г. Москва |
|
22 августа 2023 г. |
Дело N А40-22593/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНИ на решение Арбитражного суда города
Москвы от 23.05.2023 по делу N А40-22593/23
по заявлению ООО "СМАРТ-М"
к МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНЕ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Чернова Ю.М. по доверенности от 29.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Кузнецов Н.В. по доверенности от 17.07.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМАРТ-М" (далее также - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне (далее также - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) об оспаривании решений Московской областной таможни ФТС РФ о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 19.01.2023 N РКТ-10013000-23/000115; о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/150222/3091020, от 23.01.2023 N 10013000/210/230123/Т001150/001, а также действий по направлению Московской областной таможней уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей от 30.01.2023 N 10013000/У2023/0008737; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМАРТ-М" путем возврата излишне взысканных в результате корректировки сведений о классификационном коде товара таможенных платежей в размере 847 001, 77 руб.; о взыскании судебных расходов по оплате экспертных услуг в размере 50 000 руб. и по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в рамках декларации на товары N 10013160/150222/3091020 (далее также - ДТ) Общество задекларировало следующий товар (N 29): БЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ С САМОЗАГРУЗКОЙ, САМОХОДНЫЙ, НОВЫЙ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, МАРКИ MERLO, МОДЕЛЬ DBM2500EE, ИНДЕТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР ZF1DBM083D01004436, Г.В.2022, ДИЗ.ДВИГАТЕЛЬ DEUTZ TCD2012 L4, НОМЕР ДВИГ. 12679443, ОБЪЕМ 4038 КУБ.СМ, МОЩНОСТЬ 74.9 КВТ (101.84 Л.С.), ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, МАКС.СКОРОСТЬ 40 КМ/Ч. Производитель MERLO S.P.A INDUSTRIA METALMECCANICA, товарный знак: MERLO, кол-во: 1ШТ., артикул DBM2500EE (далее также - товар).
При таможенном оформлении Общество указало классификационный код ввозимого товара, определенный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС), 8474 31 000 9 "оборудование для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, измельчения, размалывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд или других минеральных ископаемых в твердом (в том числе порошкообразном или пастообразном) состоянии; оборудование для агломерации, формовки или отливки твердого минерального топлива, керамических составов, незатвердевшего цемента, гипсовых материалов или других минеральных продуктов в порошкообразном или пастообразном состоянии; машины формовочные для изготовления литейных форм из песка: - машины для смешивания или перемешивания: - бетономешалки или растворосмесители: прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%).
Между тем, таможенный орган не согласился с заявленным кодом и принял решение от 19.01.2023 N РКТ-10013000-23/000115 о классификации товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД 8705 40 000 1: "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов:- автобетономешалки: - новые" (таможенная пошлина - 15%); решение от 23.01.2023 N 10013000/210/230123/Т001150/001 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/150222/3091020, а также направил Обществу уведомление о неуплаченных суммах таможенных платежей от 30.01.2023 N 10013000/У2023/0008737.
При этом в качестве основания принятых решений таможенный орган сослался на акт камеральной таможенной проверки от 17.11.2022 N 10013000/210/171122/А001150 (далее также - акт).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СМАРТ-М" в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно положениям ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В настоящем случае судом первой инстанции установлена совокупность перечисленных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых решений и действий МОТ на основании следующего.
Так, согласно акту классификационными критериями автобетономешалок 8705 40 ТН ВЭД являются: отдельное в основном комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, либо отдельная конструкция, обладающая всеми их существенными признаками, на которые установлен рабочий агрегат (например, автокран, автобетономешалка); отсутствие единого механического агрегата, конструктивно не объединенный бетоносмесительный узел и колесное шасси.
Между тем, как обоснованно отметил суд в своем решении, из ТН ВЭД и решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 "О классификации бетоносмесительной машины с функцией самозагрузки в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" также следуют и иные классификационные признаки автобетономешалок 8705 40 ТН ВЭД.
Учитывая положения ОПИ 1 и 6, а также ч.4 ст.19 ТК ЕАЭС, для правильности классификации товаров по ТН ВЭД необходимо установить характеристики товара, как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, и затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД.
В соответствии с Примечанием 4 к разделу XVII ТН ВЭД, куда входит товарная позиция 8705, в данном разделе: (а) транспортные средства, специально сконструированные для передвижения как по дорогам, так и по рельсам, включаются в соответствующую товарную позицию группы 87; (б) автомобили-амфибии включаются в соответствующую товарную позицию группы 87; (в) летательные аппараты, специально сконструированные таким образом, что они могут применяться в качестве дорожных транспортных средств, включаются в соответствующую товарную позицию группы 88.
Согласно Пояснениям к разделу XVII ТН ВЭД (Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ред. от 17.03.2020) (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) (Раздел II. Самоходные или другие подвижные машины) многие машины или оборудование (в частности, описанные в разделе XVI) могут быть смонтированы на шасси транспортного средства или плавучей платформе раздела XVII; классификация такой подвижной машины зависит от различных факторов, особенно от типа основания.
В соответствии с Пояснениями к группе 87 ТН ВЭД (п.2) в данную группу включаются, в том числе моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (товарная позиция 8702 или 8703) или грузов (товарная позиция 8704), или автомобили специального назначения (товарная позиция 8705).
Как указано в Пояснениях к товарной позиции 8705 ТН ВЭД (п.10), в данную товарную позицию включаются автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Также в Пояснениях разъяснено, что для включения в данную товарную позицию транспортное средство, имеющее подъемное или погрузочно-разгрузочное оборудование, нивелировочное, землеройное или буровое оборудование и т.д., должно фактически представлять собой в основном комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, то есть содержать, по крайней мере, следующие механические агрегаты: двигатель, обеспечивающий движение, коробку передач и органы управления переключением передач, рулевые и тормозные устройства.
С другой стороны, самоходные машины (например, краны, экскаваторы), в которых один или более обеспечивающих движение или центральных элементов, перечисленных выше, расположены в кабине рабочей машины, смонтированной на колесном или гусеничном шасси, независимо от того, может ли машина в целом передвигаться по дороге своим ходом или нет, включаются, например, в товарную позицию 8426, 8429 или 8430.
В данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат (например, самоходные автогрейдеры). В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним; шасси не может использоваться для иных целей и может иметь те основные характеристики автомобиля, которые указаны выше.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 в подсубпозицию 8705 ТН ВЭД включается следующая бетоносмесительная машина: бетоносмесительная машина с функцией самозагрузки, предназначенная для смешивания и перемешивания компонентов при изготовлении бетона и растворов, состоящая из емкости барабанного типа, оборудованной перемешивающими устройствами, и загрузочного ковша, установленных на полноприводном колесном шасси шарнирно-сочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, оснащенная двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, системой тормозов, гидравлической системой, кабиной с оборудованием, обеспечивающим управление.
Таким образом, из изложенных Примечаний и Пояснений к разделу XVII ТН ВЭД, Пояснений к группе 87 и товарной позиции 8705 ТН ВЭД, а также решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 следует, что в товарную позицию 8705 включается не любые бетономешалки, а только автобетономешалки, одновременно имеющие следующие характеристики: бетоносмесительный узел должен быть установлен на комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, специально сконструированное для передвижения по дорогам; автомобильное шасси должно быть шарнирно-сочлененного типа; бетоносмесительный узел не должен быть конструктивно объединен с автомобильным шасси и не должен образовывать с ним единый механический агрегат; шасси и рабочее оборудование могут использоваться отдельно друг от друга для иных целей.
В настоящем случае, как обоснованно указал суд в своем решении, таможенным органом не доказано соответствие характеристик спорного товара указанным классификационным признакам товарной позиции 8705 ТН ВЭД.
Таможенная экспертиза таможенным органом не проводилась, доказательств в обоснование принятых решений суду не предоставлено.
По мнению таможенного органа, для исключения из товарной позиции 8705 ТН ВЭД и классификации машины в соответствии с рабочей функцией, шасси и рабочая машина должны быть не только специально подогнаны друг к другу и представлять собой единый механический агрегат, но и шасси машины, обладающее свойствами автомобиля, должно являться одновременно самой рабочей машиной. Именно это, как полагает таможня, понимается под взаимной интегрированностью и полным конструктивным объединением шасси и рабочей машины, образующих единый агрегат.
Между тем, перечисленные таможней нормы таможенного законодательства не содержат указанного классификационного критерия товара для исключения его из товарной позиции 8705 ТН ВЭД.
Пояснениями к товарной позиции 8705 ТН ВЭД предусмотрено, что в данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат (например, самоходные автогрейдеры). В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним; шасси не может использоваться для иных целей и может иметь те основные характеристики автомобиля, которые указаны выше.
Из технической документации, письма производителя от 15.12.2022, схемы гидростатической трансмиссии и основных элементов гидропривода товара, схемы уникальной рамы и портальных мостов товара, информации с сайта производителя следует, что основными техническими характеристиками товара являются: 1) бетоносмесительный узел смонтирован на цельном рамном самоходном шасси, не имеющем признаки автомобильного шасси транспортного средства; 2) шасси бетоносмесителя является не шарнирно-сочлененным, а рамным (применение шарнирно-сочлененного шасси в бетоносмесителе невозможно ввиду особенностей конструкции); 3) шасси бетоносмесителя конструктивно объединено с бетоносмесительным узлом и образует с ним единый механический агрегат, бетоносмесительный узел является зависимым от шасси, функционирует исключительно за счет работы шасси и не может самостоятельно эксплуатироваться на какой-либо другой технике, как не может и шасси эксплуатироваться на другой технике или с другим оборудованием; 4) бетоносмеситель имеет портальные мосты, три режима рулевого управления: поворот передних колес, поворот всеми колесами и передвижение по типу "краб", гидростатическую трансмиссию тракторного типа, что не применяется на автомобильном шасси транспортного средства; 5) передвижение бетоносмесителя по дорогам общего пользования согласно требованиям производителя не предусмотрено.
Кроме того, как указывает Общество, принципиальная разница спорного товара с автобетономешалками товарной позиции 8705 ТН ВЭД заключается в том, что автобетономешалки состоят из двух самостоятельных товаров: бетоносмесительного узла (как оборудования для изготовления бетона) и автомобильного транспортного средства или шасси (применяемого для перевозки бетона по дорогам). Бетоносмесительный узел можно демонтировать и установить на другое транспортное средство, а само транспортное средство (шасси) можно использовать не только для установки на нем бетоносмесительного узла, но и другого оборудования. Бетоносмесительный узел при этом является автоматическим и его функционирование не зависит от транспортного средства.
В рассматриваемом товаре, в отличие от автобетономешалок, бетоносмесительный узел и шасси являются единым механическим агрегатам, где бетоносмесительный узел является полностью зависимым от шасси и функционирует исключительно за счет работы шасси.
Указанные характеристики товара дополнительно подтверждаются заключением эксперта от 09.01.2023 N 1936/23-НЭ, согласно которому товар обладает следующими идентифицирующими признаками (ответ на вопрос N 1): 1) бетоносмесительный узел бетоносмесителя смонтирован на цельном рамном самоходном шасси, не имеющем признаки автомобильного шасси транспортного средства; 2) шасси бетоносмесителя являются рамными, не шарнирно-сочлененными (применение шарнирно-сочлененного шасси в бетоносмесителе невозможно ввиду особенностей конструкции); 3) шасси бетоносмесителя конструктивно объединено с бетоносмесительным узлом и образует с ним единый механический агрегат, бетоносмесительный узел является зависимым от шасси и функционирует исключительно за счет работы шасси; 4) бетоносмеситель имеет портальные мосты, три режима рулевого управления: поворот передних колес, поворот всеми колесами и передвижение по типу "краб", гидростатическую трансмиссию тракторного типа, что не применяется на автомобильном шасси транспортного средства; 5) передвижение бетоносмесителя по дорогам общего пользования согласно требованиям производителя и действующему законодательству не предусмотрено и запрещено.
При таких данных выводы таможни относительно характеристик товара опровергаются предоставленными заявителем документами.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8474 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются бетономешалки или растворосмесители. Однако бетономешалки, постоянно установленные на железнодорожной платформе или на шасси грузового автомобиля, не включаются в данную товарную позицию (товарная позиция 8604 или 8705).
Как усматривается из данных Пояснений, бетономешалки не включаются в позицию 8474 ТН ВЭД только в том случае, если они установлены на железнодорожной платформе или на шасси грузового транспортного средства. В остальных случаях бетономешалки подлежат классификации в этой позиции.
Между тем, таможенным органом не доказано, что товар установлен на шасси грузового автомобиля.
Кроме того, автобетономешалки (автобетоносмесители) и бетономешалки относятся к разным типам машин и оборудования в соответствии с ГОСТ ISO/TR 12603-2014 "Межгосударственный стандарт. Машины и оборудование строительные. Классификация" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.07.2015 N 953-ст), согласно которому автобетоносмесители и бетоносмесители разграничены по разным типам машин и оборудования: бетоносмесители (п.3.2.3.) отнесены к разделу 3.2. "Машины и оборудование для производства бетонной смеси", автобетоносмесители (п.3.3.1.) отнесены к разделу 3.3. "Машины и оборудование для транспортировки бетонной смеси от места производства до стройплощадки".
Ввиду изложенного товару производителем не присваивается VIN номер (идентификационный номер транспортного средства), который в обязательном порядке присваивается транспортным средствам (п.3.6 ГОСТ 33990-2016 "Межгосударственный стандарт. Транспортные средства. Маркировка. Технические требования").
Согласно подп.11 п.5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, действовавшего в период возникновения спорных отношений, в поле 11 паспорта самоходной машины указывается порядковый заводской номер машины, присвоенный изготовителем, а в случае если в соответствии с принятой маркировкой на машину нанесен идентификационный номер (VIN или PIN), - соответствующее условное обозначение, присвоенное машине.
В отношении рассматриваемого товара производителем присвоен порядковый заводской номер машины - PIN.
Согласно официальной информации в сети Интернет товар не зарегистрирован в качестве транспортного средства в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правомерность классификации спорного товара в позиции 8474 ТН ВЭД также подтверждается декларацией о соответствии от 29.10.2020 ЕАЭС N RU Д1Т.АД07.В.04586/20, действительна по 28.10.2025, которой товар отнесен к товарной позиции 8474 ТН ВЭД, а не к товарной позиции 8705.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характеристики, включая состав и функциональные особенности, в совокупности с назначением товара, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у таможни оснований для исключения товара из товарной позиции 8474 ТН ВЭД.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями таможенного законодательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела решения и действия МОТ являются незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению согласно ч.2 ст.201 АПК РФ с обязанием таможенного органа в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМАРТ-М" путем возврата излишне взысканных в результате корректировки сведений о классификационном коде товара таможенных платежей в размере 847 001, 77 руб.
Кроме того, судом также правомерно на основании ст.ст.106, 110 АПК РФ удовлетворены требования заявителя о взыскании с заинтересованного лица судебных расходов за проведение экспертизы в размере 50 000 руб. (экспертное заключение от 09.01.2023 N 1936/23-НЭ представлено заявителем в материалы дела в качестве доказательства подтверждения классификационных критериев товара).
Все доводы, изложенные в обоснование позиции заинтересованного лица при рассмотрении дела в первой инстанции, в том числе ссылки таможенного органа на предварительные классификационные решения ФТС России, размещенные на сайте ФТС России, на Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105, а также на результаты проведенного анализа декларирования аналогичных товаров, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции, иному толкованию норм права и иной оценке имеющихся в деле доказательств.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Расходы на оплату государственной пошлины также распределены судом в порядке ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2023 по делу N А40-22593/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22593/2023
Истец: ООО "СМАРТ-М"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ