда Бочанова Д.В. соответствует смете, но по технологии часть цоколя заглублена в бетон; размер цветника по высоте также соблюден, но часть находится в бетоне. В данном случае стела (толщина 12 см) фактически превышает размер, указанный в смете (толщина 10 см).
В пункте 4 Постановления N 740 указано, что дополнительные расходы, связанные с изменением установленного пунктом 1 Постановления N 740 образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьёй умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
При этом каких-либо ограничений в части изменения параметров составных частей надгробия в меньшую сторону Постановлением N 740 не установлено.
Ввиду изложенного несоответствие размеров установленного надгробия размерам, установленным в Постановлении N 740, не является основанием для отказа в возмещении затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьёй умершего (погибшего) Героя, при этом данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в Постановлении N 740.
Нанесение портретов Героев на памятники не может считаться дополнительными расходами, поскольку не предполагает какого-либо изменения установленных размеров надгробий.
Принимая во внимание, что предприниматель надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников, однако понесенные расходы истцу не возмещены, суд первой инстанции правомерно указал, что оплата понесённых истцом расходов на изготовление и установку надгробных памятников является денежным (долговым) обязательством ответчиков, возникшим в силу закона в результате наступления предусмотренных таким законом событий (факт выполнения соответствующих подрядных работ предпринимателем и последующее предоставление необходимых документов для возмещения затрат).
Неисполнение такого обязательства влечёт возникновение задолженности перед истцом и является основанием для начисления на сумму основного долга процентов в соответствии со статьёй 395 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Вопреки доводам апелляционных жалоб суммы, на которые ИП Олениным С.Н. начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, являются задолженностью ответчиков, возникшей в результате ненадлежащего исполнения ими своих обязательств, в связи с чем порядок начисления процентов подлежит установлению по общим правилам статьи 395 ГК РФ, поскольку правоотношения сторон по настоящему спору являются гражданско-правовыми.
Тот факт, что задолженность по выплате сумм компенсации расходов по изготовлению и установке надгробий является расходным обязательством государства, сам по себе не освобождает от ответственности за его нарушение.
Указанные выводы апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 19.05.2023 по делу N А03-6444/2022.
Проверив период начисления и расчет взыскиваемых процентов, суд первой инстанции признал его верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством, что подателями жалоб не оспорено.
Возражения ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб не распределяются, поскольку Минтруда Омской области и ОСФР по Омской области согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.05.2023 по делу N А46-11574/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11574/2022
Истец: ИП ОЛЕНИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство труда и социального развития Омской области
Третье лицо: БУ Омкой области "Многофункциональный центр предоставления государтсвенных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области", БУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Исилькульского района Омской области", БУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нововаршавского района Омской области"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5217/2023
20.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3306/2024
08.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5217/2023
20.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5951/2023
02.05.2023 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11574/2022