г. Саратов |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А12-32968/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.07.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 21.07.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года по делу N А12-32968/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича (ОГРНИП 317344300001682, ИНН 340895543622)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (403003, Волгоградская обл., р.п. Городище, ул. Маршала Чуйкова, д. 2, ОГРН 1043400765011, ИНН 3403019472), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551)
заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (358000, г. Элиста, ул. им. Губаревича, д. 4, ОГРН 1040866732070, ИНН 0814162988),
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области - Долотов Е.И., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 19 (срок доверенности до 31.12.2023), имеет высшее юридическое образование;
от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Долотов Е.И., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 20 (срок доверенности до 31.12.2023), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дите Александр Александрович (далее - налогоплательщик, ИП Дите А.А., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС N 5 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) от 19.09.2022 N 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее УФНС России по Волгоградской области) от 07 ноября 2022 N 1111.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Дите Александр Александрович не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области от 19.09.2022 N 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
МРИ ФНС России N 5 по Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.06.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Заявитель в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству представителя индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича - Делль Е.В., судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено путем использования системы веб-конференции.
В судебное заседание, назначенное на 18 июля 2023 на 11:20 представитель индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича - Делль Е.В. не подключился.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Дите Александр Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2017, с момента постановки на учёт применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
ИП Дите А.А. 19.04.2022 представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2021 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составляет 47 253 486 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 890 139 руб. (т. 1 л.д. 125-130). При этом, предпринимателем применена пониженная налоговая ставка 4%, установленная Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения".
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 02.08.2022 N 1970 (т. 1 л.д. 41-47).
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 19.09.2022 N 1684, в соответствии с которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2 394,50 руб. Кроме того, указанным решением предпринимателю доначислен налог по УСН в сумме 652 699 руб., соответствующие суммы пени в размере 61 954,99 руб. (т. 1 л.д. 32-40).
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон Волгоградской области N 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД.
Не согласившись с решением налогового органа, ИП Дите А.А. обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N 1111 решение Инспекции от 19.09.2022 N 1684 отменено в части привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ на сумму штрафных санкций в размере 1 799,63 руб., штрафные санкции снижены в четыре раза с учётом смягчающих вину обстоятельств, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. (т. 1 л.д. 48-52).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 29.06.2023 N 18-2023/37ск выявлено неправомерное начисление пени в период моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем, в целях актуализации данных проведена техническая корректировка ОКНО в рамках письма ФНС России от 07.02.2023 N КЧ-5-8/159ДСП@ "О проведении технических корректировок пени", согласно которой налогоплательщику Дите Александру Александровичу уменьшены пени в общей сумме на 36 342 руб. 56 коп.
Не согласившись с решением Инспекции от 19.09.2022 N 1684, а также решением Управления от 07.11.2022 N 1111, ИП Дите А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о правомерном доначислении налоговым органом спорных сумм налогов, пени, штрафа. При этом, суд пришёл к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области N 1845-ОД. В отношении решения УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N1111 суд исходил из того, что решение Управления не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку оно не является новым решением и не дополняет решение Инспекции.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ, УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.
Согласно части 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах:
4 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы;
10 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:
1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет:
для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее двух человек и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее двух человек;
для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее одного человека и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;
2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.
Расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле:
* - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьёй 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы;
К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы;
П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1 января 2021 года, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.
Частью 8 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД определено, что налоговые ставки, установленные настоящей статьёй, подлежат применению налогоплательщиками, применяющими УСН, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20 НК РФ.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.
Законом Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области" (ред. от 09.10.2019), а также постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 N 480-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года", величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в размере 10 892 руб.
Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 160 руб. (10 892 * 1,3).
В соответствии с данными расчётов по страховым взносам среднесписочная численность работников ИП Дите А.А. в 2020 году составляла 27 человек, в 2021 году 27 человек, что составляет 100 % от среднесписочной численности работников в 2020 году.
Таким образом, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Заявитель считает, что также соответствовал и требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД, поскольку расчёт по страховым взносам должен быть произведён исходя из среднесписочной численности работников, средний размер выплат которым в 2021 году составил больше размера минимальной заработной платы в Волгоградской области.
Согласно представленному предпринимателем расчету по страховым взносам за 12 месяцев 2021 года сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статей 420 НК РФ, составила 4 035 816 руб., количество застрахованных физических лиц - 33 человека, количество полных месяцев осуществления деятельности - 12 месяцев (опубликован в КАД 14.02.2023).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) произведенный по формуле: Ср = в/К/П составит 10 191 руб. (4 035 816 /33/12), что ниже установленного размера минимальной заработной платы в Волгоградской области, который составляет 14 160 руб.
Доводы предпринимателя о необходимости расчёта среднего размера ежемесячных выплат исходя из среднесписочной численности работников, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании формулы, приведённой в пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Исходя из буквального толкования, в показателе К данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчёт количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика.
Кроме того, при расчёте среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по приведённой формуле фактически отработанное сотрудниками в течение года время также не учитывается.
Учитывая изложенное, расчёт должен быть произведён исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, - 33 человека.
Исходя из данных показателей, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц предпринимателя произведён налоговым органом верно и составил 10 191 руб.
С учётом изложенного являются правомерными выводы налогового органа и суда первой инстанции о том, что предпринимателем не соблюдены требования подпункта 2 пункта 7 статьи 1 Закона N 1845-ОД и за 2021 год налогоплательщиком неправомерно применена пониженная ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН в размере 4%.
В рамках настоящего дела также обжалуется решение УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N 1111.
При рассмотрении данного требования суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам при рассмотрении дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из того, что оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место).
При этом решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий (абзац 4 пункта 75 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В данном случае по результатам рассмотрение жалобы, УФНС России по Волгоградской области вынесено решение от 07.11.2022 N 1111, которым оспариваемое решением отменено в части размера штрафных санкций, учтены смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем, размер штрафных санкций, примененных к ИП Дите А.А. на основании статьи 122 НК РФ, снижен в четыре раза. В остальной части решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области от 19.09.2022 N 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Управления не представляет собой новое решение и не дополняет решение Инспекции, процедура принятия решения Управлением не нарушена, решение принято в пределах предоставленных Управлению полномочий, а соответственно, решение Управления в рассматриваемом случае не может являться самостоятельным предметом оспаривания.
Также, судом апелляционной инстанции принимается во внимание то, что решением УФНС России по Волгоградской области от 29.06.2023 N 18-2023/37ск выявлено неправомерное начисление пени в период моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем, в целях актуализации данных проведена техническая корректировка ОКНО в рамках письма ФНС России от 07.02.2023 N КЧ-5-8/159ДСП@ "О проведении технических корректировок пени", согласно которой налогоплательщику Дите Александру Александровичу уменьшены пени в общей сумме на 36 342 руб. 56 коп.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года по делу N А12-32968/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32968/2022
Истец: Дите Александр Александрович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФНС России по республике Калмыкия