г. Вологда |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А44-933/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 августа 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" Ушакова И.А. по доверенности от 01.09.2022, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Иванова А.Т. по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 мая 2023 года по делу N А44-933/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" (ОГРН 1095101000060, ИНН 5101312830; адрес: 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Космонавтов, дом 23; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (с учетом дополнения от 28.03.2023) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 3; далее - управление) о признании незаконным пункта 1 решения от 23.12.2022 N 053/06/33-648/2022 и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" (ОГРН 1025300796179, ИНН 5321046655; адрес: 173017, Новгородская область, Великий Новгород, улица Державина, дом 1; далее - учреждение), государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и его аукционная комиссия (ОГРН 1025300785586, ИНН 5321047257; адрес: 173020, Новгородская область, Великий Новгород, улица Хутынская, дом 24), акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692; адрес: 115114, Москва, улица Кожевническая, дом 14, строение 5; далее - АО "ЕЭТП").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 04 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать пункт 1 решения управления незаконным, возложить на управление обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и представитель управления в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "ЕЭТП" в отзыве на апелляционную жалобу позицию по доводам жалобы не отразило.
От иных третьих лиц отзывы не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, учреждением (заказчик) осуществлялась закупка в форме электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по организации временного хранения, транспортировке и термического обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (извещение N 0850200000422001986 размещено на официальном сайте 07.12.2022).
В управление 13.12.2022 поступила жалоба общества на действия заказчика при осуществлении данной закупки со ссылкой на незаконность установленных в аукционной документации требований.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 20.12.2022 N 053/06/33-648/2022, пунктом 1 которого жалоба общества признана необоснованной
Не согласившись с решением управления в данной части, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Применительно к положениям статей 6, 8, 12 Закона N 44-ФЗ принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Рассматриваемая закупка проводилась на право заключения контракта на оказание услуг по организации временного хранения, транспортировке и термического обезвреживания медицинских отходов классов Б и В.
Согласно пункту 1.1 Технического задания на оказание для учреждения услуг по организации временного хранения, транспортировке и термического обезвреживания медицинских отходов классов Б и В, с одновременным предоставлением специализированного морозильного оборудования и одноразовой тары (далее - Техническое задание) объектом закупки является оказание для заказчика услуг по организации временного хранения, транспортирования и обезвреживания опасных медицинских отходов классов Б и В с применением термического уничтожения (сжигания) и их последующего размещения на объекте, включенном в ГРОРО Государственный реестр объектов размещения отходов.
Целью закупки в соответствии с пунктом 2.1 Технического задания является своевременное обеспечение заказчика услугами по организации временного хранения, транспортирования и обезвреживания медицинских отходов класса "Б", "В" (кроме биологических) с применением термического уничтожения, охрана окружающей среды, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В перечень оказываемых услуг исходя из пунктов 4.2, 4.3 Технического задания включены:
предоставление на время действия контракта, а также на основе заявок, в безвозмездное пользование одноразовой расходной тары, соответствующей по объему, количеству и характеристикам, а именно одноразовых пакетов в количестве не более 1000 штук в месяц, предназначенных для сбора и хранения медицинских отходов класса Б и В, желтого и красного цвета соответственно. Размеры: 500*600 мм, 700*800 мм, 800*900 мм по выбору;
предоставление на период действия контракта специализированного морозильного оборудования для временного хранения необеззараженных медицинских отходов класса Б и химически обеззараженных класса В - в количестве, достаточном для обеспечения корректных норм хранения медотходов в подразделениях заказчика в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21. Состав, характеристики и места установки оборудования - в соответствии с Таблицей N 2.
Согласно пунктам 6.4 и 6.5 Технического задания исполнитель по заявке заказчика регулярно предоставляет одноразовую расходную тару, а именно: одноразовые специализированные пакеты желтого или красного цвета для сбора медицинских отходов класса Б и В соответственно, и одноразовые желтые, либо красные не прокалываемые емкости (контейнеры) для сбора острого и колющего инвентаря, в соответствии с количеством, указанным в Таблице N 1. В течение 2-х рабочих дней с момента заключения контракта исполнитель обязан поставить заказчику требующиеся расходные материалы и выполнить мероприятия по установке и подключению морозильного оборудования.
В качестве способа обезвреживания отходов в Техническом задании предусмотрено термическое уничтожение (сжигание).
Доводы общества о том, что предоставление расходных материалов и холодильного оборудования на безвозмездной основе является незаконным требованием заказчика, связано с деятельностью по сбору и временному хранению отходов и не может входить в состав услуги по транспортированию отходов и их обезвреживанию, правомерно отклонены управлением и судом первой инстанции, поскольку требования, указанные заказчиком в документации, установлены для обеспечения порядка обращения с медицинскими отходами в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), направлены на поддержание надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы в том числе класс Б - эпидемиологически опасные отходы; класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
В силу части 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Исходя из пунктов 165 и 168 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой. В Схеме указываются, в том числе потребность организации в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах - после каждой операции.
Согласно пункту 179 СанПиН 2.1.3684-21 при организации участков обеззараживания, обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов допускается сбор, хранение, транспортирование медицинских отходов класса Б (кроме отходов лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза) без предварительного обеззараживания в местах образования структурных подразделений организаций, при условии обеспечения организацией необходимых требований эпидемической безопасности.
При этом в организации должны быть в наличии необходимые расходные средства, в том числе одноразовая упаковочная тара для обращения с медицинскими отходами.
Пунктом 201 СанПиН 2.1.3684-21 в числе условий хранения медицинских отходов предусмотрено, что хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов; накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" и "В" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
Пунктами 174 и 183 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрены такие способы обезвреживания для медицинских отходов класса Б как обязательное обеззараживание (обезвреживание), дезинфекция, для отходов класса В - обязательное обеззараживание (обезвреживание), дезинфекция физическими методами. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.
Медицинская организация не лишена права самостоятельного выбора способа сбора, хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, исходя при этом из собственных потребностей и необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности сотрудников, пациентов и населения.
Предположения общества о целесообразности ежедневного вывоза отходов без необходимости использования морозильного и холодильного оборудования сами по себе не свидетельствуют о незаконности определенной заказчиком его потребности в составе и объеме услуг в рассматриваемой сфере.
В данном случае установленные заказчиком в аукционной документации требования согласуются с положениями СанПиН 2.1.3684-21 и отвечают целям проведения закупки.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которой при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
При этом судом справедливо учтено, что в запросах на предоставление ценовой информации заказчик просил предоставить информацию по цене за единицу услуги, которая включает в себя стоимость услуг, стоимость предоставляемых материалов и оборудования, все транспортные расходы, уплату налогов и других обязательных платежей и иные расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг. В полученных коммерческих предложениях в стоимость услуги включена среди прочего стоимость предоставления одноразовой тары и специализированного морозильного оборудования нужного объема, что учтено при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
При изложенных обстоятельствах доводы общества о незаконности установленных в аукционной документации требований противоречат обстоятельствам дела.
Фактически указанные заказчиком требования не являются неисполнимыми и ограничивающими возможность участия в спорной закупке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка обществом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 мая 2023 года по делу N А44-933/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-933/2023
Истец: ООО "Эко Спектр"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
Третье лицо: АО "ЕЭТП", ГОБУЗ "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина", ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и его аукционная комиссия, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16243/2023
12.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4841/2023
17.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4841/2023
04.05.2023 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-933/2023