г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А21-1721/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17314/2023) АО "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.05.2023 по делу N А21-1721/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению акционерного общества "Россети Янтарь"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Янтарь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологи Калининградской области (далее - ответчик, Министерство) от 07.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 06/2023, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 73 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области (далее - Кодекс Калининградской области), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 17.04.2023, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 12.05.2023.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. В жалобе Общество ссылается на отсутствие вины, указывает, что трансформаторная подстанция ТП-386 является необслуживаемым объектом, расположена на открытом земельном участке в непосредственной близости от контейнерной площадки для сбора ТКО, установленной для жильцов близлежащих МКД. Выявленные административным органом отходы являются порубочными остатками и коммунальными отходами, которые были выброшены непосредственно жильцами близлежащих МКД. Также податель жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание требования постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым введен запрет на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности с 10.03.2022. Кроме того, Общество ссылается на наличие обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным.
В установленный в определении суда срок от Министерства письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.01.2023 в рамках рассмотрения обращения на предмет соблюдения Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" N 182 от 30.06.2021 (далее - Правила), установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером: 39:15:151406:4, с видом разрешенного использования под ТП-386 с адресным ориентиром - г. Калининград, Ленинский пр-т, д. 52, захламлена различным бытовым мусором, а также порубочными остатками.
13.01.2023 в рамках повторного выезда по вышеуказанному адресу установлено, что территория данного земельного участка захламлена тем же мусором, мусор не убран, следовательно, работы по уборке территории своевременно не производились.
Согласно информации, полученной из ФГИС ЕГРН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером: 39:15:151406:4, расположенного по вышеуказанному адресу, является акционерное общество "Россети Янтарь.
По данному факту 23.01.2023 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 06/2023.
07.02.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 06/2023, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 пункта 1 статьи 73 ККоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями Правил: уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с городских территорий, в том числе газонов и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, территориями, элементами благоустройства на праве собственности, ином вещном праве либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником, в том числе на основании разрешения на использование земель, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором (контрактом), обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, предотвращению распространения сорных растений в границах земельного участка, а также на прилегающей территории, границы которой определены установленным Правилами порядком.
Ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на основных и прилегающих территориях, являются правообладатели основных территорий.
Правообладатели объектов благоустройства, земельных участков, пользователи земельных участков в соответствии с разрешением на использование земель обязаны:
- своевременно проводить уборку, сгребание листвы, покос травяного покрова, уборку скошенной травы. Сроки и кратность проведения работ по содержанию травяного покрова должны соответствовать требованиям пунктов 6.5.3, 6.5.4 настоящих Правил;
- осуществлять накопление ТКО только в местах (на площадках) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Как установлено судом, правообладателем земельного участка с кадастровым номером: 39:15:151406:4, расположенного по вышеуказанному адресу, является акционерное общество "Россети Янтарь.
АО "Россети Янтарь" не приняты меры по уборке территории городского округа "Город Калининград", что является нарушением (невыполнением) требований пунктов 2.1, 2.8, 2.8.1, 11.5, 11.5.1, 11.5.2, 11.6, 11.6.1 Правил.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеется событие вмененного административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Доводы Общества об отсутствии вины подлежат отклонению, поскольку Общество как собственник земельного участка, на котором расположена необслуживаемая трансформаторная подстанция ТП-386, обязан в силу вышеназванных положений Правил производить своевременную уборку территории и не допускать его захламления мусором и порубочными остатками. Тот факт, что земельный участок расположен в непосредственной близости от контейнерной площадки для сбора ТКО, установленной для жильцов близлежащих МКД, не свидетельствует о захламлении участка мусором и порубочными остатками именно жильцами близлежащих МКД, принимая во внимание близкое расположение контейнерной площадки, специально предназначенной для этих целей.
Более того, Общество, как собственник земельного участка, в любом случае обязано следить за его состоянием и предпринимать меры по недопущению его захламления, в том числе иными лицами.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, установленного абзацем 2 пункта 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами двух инстанций не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Штраф назначен Обществу в пределах санкции инкриминируемой статьи в минимальном размере и с учетом всех фактических обстоятельств дела (устранение выявленного правонарушения), а также материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
По мнению апелляционного суда, назначенное Обществу наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Необоснованной является и ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Так, пунктом 1 Постановления N 336 предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящего постановления.
Поскольку Министерством в отношении Общества проверка в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не проводилась, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения к спорным правоотношениям положений Постановления N 336.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 мая 2023 года по делу N А21-1721/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1721/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ