г. Киров |
|
14 августа 2023 г. |
Дело N А82-10925/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кормщиковой Н.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Калининой А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании представителя уполномоченного органа - Забелиной Т.В. по доверенности от 14.02.2023
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 16.05.2023 по делу N А82-10925/2021
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области
к Крицкой Екатерине Игоревне
о признании несостоятельной (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ФНС России, уполномоченный орган, заявитель, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании Крицкой (Левченко) Екатерины Игоревны (далее- Крицкая Е.И., ответчик, должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2021 произведена замена заявителя по делу с ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 16.05.2023 производство по заявлению ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) Крицкой Е.И. прекращено.
Уполномоченный орган с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель полагает возможным ввести в отношении должника упрощенную процедуру банкротства по ст. 227 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", считает должника - отсутствующим; финансирование процедуры полагает возможным за счет имущества должника - автотранспортного средства, в отношении которого по решению налогового органа от 08.09.2020 наложен запрет; считает, что должник представил заведомо недостоверные сведения либо совершает действия, направленные на сокрытие имущества или его незаконную передачу третьим лицам; прекращение производства по делу о банкротстве, по мнению заявителя, фактически ведет к освобождению должника от исполнения законно установленной обязанности по уплате налогов.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу Крицкая Е.И. отмечает отсутствие транспортного средства по причине его утилизации, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебное заседание откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14.08.2023, о чем на официальном сайте Второго арбитражного апелляционного суда размещено объявление.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023 в порядке ст. 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Шаклеиной Е.В. на судью Дьяконову Т.М.
По ходатайству ФНС России судебное заседание 14.08.2023 организовано и проведено Вторым арбитражным апелляционным судом посредством веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Должник явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей должника при имеющейся явке.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Крицкая Екатерина Игоревна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.02.2017, о чем была внесена запись в ЕГРИП, основной вид деятельности - деятельность по общей уборке зданий. Дата прекращения данной деятельности: 13.11.2020.
По данным Уполномоченного органа общая сумма задолженности Крицкой Е.И. по состоянию на 06.07.2021 составила 3 364 607,22 руб., возникла в результате неисполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, налога на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, и другими лицами, занимающимися частной практикой, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017, транспортного налога с физических лиц, при этом срок неисполнения должником своих обязательств перед бюджетом превышает три месяца.
Ссылаясь на наличие у Крицкой Е.И. неоплаченной задолженности по обязательным платежам, ФНС России обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Отмечая отсутствие транспортного средства и денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему и финансирование процедуры банкротства у должника, а также имущества для реализации, Крицкая Е.И. обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с ходатайством о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абзац 2 статьи 2 Закона о банкротстве).
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и(или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (абзац 4 статьи 2 Закона о банкротстве).
По пункту 2 статьи 33 и пункта 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве дело о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - гражданину в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Пунктом 1 статьи 213.5 Закона о банкротстве установлено, что заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при отсутствии указанного в пункте 1 настоящей статьи решения суда в отношении, в том числе, требования об уплате обязательных платежей.
В силу пункта 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 213.3 и статьей 213.5 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина.
Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган указывает на наличие у должника задолженности в общей сумме 3 378 217,33 рубля и необходимость включения в реестр требований кредиторов Крицкой Е.И. требование в составе: второй очереди в сумме 28 211,77 руб., в составе третьей очереди в сумме 106 861,91 руб., в том числе 10 434,34 руб. основного долга, 94 945,02 руб. пеней, 1 482,55 руб. штрафов; в составе второй очереди как обеспеченное залогом имущества должника в сумме 1 986 335,75 руб., а также в составе третьей очереди, как обеспеченное залогом имущества должника в сумме 1 340 019,66 руб.
Между тем, порядок предъявления требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве": при неисполнении должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Однако указанное Постановление не расценивается как обязывающее уполномоченный орган обращаться с таким заявлением в любом случае, т.е. даже когда очевидно, что имущества должника недостаточно для погашения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, поскольку процедура банкротства, осуществляемая в специальном судебном порядке, не возбуждается лишь для формальной реализации функции уполномоченного органа по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
При этом согласно пункту 1 статьи 59 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных этим Законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 Закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего (пункт 3).
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" указано, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Как усматривается из материалов настоящего дела, за должником зарегистрировано 1 транспортное средство, в отношении которого по заявлению налогового органа приняты обеспечительные меры в виде запрета совершения регистрационных действий.
Вместе с тем, из пояснений должника следует, что данное транспортное средство отсутствует в наличии по причине утилизации. Иного регистрируемого имущества за должником не числится.
Пояснения должника судом проверены, установлено отсутствие актуальных полисов ОСАГО, а также отсутствие нарушений ПДД по сведениям ГИБДД. Каких-либо иных доказательств использования должником транспортного средства в материалах дела не имеется и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о наличии у должника имущества не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по делу.
Само по себе наличие запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа автомобиля должника не свидетельствует о его существовании в натуре.
Начисление должнику транспортного налога объясняется актуальностью обеспечительных мер, введенных по заявлению самого налогового органа.
Апелляционный суд также не находит правовых оснований согласиться с позицией Уполномоченного органа относительно возможности введения в отношении Крицкой Е.И. упрощенной процедуры - отсутствующего должника, поскольку Крицкая Е.И. является физическим лицом с известным местонахождением, пропавшей без вести не числится, занимает по делу активную процессуальную позицию (представлены отзывы в суд первой и апелляционной инстанций), статуса индивидуального предпринимателя не имеет.
Кроме того, Законом о банкротстве предусмотрено особое правовое регулирование процедур банкротства граждан (глава Х), к которым не применимы нормы о банкротстве юридических лиц.
В силу положений ст. 228 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника, вопреки позиции заявителя, не применяются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 24.06.2014 N 1383-О разъяснил, что прекращение производства по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, направлено на недопущение возникновения у должника в ходе процедур банкротства новых сумм задолженности, в том числе перед арбитражным управляющим.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление N 91) следует, что если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено арбитражным судом по своей инициативе.
При этом ссылка Уполномоченного органа на освобождение должника в настоящем случае от исполнения законно установленной обязанности по уплате налогов судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку прекращение производства по делу о банкротстве должника не влечет освобождения должника от дальнейшего исполнения обязательств и не препятствует ему исполнению законно установленной обязанности по уплате налогов ни добровольно, ни в порядке совершения исполнительных действий службой приставов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и вынес законное и обоснованное определение, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 16.05.2023 по делу N А82-10925/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.А. Кормщикова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-10925/2021
Должник: Левченко (Крицкая) Екатерина Игоревна
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
Третье лицо: Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области, ф/у Малиев Руслан Гасенович, Арбитражный суд Ярославской области, Ассоциация арбитражных управляющих "Солидарность", ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Ярославской области, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, Дзержинский районный отдел судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области, Дзержинский районный суд г. Ярославля, Инспекция административно-технического надзора Ярославской области, СРО "Синергия", СРО-Ассоциация арбитражных управляющих "Солидарнсть", УМВД России по Ярославской области Информационный центр, Управление ГИБДД по Ярославской области, Управление ЗАГС Правительства Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"