город Омск |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А70-4790/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5780/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.04.2023 по делу N А70-4790/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Предприятие повышения нефтеотдачи "СибБурМаш" (ИНН 7204186388, ОГРН 1127232073814, адрес: 625504, Тюменская область, Тюменский район, рабочий поселок Боровский, Южный п/р, строение 4) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ИНН 7202105344, ОГРН 1037200569493, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 83а), о признании недействительным приказа от 13.12.2022 N 277 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Предприятие повышения нефтеотдачи "СибБурМаш" - Усачёва Ирина Ивановна (по доверенности N 59 от 11.12.2020 сроком действия 3 года);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Предприятие повышенной нефтеотдачи "СибБурМаш" (далее - заявитель, Общество, ООО ППН "СибБурМаш") обратилось в суд с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным приказа филиала N 1 государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.12.2022 N 277 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В качестве способа восстановления права заявитель просил об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.04.2023 по делу N А70-4790/2023 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным приказ от 13.12.2022 N 277 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу приказа об установлении Обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом решения суда по настоящему делу.
Взыскана с Фонда в пользу Общества государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что при расчете размера скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в формуле был учтен показатель количества страховых случаев у страхователя на 1 тысячу работающих, который больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя, что и явилось основанием для издания приказа об отказе в предоставлении скидки. Фонд ссылается на то, что 11.01.2021 у страхователя произошел несчастный случай со смертельным исходом с работником Общества Зеленцовым А.С., что подтверждается актом о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 09.07.2021, заключением Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.07.2021 N 183-ЗЭНС. Фонд полагает, что не имеют правового значения обстоятельства того по вине каких именно лиц произошел несчастный случай.
В письменном отзыве заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от подателя жалобы поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО ППН "СибБурМаш" оспаривал доводы жалобы по мотивам, приведенным в отзыве на нее, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ООО ППН "СибБурМаш", установил следующие обстоятельства.
27.10.2022 Общество обратилось в Фонд с заявлением о рассмотрении вопроса об установлении скидки к страховому тарифу на 2023 год.
Письмом от 21.11.2022 исх. N 02-09-11/06-10-33689 (вх. от 13.12.2022 N 4832-от-в 1) Фонд Обществу сообщил об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2023 год, в связи с тем, что по отчетным данным Общества за 2019-2021 годы, показатель количества страховых случаев у страхователя на 1 тысячу работающих, составил больше значения аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен вид деятельности страхователя.
Согласно Приказу от 13.12.2022 N 277 об отказе страхователю в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год по причиной отказа значится следующее: результат расчета скидки к страховому тарифу, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Правила N 524, Постановление N 524), больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Не согласившись с указанным приказом, ООО ППН "СибБурМаш" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.
17.04.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой N 39н, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тысячу работающих;
с) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается (пункт 4 Правил N 524).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 524, скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 данных Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Согласно пункту 6 (1) Правил N 524 при наличии в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страховщик рассчитывает страхователю надбавку на очередной финансовый год с учетом количества погибших.
Пунктом 2 Правил N 524 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации утвердить методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика N 39н).
В соответствии с пунктом 2.2 Методики N 39н показатель "в" - количество страховых случаев у страхователя, на тысячу работающих рассчитывается по следующей формуле:
в = K / N * 1000,
где K - количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему;
N - среднесписочная численность работающих за три года, предшествующих текущему (чел.).
Из материалов дела следует, что Фонд при расчете показателя "в" использовал показатель "К" (количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему) в размер 1, в связи с чем показатель "в" составил 2,42 (В = 1 / 413 * 1000).
При этом среднеотраслевой показатель по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя, составил 0,64, в связи с чем Обществу было отказано в предоставлении скидки.
Однако, из материалов дела следует, что применяя показатель "К" (количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему) в размер 1 Фонд учел несчастный случай, произошедший с работником Общества Зеленцовым А.С., который находящийся 11.01.2021 в служебной командировке при поездке в такси Киа Спектра г/н В827РР 89 попал в дорожно-транспортное происшествие с последствиями в виде смерти Зеленцова А.С. (пассажира) и Бобоева С.М. (водителя такси).
Из акта N 1 о несчастном случае на производстве от 09.07.2021, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела N 546/4480 следует, что указанный несчастный случай произошел по вине третьих лиц.
Из процессуальной позиции Фонда следует, что заинтересованное лицо полагает, что не имеют правового значения обстоятельства того по вине каких именно лиц произошел несчастный случай, количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему году, правомерно определено в количестве одного.
Поддерживая вывода суда первой инстанции, Восьмой арбитражный апелляционный суд полагает доводы Фонда ошибочными, исходя из следующего.
Действительно, подпункт "б" пункта 3 Правил N 524 предусматривает, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году, в том числе исходя из количества страховых случаев у страхователя на 1 тысячу работающих.
При этом пункт 4 Правил N 524 прямо предусматривает, что при наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.
Таким образом, вопреки позиции Фонда, обстоятельства того по вине какого именно лица произошел несчастный страховой случай со смертельным исходом (по вине страхователя или третьих лиц) имеют существенное правовое значение.
Положения пункта 2.2 Методики N 39н действительно не отражают указания на то, что показатель "К" (количество случаев, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему) рассчитывается за исключения случае, произошедших по вине третьих лиц.
Однако, Методика N 39н утверждена во исполнение Постановления N 524, следовательно, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам регламентированы Постановлением N 524, а Методика N 39н раскрывает только порядок расчета скидок и надбавок к страховым тарифам.
Соответственно, обстоятельства того, что в Методике N 39н не содержится указание на случаи, предусматривающие вину третьих лиц, позицию Фонда не подтверждают, так как данное условие отражено в Постановлении N 524 (нормативном акте более высокой силы).
Доводы Фонда основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Фонд при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.04.2023 по делу N А70-4790/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприятие обратилось в суд из-за того, что ему отказали в применении скидки к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве.
Учреждение СФР не стало устанавливать скидку со ссылкой на то, что на предприятии имел место страховой случай со смертельным исходом. При этом не важно, по вине каких именно лиц он произошел.
Две инстанции признали такой подход фонда ошибочным.
По закону при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидку к тарифу не устанавливают. При этом Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам предусматривают, что скидка не применяется при наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц.
Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам не указывает на то, что при расчете показателей исключают случаи, произошедшие по вине третьих лиц. Между тем указанная Методика утверждена во исполнение упомянутых Правил. Она раскрывает только порядок расчета скидок и надбавок к тарифам.
Следовательно, позиция фонда является несостоятельной.
Номер дела в первой инстанции: А70-4790/2023
Истец: ООО Предприятие Повышения Нефтеотдачи "Сиббурмаш"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ