г. Санкт-Петербург |
|
01 августа 2023 г. |
Дело N А26-2877/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18755/2023) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2023 по делу N А26-2877/2023,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Предприятие коммунального хозяйства "Водоотведение" к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"
о взыскании задолженности по договору,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие коммунального хозяйства "Водоотведение" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июня по декабрь 2022 года в размере 422 981,88 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2023 исковые требования полностью удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Полагает, что истец в спорный период не производил отбор проб сточных вод, отводимых от объектов ответчика, документальное подтверждение наличия загрязняющих веществ в сточных водах ответчика в материалах дела отсутствует.
Ответчик находит ошибочным расчет задолженности, произведенный истцом по формуле пункта 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), поскольку Учреждение не ведет предпринимательской деятельности в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд. Наличие в Учреждении пищеблока для приготовления пищи и раздачи готовой продукции не тождественно ведению предпринимательской деятельности в сфере общественного питания, ввиду чего порядок расчета платы, предусмотренный пунктом 123 (4) Правил N 644, к Учреждению не применим.
Кроме того, до Учреждения не доведены денежные средства на оплату неустойки и государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.07.2023.
До заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Как указывает истец, судом первой инстанции установлено и ответчиком не опровергнуто отсутствие у Учреждения контрольного канализационного колодца для отбора проб сточных вод, ввиду чего Предприятие правомерно произвело начисление платы по пункту 123 (4) Правил N 644, отбор проб в указанном случае мог не проводиться. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права, вследствие чего подлежат отклонению.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.02.2022 между Предприятием (ресурсоснабжающей организацией) и Учреждением (абонентом) заключен государственный контракт водоотведения N 45 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять прием хозяйственно - бытовых стоков абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых в централизованные системы водоотведения хозяйственно-бытовых стоков, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения хозяйственно-бытовых стоков и производить оплату водоотведения, включая плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, за сброс загрязняющих веществ, в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем государственном контракте.
Граница эксплуатационной ответственности устанавливается на централизованных канализационных сетях системы водоотведения, переданных в аренду Предприятию по договору аренды муниципального имущества и определена в акте о разграничении эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, согласно приложению N 1 к Контракту.
Нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установлены для абонента в соответствии с нормами действующего законодательства и приведены в приложениях N N 3 - 4 к Контракту.
Рассчитав размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в период с июня по декабрь 2022 года, истец предъявил ответчику к оплате счета-фактуры (л.д.33-39) на общую сумму 422 981,88 руб.
Обязательства по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения ответчиком не исполнены, выставленные счета-фактуры не оплачены.
В порядке досудебного регулирования спора 25.01.2023 истец направил ответчику претензию N 71 об уплате задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также Правилами N 644.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4 названных Правил;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 названных Правил.
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Пунктом 36 Правил N 644 организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен в пункте 123 Правил N 644.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации постановлением от 22.05.2020 N 728.
Указанным решением отмечается, что положения Правил N 644, предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Как следует из условий Договора, в том числе Приложений к нему, сторонами не согласованы места отбора проб сточных вод.
Судом первой инстанции установлено, а ответчиком не опровергнуто, что у Учреждения отсутствует контрольный канализационный колодец для отбора сбрасываемых сточных вод, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. В этой связи, Предприятие обоснованно произвело расчет платы в отсутствие отбора и анализа проб в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644.
Характер и виды деятельности Учреждения в указанном случае правового значения не имеют.
Расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с июня по декабрь 2022 года повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным и соответствующим Правилам N 644, ответчиком документально не оспорен.
Отсутствие финансирования, вопреки доводам ответчика, не является обстоятельством, освобождающим от исполнения обязательств по внесению платы по Договору, а также от несения судебных расходов по возмещению государственной пошлины.
Данный подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 N 301-ЭС21-21432 и от 02.07.2021 N 304-ЭС21-10122.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2023 по делу N А26-2877/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2877/2023
Истец: ООО "Предприятие Коммунального Хозяйства "Водоотведение"
Ответчик: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"