г. Владимир |
|
01 августа 2023 г. |
Дело N А43-7878/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.08.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2023 по делу N А43-7878/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" (ИНН 5257152276, ОГРН 1155257005430) о признании недействительным решения Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, изложенного в письме от 02.03.2023 Nисх-519-99048/23.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области - Истомина Е.И. по доверенности от 04.07.2023 N 519-01/04-15/16 сроком действия по 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" - Штрауб С.И. по доверенности от 11.01.2023 сроком действия по 31.01.2024 (представлено удостоверение адвоката).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Яблоко" (далее по тексту - Общество) 21.02.2023 направило в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) уведомление от 16.02.2023 N 19 в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ о начале строительства работ по объекту капитального строительства "Комплекс по производству и обработке пиломатериалов. Первый этап строительства. Неотапливаемый склад негорючих материалов, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Сормовский район, ул.Коновалова, в районе дома N 15 (кадастровый участок 52:18:0010521:20)" для принятия под государственный строительный надзор.
Инспекция письмом от 02.03.2023 N Исх-519-99048/23, сославшись на положение части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказала в удовлетворении заявления Общества о включении в реестр поднадзорных объектов, указала на нарушение срока подачи извещения о начале строительства объекта (на момент подачи извещения о начале строительства на объекте выполнены железобетонные конструкции трех этажей).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 25.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Указывает, что на момент подачи извещения о начале строительства Общество уже выполняло строительство железобетонного монолитного каркаса здания высотой 3 этажа.
По мнению Инспекции, судом не учтено, что в поданном извещении о начале работ - дата 01.03.2023 является не достоверной, не соответствующей действительности, внесенной в извещение застройщиком с целью сокрытия факта действительного начала работ по строительству поднадзорного объекта (несущие конструкции выше первого этажа здания), данные действия застройщика нарушают требования части 5 статьи 52 Градостроительный кодекса Российской Федерации. Также судом не учтено, что с момента получения разрешения на строительство объекта капитального строительства с 1 техническими параметрами: общая площадь 10 307,8 кв.м., количество этажей 3, (приказ министерства строительства Нижегородской области от 21 декабря 2022 г. N 202/рд) подлежащего региональному государственному строительному надзору в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительный кодекса Российской Федерации застройщик подал в Инспекцию извещение о начале строительных работ только 21.02.2023, то есть спустя два месяца, что также очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны застройщика. И при этом на протяжении всего этого времени застройщик осуществлял строительные работы без обязательного регионального государственного строительного надзора. Считает, что судом не установлено, что оспариваемое решение Инспекции нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Полагает, что указав на соблюдение застройщиком требований части 5 статьи 52 Градостроительный кодекса Российской Федерации при подаче извещения о начале строительства объекта капитального строительства и положив данный вывод в основу принимаемого решения по существу спора Арбитражный суд Нижегородской области применил закон, не подлежащий применению. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что Инспекция вправе осуществлять мероприятия по региональному государственному строительному надзору в отношении объекта капитального строительства в любой стадии строительной готовности последнего, даже в том случае, когда к моменту обращения в Инспекцию фактически выполнены все несущие конструкции объекта (в рассматриваемом случае несущие конструкции выше первого этажа) основаны на неправильном истолковании закона.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности, в число которых входит Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Понятие и порядок организации государственного строительного надзора определены положениями статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Данный вид надзора осуществляется в соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 (далее - Постановление N2161).
Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 Постановления N 2161 Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган регионального государственного строительного надзора).
Пунктом 20 Постановления N 2161 установлено, что региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии с пунктом 21 Постановления N 2161 органы регионального государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляют региональный государственный строительный надзор (далее - реестр).
В силу пункта 24 Постановления N 2161 объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется региональный государственный строительный надзор, включается в реестр на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления в орган регионального государственного строительного надзора извещения о начале работ.
Пунктом 25 Постановления N 2161 установлено, что объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее: а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется региональный государственный строительный надзор; б) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом; г) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случаях, указанных в пункте 25 настоящего документа, извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу (пункт 26 Постановления N 2161).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2021 3 968 утверждено Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области (далее - Положение N 968).
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - государственный надзор).
Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный надзор, является Инспекция (пункт 1.5 Положения N 968).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения N 968 Государственный надзор в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в отношении объектов, соответствующих требованиям, указанным в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включенных в реестр поднадзорных объектов.
Согласно пункту 4.3 Положения N 968 основанием для включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в реестр поднадзорных объектов является принятие поданного контролируемым лицом (застройщиком, техническим заказчиком) в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.4 Положения N 968 установлено, что в целях включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в реестр поднадзорных объектов Инспекцией осуществляется проверка поданного извещения о начале строительства и приложенных к нему документов на соответствие требованиям, установленным частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также оценка проектной документации объекта капитального строительства на соответствие требованиям, установленным частями 1, 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проверка поданного извещения о начале строительства и оценка проектной документации осуществляются ответственными должностными лицами, назначенными приказом Инспекции, в течение одного рабочего дня с момента поступления такого извещения.
Согласно пункту 4.5 Положения N 968 основанием для отказа в принятии поданного извещения о начале строительства является: 1) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не подлежит государственному надзору, осуществляемому Инспекцией; 2) извещение о начале строительства подано ненадлежащим субъектом; 3) извещение о начале строительства подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 4) извещение о начале строительства и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Об отказе во включении объекта, указанного в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в реестр поднадзорных объектов Инспекция уведомляет лицо, которым подано извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в течение пяти рабочих дней, письменно - в форме электронного документа либо на бумажном носителе посредством почтового отправления с указанием причины такого отказа.
Объекты, указанные в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 4.3 - 4.5 настоящего Положения, включаются в реестр поднадзорных объектов на основании приказа Инспекции в течение пяти рабочих дней со дня принятия поданного в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 4.6 Положения N 968).
Как следует из материалов дела, Министерством строительства Нижегородской области 25.06.2021 Обществу выдано разрешение на строительство N 52-RU523030002005001-06/07/588-2021 объекта капитального строительства "Комплекс по производству и обработке пиломатериалов. Первый этап строительства. Неотапливаемый склад негорючих материалов, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Сормовский район, ул.Коновалова, в районе дома N 15 (кадастровый участок 52:18:0010521:20)". Общая площадь объекта капитального строительства составляла 1495,82 кв.м, количество этажей - 1, площадь застройки - 1495,82 кв.м (л.д. 12-14).
Таким образом, на момент получения разрешения на строительство в отношении планируемого к строительству объекта в силу подпункта 1 части 1 статьи 54, части 1 и пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственного строительного надзора не предусматривалось, основания для включения в Реестр отсутствовали.
На основании полученного разрешения Обществом начато строительство объекта.
Приказом Министерства строительства Нижегородской области от 21.12.2022 N 202/рд в вышеуказанное разрешение на строительство внесены изменения (л.д. 16-17).
В соответствии с внесенными изменениями общая площадь составляет 10307,8 кв.м, количество этажей - 3, площадь застройки 8774,0 кв.м.
В связи с внесенными изменениями строящийся Обществом объект в силу части 1 статьи 54, части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации стал подлежать государственному строительному надзору.
В силу обязательного осуществления государственного строительного надзора при строительстве указанного объекта, выполняя возложенную на застройщика действующим законодательством обязанность, 21.02.2023 Общество направило в Инспекцию уведомление от 16.02.2023 N 19 в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ о начале строительства работ по вышеуказанному объекту для принятия под государственный строительный надзор (л.д.52).
К вышеуказанному уведомлению были приложены, в том числе: извещение о начале строительства от 16.02.2023, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство (реконструкцию) и приказ о внесении изменений в разрешение на строительство, договор на выполнение функций технического заказчика, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, приказ о назначении лица, ответственного за осуществление строительного контроля (тех.заказчик), договор подряда, свидетельство о допуске к работам по строительству объекта, включая работы по организации строительства, приказ о назначении лица, ответственного за организацию строительства и осуществление строительного контроля, приказ о назначении лица, ответственного за производство работ на объекте, документ о вынесении на местность линий отступа от красных линий, прошнурованные журналы работ (общий и специальные), договор на выполнение проектных работ, свидетельство о допуске к работам по проектированию, приказ о назначении ответственного за разработку проектной документации, проектная документация в полном объеме (CD-диск), положительное заключение государственной экспертизы ПД и РИГИ, приказ об утверждении проектной документации застройщиком (или техническим заказчиком), ордер на производство работ, график строительства.
Согласно извещению от 16.02.2023 дата начала строительства установлена 01.03.2023.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, представленные Обществом к извещению документы, соответствуют требованию, установленному частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок оформления извещения о начале работ и приложенных к нему документов Обществом соблюден.
Следовательно, по получению представленного извещения у Инспекции возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, выполняемых в ходе строительства Обществом объекта капитального строительства.
Государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства.
Включение указанного объекта в Реестр соответствует установленным статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления N 2161 целям и задачам осуществления государственного (регионального) строительного надзора в виде предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, а также проектной документации.
Из представленных сторонами документов следует, что на момент направления извещения строительство Обществом не завершено, в связи с чем, отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Инспекции осуществлять надзор за текущими строительными работами на объекте до их завершения. Результаты осуществления такого надзора в силу положений части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 49-52 Положения N 1291 подлежат оформлению в виде заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, либо в виде решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Доводы Инспекции о несоответствии этажности строящегося здания проектной документации судом правомерно отклонены, поскольку проверка соответствия выполненных работ требованиям проектной документации является предметом проверок в ходе проведения регионального строительного надзора подконтрольных объектов, включенных в Реестр, а не проверки представленного извещения о начале строительства и приложенных к нему документов.
Ссылка Инспекции о неприостановлении Обществом строительных работ до включения объекта в Реестр обоснованно признана судом несостоятельной ввиду отсутствия законодательно установленной обязанности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу, что решение Инспекции об отказе во включении в реестр поднадзорных объектов объекта капитального строительства, выраженное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23, противоречит положениям статей 52, 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановления N 2161, Положения N 968, нарушает законные права и интересы Общества.
На основании изложенного суд правомерно признал недействительным решение Инспекции, изложенное в письме от 02.03.2023 N исх-519-99048/23.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2023
по делу N А43-7878/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7878/2023
Истец: ООО "Яблоко"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области