г. Челябинск |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А07-10301/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023 по делу N А07-10301/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Радуга" - Еникеева А.М. (доверенность N 1 от 17.03.2023, диплом);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Богатыренко И.А. (доверенность N ФН-М04-04-1/1921Ю от 16.03.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее - заявитель, общество, ООО "Радуга") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства N 1907 от 15.12.2020, оформленные в письме ДК-02-3/3880 от 25.03.2022, а также об обязании Министерства устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Радуга" путем исключения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63:010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства N 1907 от 15.12.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023 (резолютивная часть решения объявлена 27.03.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Радуга", не согласилось с таким решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, а заявленные требования удовлетворить, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе общество ссылается на незаконность оспоренного отказа Министерства. Обращает внимание на следующие обстоятельства: оспоренный отказ мотивирован тем, что более 20% общей площади спорного здания используется для ведения коммерческой, бытовой деятельности и оказания услуг общественного питания, в подтверждение чего первоначально был представлен акт обследования от 30.06.2021; однако о ненадлежащем характере указанного акта сделан вывод в статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); в этой связи здание не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Радуга" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1210200014386 и владеет на праве собственности нежилым зданием с кадастровым номером 02:63:010302:303, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Белебей, ул. Красная, д. 112.
Приказом Министерства от 15.12.2020 N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база исчисляется как их кадастровой стоимость, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (далее - Перечень). В этот Перечень внесено в том числе указанное принадлежащее ООО "Радуга" нежилое здание.
01.03.2022 ООО "Радуга" обратилось в Министерство с заявлением об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63:010302:303, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Белебей, ул. Красная, д. 112.
В ответ на указанное обращение Министерством в адрес ООО "Радуга" направлено письмо N ДК-02-3/3880 от 25.03.2022, в котором указано, что по результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:63:010302:303 используется для ведения торговой, административной деятельности и деятельности общественного питания, в связи с чем, согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, этот объект недвижимости не может быть исключен из Перечня.
Полагая действия Министерства по отказу исключить спорный объект из Перечня, выраженные в письме ДК-02-3/3880 от 25.03.2022, не соответствующими закону, ООО "Радуга" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренных действий Министерства закону.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 2).
Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с этой статьей, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1). В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном: сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон РБ О налоге на имущество).
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 2.1 Закона РБ О налоге на имущество, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении ряда видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (пункт 1.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан").
Подпунктом "з", пункта 1.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее - Постановление N 233) Министерство определено в качестве уполномоченного органа по формированию и уточнению Перечня, направлению Перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещению его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.
Таким образом, оспоренные действия совершены в пределах предоставленных Министерству полномочий.
Постановлением N 233 утвержден также Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в соответствии с которым, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона РБ О налоге на имущество (пункт 1.1). Заявители до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, вправе направить в уполномоченный орган обращение о необходимости актуализации перечня, в том числе в случаях: 1) несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости; 2) изменения вида фактического использования объекта недвижимости; 3) обнаружения технической ошибки, допущенной при включении объекта в перечень. Под технической ошибкой понимается включение объекта в перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка или назначения объекта в случае, если вид разрешенного использования земельного участка или назначение объекта не соответствовали критериям для включения в перечень (пункт 3.1). Уполномоченный орган принимает решение о внесении изменений в перечень в случаях, если: а) в отношении включенных в перечень объектов недвижимого имущества судом принято решение о неправомерности их включения в перечень; б) Межведомственной комиссией принято решение о возможности внесения изменений в перечень для исправления технической ошибки, допущенной при формировании перечня (пункт 4.1).
Кроме того, Постановлением N 233 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), который устанавливает условия, порядок, способы и особенности проведения в Республике Башкортостан мероприятий по определению фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в том числе, мероприятий по проведению обследования этих объектов.
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются в целях выявления и включения в перечень объектов недвижимого имущества, перечисленных в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона РБ О налоге на имущество.
Для проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости решением уполномоченного органа создается комиссия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - комиссия по обследованию). Состав комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается уполномоченным органом. В состав комиссии по обследованию могут включаться сотрудники уполномоченного органа, сотрудники ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан", представители администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию) (пункт 1.6 Порядка).
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются комиссией по обследованию в форме обследований объектов недвижимости в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 1.7 Порядка).
Комиссия по обследованию: посещает объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование; осуществляет фотосъемку (при необходимости видеосъемку), фиксирующую фактическое использование здания (строения, сооружения) и (или) помещения, а также фотосъемку (при необходимости видеосъемку) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях); составляет акт (пункт 1.8 Порядка).
Вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании акта обследования, составленного комиссией по обследованию (пункт 1.9 Порядка).
В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости используются данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащиеся в ЕГРН и (или) документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций, подведомственных органам исполнительной власти, собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей, организаций, владеющих объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения (пункт 1.10 Порядка).
В силу пункта 2.1 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в связи с обращениями, указанными в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Порядка, проводятся комиссией по обследованию в соответствии с настоящим Порядком (пункт 2.10 Порядка).
Приложением к Постановлению N 233 является также Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Методика), в соответствии с которой, на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения) (Sобщ.); б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения) (Sисп.), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, Sоф. - площадь офисов, Sпит. - площадь объектов общественного питания, Sбыт. - площадь объектов бытового обслуживания, Sторг. - площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (Sоп.) (пункт 2.1). На основании данных, определенных в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящей методики, определяется размер фактической площади здания (строения, сооружения), используемой при осуществлении каждого из видов деятельности (Sфакт.-оф., Sфакт.-пит., Sфакт.-быт., Sфакт.-торг.), рассчитываемый как сумма площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sоф., Sпит., Sбыт., Sторг.), и соответствующей площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф., Sоп.-пит., Sоп.-быт., Sоп.-торг.), по формуле: Sфакт.-оф. = Sоф. + Sоп.-оф. В случае, если в здании (строении, сооружении) расположено несколько нежилых помещений, используемых при осуществлении одного и того же вида деятельности (например, Sоф.1, Sоф.2, Sоф.3), размер фактической площади всего здания (строения, сооружения), используемой при осуществлении каждого из видов деятельности (например, Sфакт.-оф.), рассчитывается как сумма фактических площадей здания (строения, сооружения), используемых при осуществлении каждого из однородных видов деятельности (например, Sфакт.-оф.1, Sфакт.-оф.2, Sфакт.-оф.3), по формуле: Sфакт.-оф. = Sфакт.-оф.1 + Sфакт.-оф.2 + Sфакт.-оф.3 (пункт 2.3).
В настоящем случае, рассмотрев обращение заявителя об исключении спорного здания из Перечня, Министерство приняло решение об отказе в таком исключении, сославшись на то обстоятельство, что более 20% от общей площади спорного здания используется для ведения коммерческой, бытовой деятельности, а также деятельности общественного питания. При этом, в оспоренном письме Министерство сослалось на результаты проверки фактического использования здания, не указав реквизиты соответствующего акта.
В первоначальном отзыве по настоящему делу от 05.07.2022 Министерство в обоснование своей позиции сослалось на акт обследования от 30.06.2021, составленный комиссией в составе заместителя директора ГКУ "Управление имуществом казны РБ Безруковым П.Ю., начальника Отдела контроля фактического использования имущества Бахтияровой А.А. и ведущим специалистом Отдела по работе с территориями Фазлетдиновой Г.Ф. (к акту приложены фотоматериалы) (л.д.16-24).
Указанный акт обследования являлся предметом оценки Арбитражного суда Республики Башкортостан в рамках дела N А07-6761/2021, решением суда от 19.08.2022 акт признан составленным с нарушениями, в связи с чем суд не принял его в качестве надлежащего доказательства. Об этом обстоятельстве заявитель сообщил суду в письменных пояснениях от 23.11.2022 (л.д.33-35).
После этого Министерство в материалы дела представлен новый акт обследования от 01.08.2020, составленный комиссией в составе председателя Комитета Евдокимова Ю.М. и ведущего специалиста-эксперта Султанова Н.В., с приложением фотоматериалов (л.д.36-42).
В отношении этого акта заявителем также представлены возражения (л.д.59-61).
Судом первой инстанции дана оценка акту обследования от 01.08.2020. Суд пришел к выводу о надлежащем характере указанного акта и принял его в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт использования более 20% от общей площади спорного здания для ведения коммерческой, бытовой деятельности, а также деятельности общественного питания, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании оспоренных действий Министерства незаконными.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции.
Во-первых, вплоть до ноября 2022 года о наличии акта обследования от 01.08.2020 Министерство ни заявителю, ни суду не сообщало, несмотря на рассмотрение заявлений общества об исключении спорного объекта из перечней с января 2022 года и нахождение в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан с марта 2022 года помимо настоящего дела (по заявлению общества об оспаривании действий Министерства по отказу исключения спорного объекта из Перечня на 2021 год) дела N А07-6761/2022 (по заявлению общества об оспаривании действий Министерства по отказу исключения этого же объекта из Перечня на 2022 год). При этом, суд отмечает, что акт от 01.08.2020 выполнен с учетом замечаний, предъявленных к акту от 30.06.2021 решением суда от 19.08.2022 по делу N А07-6761/2021, что позволяет усомниться в дате составления этого акта (при том, что приложенные к акту фотоматериалы датировки не содержат).
Во-вторых, даже если исходить из даты составления акта от 01.08.2020, этот акт не имеет отношения к проверке спорного объекта на основании заявления общества от 01.03.2022, составлен задолго до обращения общества с указанным заявлением, и изложенную в нем информацию в любом случае нельзя признать актуальной для цели рассмотрения такого заявления.
В-третьих, применительно к акту обследования от 01.08.2020 Министерством не представлены доказательства соблюдения требований пункта 1.6 Порядка об утверждении сформированного состава комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Министерство ссылается на утверждение состава комиссии приказом Министерства от 20.07.2020 N 1126. Между тем, содержание этого приказа (л.д.67-70) доводы Министерства в указанной части не подтверждает, поскольку приказ лишь содержит распоряжение об осуществлении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в отношении объектов, согласно приложению, тогда как состав комиссии этим приказом не утверждался.
Иных доказательств утверждения состава комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в материалы дела не представлено. При этом, суд отмечает различный состав комиссии, подписавшей акты обследования от 01.08.2020 и от 30.06.2021. Причины такого различного состава комиссии Министерством не приведены.
В этой связи суд находит обоснованным довод подателя апелляционной жалобы о не подтверждении Министерством факта составления акта обследования от 01.08.2020 уполномоченными лицами.
В-четвертых, суд апелляционной инстанции принимает довод апелляционной жалобы о ненадлежащем содержании акта обследования от 01.08.2020.
В частности, акт содержит информацию о части помещений, расположенных на каждом этаже спорного шестиэтажного здания, с указанием их площади, целей фактического использования и использующих их лиц. В соответствии с этим актом, в здании расположены помещения следующего назначения: офисные помещения общей площадью 408,9 кв.м - 4 и 5 этажи; помещения для оказания бытовых услуг общей площадью 290,7кв.м - 4 и 5 этажи; помещение общественного питания площадью 223,9кв.м - 1 этаж (кафе "Друзья"); торговые объекты общей площадью 815,9кв.м - 1 этаж. На основании этих сведений установлено, что спорное здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
В то же время, как обоснованно указывает податель жалобы, в нарушение пункта 2.3 Методики доля в процентах фактической площади здания, использованной для осуществления каждого вида деятельности, в акте не определена, что исключает возможность определения доли площади помещений, используемых по указанному выше назначению, по отношению к общей площади здания. В этой связи приведенный в акте обследования вывод о соответствии здания критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ сделан в отсутствие надлежащего обоснования.
Кроме того, приложенные к акту фотографии не подтверждают изложенные в акте выводы относительно характера использования отдельных помещений спорного объекта (в отношении отдельных помещений зафиксированы лишь закрытые двери, что не позволяет установить характер их использования), а приведенная в акте информация о площадях помещений объекта не соответствует сведениям, изложенным в техническом паспорте на здание.
Таким образом, представленный Министерством в обоснование своего отказа акт обследования от 01.08.2020 нельзя признать надлежащим доказательством по делу.
Иных доказательств соответствия спорного объекта здания критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ (помимо акта обследования от 30.06.2021, получившего судебную оценку как ненадлежащее доказательство в рамках дела N А07-6761/2021), в материалы дела не представлено, а потому это обстоятельство следует признать неподтвержденным.
При этом, спорный объект недвижимости расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 02:63:011513:66, 02:63:011513:94, предназначенных "для размещения гостиничного комплекса" (что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости).
Виды разрешенного использования земельных участков определены Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Согласно пункту 4.7 этого классификатора, вид разрешенного использования земельных участков "гостиничное обслуживание" устанавливается для земельных участков в целях их использования для размещения гостиниц и не позволяет размещать на данных земельных участках офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
То есть, земельные участки по адресу: Республика Башкортостан, г. Белебей, ул. Красная, д. 112, с кадастровыми номерами 02:63:011513:66, 02:63:011513:94 с момента их предоставления и до момента их закрепления за ООО "Радуга", а также в настоящее время имеют разрешенное использование "для размещения гостиничного комплекса" и размещение на данных земельных участках офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не соответствует видам разрешенного использования земельных участков.
Согласно техническому паспорту на здание, объект предназначен для использования гостиничного комплекса.
В отсутствие надлежащих доказательств использования спорного здания не в соответствии с целевым назначением оснований полагать этот объект недвижимости подпадающим под критерии статьи 378.2 НК РФ у суда не имеется.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало правомерности и обоснованности своего отказа в исключении спорного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в налоговый период 2021 года применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 НК РФ.
Поскольку такими действиями Министерства нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности (ввиду сохранения в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости повышенной налоговой ставки по налогу на имущество), требования заявителя о признании этих действий незаконными являются правомерными, оснований для отказа в их удовлетворении у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования подлежат удовлетворению, действия Министерства, выразившиеся в отказе исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства N 1907 от 15.12.2020, оформленные в письме ДК-02-3/3880 от 25.03.2022, подлежат признанию незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает правомерным требование заявителя и в части обязания Министерства устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Радуга" путем исключения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63:010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства N 1907 от 15.12.2020.
При обращении в суд с заявлением и апелляционной жалобой ООО "Радуга" уплачена госпошлина в общей сумме 6000 руб.
Учитывая обоснованность заявления и апелляционной жалобы, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возмещению за счет Министерства госпошлина в общей сумме 4500 руб. (3000 руб. - за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1500 руб. - за рассмотрение апелляционной жалобы).
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы госпошлина в размере 1500 руб. подлежит возвращению обществу из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2023 по делу N А07-10301/2022 отменить.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившиеся в отказе исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15.12.2020, оформленные в письме ДК-02-3/3880 от 25.03.2022.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Радуга" путем исключения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:63:010302:303 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15.12.2020.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ОГРН 1020202552920) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Радуга" (ОГРН 1210200014386) 4500 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Радуга" (ОГРН 1210200014386) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14.06.2023 N 239.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10301/2022
Истец: ООО "РАДУГА"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН