город Томск |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А45-17434/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. рассмотрел апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ласка" (N 07АП-5630/2023) на решение от 25 мая 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17434/2022 (судья Е.А. Нахимович) по заявлению товарищества собственников жилья "Ласка" (ОГРН: 1065410040244, ИНН: 5410007383), г. Новосибирск к Мэрии города Новосибирска (ОГРН: 1045402490100, ИНН: 5406285846), г. Новосибирск о признании постановления мэрии города Новосибирска от 30.08.2021 N 2182 "О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 08.08.2014 N 7109" недействующим в части включения в строку 260 перечня дом по адресу ул.Богдана Хмельницкого, 3 с даты принятия постановления мэрии города Новосибирска от 30.08.2021 N 2182, третье лицо: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (ОГРН: 1055406102223, ИНН: 5406308363),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Ласка" (далее - товарищество, ТСЖ "Ласка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска о признании постановления от 30.08.2021 N 2182 "О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 08.08.2014 N 7109" недействующим в части включения в строку 260 перечня дом по адресу ул.Богдана Хмельницкого, 3, с даты принятия постановления мэрии города Новосибирска от 30.08.2021 N 2182.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - Инспекция, ГЖИ).
Решением от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Ласка" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что в суд были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие факт начислений и оплат собственниками МКД взносов по капитальному ремонту на сумму 1 851 800,21 руб.; судом не были уточнены и сопоставлены суммы начислений и оплат взносов по фонду капитального ремонта, отраженные в первичных документах ТСЖ, с суммами начислений и оплат, предоставленных заявителем в квартальных и годовых отчетах в ГЖИ, которыми ГЖИ должно было руководствоваться при проведении расчета процента собираемости взносов в фонд капитального ремонта; ТСЖ "Ласка" является владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта, собственниками помещений в МКД обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете в период с 2014 года по 2016 год только частично; в отношении общего имущества МКД проведен капитальный ремонт крыши и инженерных сетей электроснабжения, общая стоимость которого составила 1 710 404,70 руб.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
На основании части 2, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области 07.06.2021 N 4474-09/48 направила в адрес мэрии города Новосибирска акт исследования документов по погашению задолженности от 04.06.2021 N 09-02-005/3 в отношении ТСЖ "Ласка" для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
30.06.2021 мэрий г. Новосибирска принято постановление N 2182, которым в постановление мэрии от 08.08.2014 N 7109 были внесены изменения: в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, был добавлен многоквартирный дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3.
Заявитель, не согласившись с постановлением мэрии в части, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений части 2 статьи 158, части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными названным Кодексом.
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 названного Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Судом установлено, что собственниками многоквартирного дома N 3 по ул. Богдана Хмельницкого в г. Новосибирске на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (протокол N 18 от 21.11.2017) принято решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утвержден владелец специального счета - ТСЖ "Ласка". Региональным оператором данное решение общего собрания собственников было получено 27.11.2017.
После вступления в силу решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете обязанность по начислению, сбору денежных средств по взносам, предоставлению платежных документов собственникам была возложена на ТСЖ "Ласка".
Контроль за формированием фонда капитального ремонта на специальном счете, в соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ, частью 2 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" осуществляет Государственная жилищная инспекция Новосибирской области.
Обязанности регионального оператора как владельца специального счета применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 ЖК РФ, согласно которой владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 названного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Согласно части 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт о специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ, в случае если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9.1 статьи 173 ЖК РФ региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 названной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение.
В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 названной статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Из части 10 статьи 173 ЖК РФ следует, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 названной статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, лишь в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела, Инспекцией определено пропорциональное соотношение размера фактических поступлений взносов на капитальный ремонт к размеру начисленных взносов на капитальный ремонт: 845 266,71 руб. (направленная ТСЖ "Ласка" в соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ информация о фактически поступивших взносов)* 100%/1 846 964, 23 руб. (размер начисленных взносов на капитальный ремонт (предъявленных к оплате счетов за капитальный ремонт) собственникам помещений) = 45,77%. Задолженность составила 1 001 697, 52 руб. (1 846 964,23-845 266,71).
По состоянию на 30.09.2020 размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по ул. Б.Хмельницкого в г. Новосибирске составил менее, чем 50% от размера начислений, инспекцией в адрес ТСЖ "Ласка" направлено уведомление о погашении задолженности в размере 1 001 697,52 руб. от 03.12.2020 N 10221-09/48 - в срок не более, чем 5 месяцев с момента поступления уведомления.
Согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений от 30.12.2020, ТСЖ "Ласка" получило указанное уведомление 08.12.2020.
В связи с чем, срок для погашения задолженности по капитальному ремонту у ТСЖ "Ласка"-08.05.2021.
07.05.2021 N 7039/48-вх в ГЖИ НСО от ТСЖ "Ласка" поступил ответ на уведомление о погашении задолженности, который содержал доводы о несогласии с указанным уведомлением, в том числе с процентом оплаченных собственниками денежных средств, который, по мнению ТСЖ "Ласка", составлял 69,4%. В связи с чем, по мнению ТСЖ "Ласка", основания для перевода ТСЖ "Ласка" на счет регионального оператора по капитальному ремонту отсутствовали. При этом, указанный ответ не содержал информации о погашении имеющейся по состоянию на 30.09.2020 задолженности взносов на капитальный ремонт.
В целях объективного рассмотрения и принятия решения по данному вопросу ТСЖ "Ласка" предложено предоставить в инспекцию в срок не позднее 25.05.2021 выписку банка по специальному счету N 40705810244050000650 от 07.11.2018 в ПАО "Сбербанк России" (письмо инспекции от 18.05.2021 N 3983-09/48).
В ответ на указанное письмо в адрес инспекции направлены выписки банка по специальным счетам N 40705810244050000621 и N 40705810244050000650 (письмо ТСЖ "Ласка" от 03.06.2021 N 8277/48-вх), в соответствии с которыми сумма поступивших денежных средств на специальном счете на 30.09.2020 составила 876 491,51 руб., что составляет 47,46% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт (876 491,51 руб. (размер фактически поступивших взносов согласно выписки из банка)* 100%/1 846 964, 23 руб. (размер начисленных взносов на капитальный ремонт (предъявленных к оплате счетов за капитальный ремонт) собственникам помещений).
При этом, из указанной выписки следует, что 26.03.2019 на данный специальный счет поступил платеж 135 435,12 - возврат средств ФКР пост, от ОСП по Калининскому району УФССП по НСО.
Таким образом, в сумму 876 491,51 руб. входит и сумма 135 435,12 руб., которая была ранее взыскана с ТСЖ "Ласка" по решению Арбитражного суда Новосибирской области от 11.05.2018 N А45-5367/2017, а затем возвращена на специальный счет ТСЖ "Ласка" N 40705810244050000650 26.03.2019 службой судебных приставов.
Кроме того, согласно выписке банка по счету ТСЖ "Ласка" N 40705810244050000621, 04.10.2018 со специального счета ТСЖ "Ласка" на счет регионального оператора перечислены денежные средства в размере 3 872,24 руб.
Таким образом, общая сумма денежных средств, взысканных по решению суда и перечисленных со специального счета ТСЖ "Ласка" на счет регионального оператора, составила 139 307,36 руб., которая в дальнейшем была возвращена на специальный счет ТСЖ "Ласка" N 40705810244050000650 в сумме 135 435,12 руб., а также в составе суммы 43 552,06 по акту приема-передачи денежных средств от 28.11.2018.
На основании вышеизложенного, у ГЖИ имелись законные основания для уведомления органа местного самоуправления о непогашении задолженности на капитальный ремонт собственниками помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Б. Хмельницкого в г. Новосибирске с целью принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В связи с чем, 07.06.2021 N 4474-09/48 ГЖИ НСО в адрес мэрии города Новосибирска направлен акт исследования документов по погашению задолженности от 04.06.2021 N 09-02-005/3 в отношении ТСЖ "Ласка" для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Судом правомерно учтено, что в Калининском районном суде г. Новосибирска рассматривалось заявление ТСЖ к ГЖИ о признании незаконными действий по направлению в мэрию г. Новосибирска 07.06.2021 N 4474-09/48 сведений о том, что размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт на специальном счете ТСЖ "Ласка" составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, об обязании ГЖИ устранить допущенное нарушение путем направления в мэрию г. Новосибирска сведений о том, что размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт на специальном счете ТСЖ "Ласка" составляет более пятидесяти процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт в срок 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 16.09.2022 по делу N 2а-2137/2022 в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Ласка" отказано; вышестоящими судебными инстанциями решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, судебными актами по делу N 2а-2137/2022, подтверждена законность действий Инспекции по направлению в мэрию г. Новосибирска 07.06.2021 N 4474-09/48 сведений о том, что размер фактических поступлений взносов на капительный ремонт на специальном счете ТСЖ "Ласка" составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, судом при рассмотрении дела N 2а-2137/2022 не были приняты доводы заявителя, на которое он ссылается и при рассмотрении настоящего дела, о проведении капитального ремонта, оплаты услуг по договорам подряда, о том, что Инспекция не учла израсходованные денежные средства, а также о том, что взносы на капитальный ремонт собирались не только на специальный счет, но и на расчетный счет и в кассу, поскольку в силу установленных законом норм взносы на капитальный ремонт подлежат аккумулированию на специальном счете.
При наличии вышеуказанных судебных актов суда общей юрисдикции, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела, рассмотрении в них вопроса о размере фактических поступлений взносов на капитальный ремонт на специальном счете ТСЖ "Ласка", апелляционный суд не усматривает оснований для исследования первичных документов, представленных товариществом в обоснование своих доводов, которые уже были проверены судом общей юрисдикции, в связи с чем на основании части 2 статьи 268 АПК РФ в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных с апелляционной жалобой, отказывает; документы подлежат возврату заявителю.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25 мая 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17434/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ласка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17434/2022
Истец: ТСЖ "Ласка"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд