г. Чита |
|
23 августа 2023 г. |
дело N А58-5729/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮжЯкутУголь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года по делу N А58-5729/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮжЯкутУголь" (ОГРН 102140100720, ИНН 1434006938) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427, ИНН 1435151857) о признании незаконным и отмене решения от 28 апреля 2022 года N 182, о признании недействительным приказа от 28 апреля 2022 года N 80 о снятии с учета лицензии ЯКУ 03438 ТЭ, о признании недействительным приказа от 04 мая 2022 года N 81 о прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Интерэд" (ИНН 7710745603, ОГРН 1097746032691) и Федеральное агентство по недропользованию (ИНН 7703518529, ОГРН 1047796345805),
при участии в судебном заседании:
от Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) - Хаджаева М.М. - представителя по доверенности от 01 ноября 2022 года,
от Федерального агентства по недропользованию - Хаджаева М.М. - представителя по доверенности от 30 августа 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮжЯкутУголь" (далее - заявитель, ООО "ЮжЯкутУголь" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее также - Якутнедра или Управление) с заявлением о признании недействительными приказов от 28 апреля 2022 года N 80 о снятии с учета лицензии ЯКУ 03438 ТЭ, от 04 мая 2022 года N 81 о прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ.
Определением суда от 25.07.2022 заявление принято к производству с присвоением номера дела А58-5729/2022.
Также общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Якутнедра о признании незаконным и отмене решения от 28.04.2022 N 182.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.09.2022 заявление принято к производству, делу присвоен номер А58-5985/2022.
Определением суда от 10.10.2022 дела N А58-5985/2022 и N А58-5729/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А58-5729/2022.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию (далее также - Роснедра) и общество с ограниченной ответственностью "Интерэд" (далее - ООО "Интерэд").
Общество в дополнениях от 24.08.2022 и от 07.09.2023 уточнило заявленные требования, просит признать недействительными:
решения Якутнедра, оформленные протоколом от 28.04.2022 N 182:
1. Об отмене решения Комиссии от 29.12.2021 (протокол N 178) о завершении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами и об устранении ООО "ЮжЯкутуголь" нарушений, указанных в уведомлении.
2. О досрочном прекращении права ООО "ЮжЯкутУголь" пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 в связи с неустранением допущенных нарушений, указанных в уведомлении.
3. Об отмене решения Комиссии (протокол N 178) в части продления срока действия лицензии ЯКУ 03438ТЭ до 31.12.2026.
4. Об отказе в удовлетворении заявки ООО "ЮжЯкутУголь" на внесение изменений в лицензию ЯКУ 03438 ТЭ.
Признать недействительными приказы Якутнедра от 28.04.2022 о снятии с учета лицензии ЯКУ 03438 ТЭ и от 04.05.2022 N 81 о прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая свое несогласие с ним.
Общество указывает, что при повторном рассмотрении материалов о продлении лицензии 28 апреля 2022 года состав комиссии был не правомочен.
Так 13.03.2015 Приказом N 210 "Об образовании комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесения изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), отнесенным к полномочиям Управления по недропользованию по PC (Я)" (далее - Приказ N 210) была создана Комиссия, в соответствии и во исполнение Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315)
Согласно приложению N 1 к приказу был утвержден состав комиссии Якутнедра в количестве 11 человек.
Согласно приложению N 2 к приказу N 210 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами по территории PC (Я).
В соответствии с пунктом 6 главы 3 данного Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины списанного состава комиссии. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, тогда его голос учитывает при установлении кворума и голосовании.
Приказом N 333 от 26.07.2021 внесены изменения в приложение N 1 к Приказу N 210 о составе комиссии в количестве 11 человек:
1. Шепелев Н.Г. - начальник Управления Якутнедра.
2. Гаевая А.В. - заместитель начальника Управления Якутнедра.
3. Егоров P.M. - ответственный секретарь комиссии; ведущий специалист-эксперт отдела лицензирования управления Якутнедра.
4. Жолудев А.В. - зам. Руководителя Росприроднадзора по PC (Я).
5. Павлов К.А. - зам. Руководителя Департамента геологии Минпромышленности PC (Я).
6. Захарова С.А. - главный специалист-эксперт управления Якутнедра.
7. Булдакова А.Н. - главный специалист-эксперт управления Якутнедра.
8. Сызранцева О.В. - главный специалист-эксперт отдела лицензирования Якутнедра.
9. Федорова Н.Г. - начальник отдела лицензирования Якутнедра.
10. Пухель А.Б. - начальник геологического отдела Якутнедра.
11. Представитель Минприроды России - по согласованию.
Общество обращает внимание, что на заседании комиссии 28.04.2022 принимало участие 4 человека:
1. Гаевая А.В. - заместитель председателя комиссии.
2. Жолудев А.В. - член комиссии.
3. Павлов К.А. - как член комиссии.
4. Сызранцева О.В. - член комиссии.
Для придания легитимности принятия решения комиссией были привлечены работники Якутнедра Удыгир М.П. и Михайлова Т.Ю., которые не являлись членами комиссии в соответствии с приложением к Приказу N 333 от 26.07.2021.
Как указывает общество, суд первой инстанции указанные обстоятельства не принял во внимание, указав, что лица, указанные в списке членов комиссии Егоров P.M., Булдакова А.Н. и Захарова С.А. уволились, а, следовательно, количество членов комиссии сократилось, в связи с чем, кворум в не менее 50 % членов комиссии для принятия решения имелся.
Таким образом, суд неправомерно установил общее количество членов комиссии для установления ее правомочности на заседании 28.04.2022 меньшее на 3 человека, то есть вместо 11 человек судом было установлено 8.
Более того, суд первой инстанции принял как доказательства докладную записку Павлова К.А. от 17.02.2023, тогда, как функции ответственного секретаря являлся Егоров P.M.
Также ООО "ЮжЯкутУголь" считает, что повторный пересмотр решения комиссии территориального органа Роснедр в виде процедуры самоконтроля может быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Общество также несогласно с выводом суда первой инстанции о том, что право пользования недрами не было досрочно прекращено.
Вывод комиссии 28.04.2022 об отсутствии подтверждения факта сдачи отчетности 5 -гр за 2018 год не соответствует действительности, что также подтверждается их высказыванием о том, что ООО "ЮжЯкутУголь" в 2018 году не выполнили объем добычи в размере 80 тыс. тонн, а добыли только 40.5 тыс. тонн угля, данную информацию можно получить только из формы 5 ГР, что подтверждает факт сдачи отчетности обществом.
Общество также считает неправомерным довод Роснедра и вывод суда первой инстанции о том, что справка от 22.11.2021 была дана только о регистрации геологоразведочных работ, в связи с тем, что данная справка была дана об отсутствии задолженности не только о регистрации геологоразведочных работ, но и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр, в том числе формы-5 ГР за 2018 год, представленной в материалы, и акта проверки Росприроднадзора от 9 ноября 2020, в котором отражена данная форма, как документ, на основании которого проводилась проверка.
Кроме того, в подтверждение своих доводов заявителем была получена справка Федерального агентства по недропользованию от 17.03.2023 об отсутствии задолженности по сдаче отчетов по завершенным геологоразведочным работам по состоянию на 17.03.2023, а также задолженности по сдаче статистической отчетности по форме 5-гр за 2018 - 2020 годы.
Таким образом, все необходимые документы для внесения изменений в лицензию в части продления ее срока были сданы ООО "ЮжЯкутУголь" в полном объеме в Якутнедра, что подтверждается также тем, что после поступления документом на основании пунктов 44-51 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользования недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензии и принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничение права пользования участками недр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного приказом N 315 от 29.09.2009, действующего в 2021 году, должностное лицо проверило их на предмет соответствия и полноты представленных на рассмотрение комиссии материалов и передало их для рассмотрения и подготовки заключения для рассмотрения на комиссии.
Принятие и установление соответствия заявочных материалов должностным лицом исключило право и возможность в данном случае недропользователю при наличии нарушений в виде непредоставления документов устранить их, что является недопустимым и произвольно ограничивающим права недропользователя на продление лицензии, путем отмены более чем через 4 месяца ранее принятого решения.
По мнению общества, комиссия 29.12.2021 правомерно указала на то, что участок недр имеет статус горного отвода, условиями пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 оплата регулярных платежей не предусмотрена.
Также общество обращает внимание на то, что предоставление справки из ФНС об отсутствии/наличии задолженности носит диспозитивный характер документа, который не влияет на принятие решения комиссией, которая указала на это в своем решении, данный вывод основан на том, что согласно регламенту N 315 решения комиссии носят рекомендательный характер в целом, следовательно, его отсутствие не является безусловным основанием для отказа в принятии заявочных документов от недропользователя, тем более в отказе в удовлетворении заявки.
Указание суда первой инстанции на ранее допущенные нарушения за пределами 3-х летнего срока давности являются необоснованными.
Более того 09.08.2021 между ООО "ЮжЯкУтуголь" и ООО "Интерэд" было заключено соглашение N 1/1 о намерении заключить договор на вскрытие, добычу и поставку угля в будущем. 10.08.2021 между ООО "ЮжЯкУтуголь" и ООО "Интерэд" был заключен договор N 1/2021 на вскрытие, добычу и поставку угля, по условиям которого производственная деятельность в целях добычи угля на участке по лицензии ЯКУ N 03438 ТЭ был передан ООО "Интерэд" с последующей оплатой добытого на участке угля ООО "ЮжЯкУтуголь".
Привлеченный инвестор ООО "Интерэд" частично погашает задолженность по НДПИ, то есть ООО "ЮжЯкутУголь" предпринимает все имеющиеся у общества возможности для скорейшего устранения нарушений в части неоплаты НДПИ.
ООО "Интерэд" также приняло на себя обязательства по решению вопроса о продлении лицензии, подготовке корректировки проекта до 200 000 тн. угля и иные обязательства, позволяющие продлить лицензию сроком на 5 лет, до 2026 года. Кроме того, ООО "Интерэд" обязалось уплатить за общество задолженность по налогам и сборам.
Общество читает неправильным вывод суда о том, что права и законные интересы ООО "ЮжЯкутУголь" решением комиссии от 28.04.2022 о прекращении права пользования недрами в связи с отменой ранее принятого решения комиссии от 29.12.2021 о продлении срока действия лицензии до 31.12.2026, а также изданных приказов Управления N 80 от 28 апреля 2022 года о снятии с учета лицензии ЯКУ 03438 ТЭ и N 81 от 4 мая 2022 года о прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ не нарушены.
Якутнедра и Роснедра представили отзыва на апелляционную жалобу, в которых выразили согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Якутнедра и Роснедра поддержал доводы отзывов.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя Якутнедра и Роснедра, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество обладает лицензией от 21.03.2013 ЯКУ 03438 ТЭ с целью добычи каменного угла по пласту Д19 Локучакитского участка Чульмаканского месторождения, расположенного на территории МО "Нерюнгринский район", на основании приказа Якутнедра от 13.03.2013 N 70 (протокол N 69 от 06.03.2013). Действие лицензии обществу продлевалось до 31.12.2021.
Условия пользования недрами содержатся в приложении N 1 к лицензии ЯКУ 03438 ТЭ (в редакции изменений от 30.03.2016 N 884) (далее - Условия).
Согласно пункту 4.3 Условий сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
Согласно пункту 6.3 Условий общество при пользовании недрами, земельными участками, акваториями обязано уплачивать установленные законодательство Российской Федерации платежи, налоги и сборы.
Согласно пункту 7 Условий уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Согласно пункту 9.1 Условий пользователь недр обязан представлять геологическую информацию в федеральный и территориальные фонды геологической информации в установленном порядке.
Согласно пункту 12.2 Условий обязательство, предусмотренное пунктом 9.1 Условий, отнесено к существенным условиям пользования недрами.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 было возбуждено производство по делу N А58-6441/2013 по заявлению ООО "НерюнгриТехноСервис" о признании несостоятельным (банкротом) в отношении общества.
Определением суда от 01.09.2014 в отношении общества введена процедура наблюдения сроком на три месяца, временным управляющим должника утверждена Сон О.Г.
Определением суда от 17.02.2015 в отношении общества введена процедура внешнего управления сроком на восемнадцать месяцев, внешним управляющим утверждена Матвеева Л.Ю.
Решением суда от 20.02.2017 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 06.04.2017 конкурсным управляющим общества назначен Конюшок Д.В.
Определением суда от 20.07.2017 арбитражный управляющий Конюшок Д.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества, конкурсным управляющим общества утвержден арбитражный управляющий Маглели А.А.
Определением суда от 02.09.2020 Маглели А. А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника общества. Конкурсным управляющим общества назначен Епифанов П.В.
Определением суда от 11.05.2022 срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев.
Определением суда от 10.11.2022 срок конкурсного производства в отношении общества продлен на шесть месяцев.
Общество в настоящее время находится в стадии конкурсного производства с 20.02.2017.
По причине нахождения на стадии конкурсного производства между между обществом и ООО "Интерэд" было заключено соглашение от 09.08.2021 N 1/1 о намерении заключить договор на вскрытие, добычу и поставку угля в будущем. 10.08.2021 между обществом и ООО "Интерэд" был заключен договор N 1/2021 на вскрытие, добычу и поставку угля, по условиям которого производственная деятельность в целях добычи угля на участке по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ был передан ООО "Интерэд" с последующей оплатой добытого на участке угля обществу. В целях исполнения договора непосредственно ООО "Интерэд" использует горный отвод, производит наем третьих лиц, привлекает соответствующую технику, производит охрану участка (п.п 1.1., 1.2., 1.3. договора).
ООО "Интерэд" производит оплату обществу за полученный уголь, исходя из цены 300 рублей за марки угля КЖ и 200 рублей марки СС, ориентировочно общая стоимость по договору в случае реализации 80 тыс. тн. угля составляет 5 000 000 рублей (пункт 2.2 договора).
ООО "Интерэд" также приняло на себя обязательства по решению вопроса о продлении лицензии, подготовке корректировки проекта до 200 000 тн. угля и иные обязательства, позволяющие продлить лицензию сроком на 5 лет, до 2026 года. Кроме того, ООО "Интерэд" обязалось уплатить за общество задолженность по налогам и сборам (пункты 7.1 - 7.3 договора).
Платежным поручением N 22 от 06.12.2021 данное обязательство было исполнено, ООО "Интерэд" произвело уплату задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 101 886 рублей. Также исполнение обязательств ООО "Интерэд" в интересах общества подтверждается протоколом N 1194-тпн от 10.12.2021 (п.1.).
В отношении общества Управлением Росприроднадзора по РС (Я) проведены соответствующие проверки, о чем составлены акты и вынесены предписания.
Согласно акту проверки от 12.08.2019 N 13-ПТ, проведенной Управлением Росприроднадзора по РС (Я), в отношении общества, а также предписанию от 12.08.2019 N 08-ПТ, выданному по результатам указанной проверки, обществом в 2018 году не обеспечен уровень добычи угля, установленный проектной документацией "Техническое перевооружение разработки участка ОГР "Локучакитский" ООО "Южякутуголь" Чульмаканского каменного месторождения. Замена горнотранспортного оборудования (утв. протоколом ТКР Якутнедра от 30.11.2017 N 696-тпи). Обществом добыто 40,5 тыс. т. угля, а проектной документацией предусматривался ежегодный объем добычи в размере 80,0 тыс.т. Не представлена статистическая отчетность формы 5-гр за 2018 год.
По результатам рассмотрения материалов проверки Комиссией Якутнедра было принято решение, оформленное протоколом от 26.11.2019 N 150, о направлении обществу уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ в случае неустранения нарушений в течение 12 месяцев со дня получения уведомления.
Письмом от 05.12.2019 N 01-03/21-4808 Якутнедра указало обществу на необходимость устранения допущенных нарушений и возможное досрочное прекращение права пользования недрами в случае неустранения нарушений в течение 12 месяцев со дня получения уведомления.
Уведомление Якутнедра об устранении допущенных нарушений от 05.12.2019 N 01-03/21-4808 конкурсный управляющий общества получил 23.09.2020.
Согласно акту проверки от 09.11.2020 N 14АВ/2020, проведенной Управлением Росприроднадзора по РС (Я), в отношении общества, а также предписанию от 09.11.2020 N 114-АВ/2020, выданному по результатам указанной проверки, обществом с 2018 года нарушаются предусмотренные проектной документацией объемы добычи полезных ископаемых. В 2020 году добычные работы обществом не осуществлялись.
Письмом от 28.12.2021 N 03-23/7211 Управление Росприроднадзора по РС (Я) направило в Якутнедра материалы проверок: акт проверки от 27.03.2020 N 10-ПТ и предписание от 27.03.2020 N 08-ПТ, акт проверки от 09.07.2021 N 17-ДВ/2021 и предписание об устранении выявленных нарушений от 09.07.2021, согласно которым в 2019, 2020 годах не выполнен объем добычи угля, установленный проектной документацией.
Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора по РС (Я) от 26.10.2021 N 24-ДВ/2021 и предписанию Управления Росприроднадзора по РС (Я) от 26.10.2021 N 10прДВ/2021 установлено не устранение обществом нарушений, указанных в акте проверки от 09.07.2021 N 17-ДВ/2021.
Согласно акту проверки Управления недропользования от 10.12.2021 N 27-ДВ/2021 установлено отсутствие у общества действующей проектной документации.
Кроме этого, Управлением Росприроднадзора по РС (Я) при проведении проверок установлен факт неуплаты пользователем недр налога на добычу полезных ископаемых. Согласно акту проверки от 09.07.2021 N 17-ДВ/2021 общий размер задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ по состоянию на 01.06.2021 составляла сумму 5 664 473 рублей. Согласно актам проверок от 09.07.2021 N 17-ДВ/2021, от 26.10.2021 N 24-ДВ/2021, от 10.12.2021 N 27-ДВ/2021 указанная задолженность заявителем не погашена.
В подтверждение указанного обстоятельства представлено письмо УФНС по РС (Я) от 22.07.2020 N 17-14/10024 в Якутнедра о наличии у общества задолженности по текущим налогам и сборам по состоянию на 17.07.2020 в размере 30 438 731,70, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в размере 5 293 984,52 рубля.
Якутский филиал ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" 24.11.2021 направил в адрес заявителя справку N 03-12/2506 о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр по лицензии по состоянию на 24.11.2021.
Согласно протоколу заседания Комиссии Якутнедра от 10.12.2021 N 1194-тпи решено:
1. Согласовать проектную документацию "технический проект разработки каменного угля на участке Локучакитский (пласт Д19) Чульмаканского каменноугольного месторождения на срок - до 31.12.2026, производственной мощностью разреза по добыче 200 тысяч тонн угля в год, в том числе в части рационального и комплексного использования недр со следующими нормативами потерь каменного угля при добыче 1 этапа согласно таблице 3.
2. Рекомендовать недропользователю (ООО "ЮжЯкутУголь):
- при изменении горнотехнических условий разработки месторождения, изменении парка оборудования и иных условий технологического регламента разработки запасов пласта Д19 Локучакитского участка Чульмаканского месторождения угля обеспечить своевременную корректировку согласованной настоящим протоколом проектной документации и ее согласование в установленном порядке;
- отработку запасов осуществлять при наличии всех необходимых документов, прошедших согласование и экспертизы в установленном порядке;
- проводить опережающую и сопровождающую разведку. В случае существенных отклонений от запасов, принятых на учет, подготовить и предоставить отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу в установленном порядке;
- рассмотреть и оценить перспективы подсчета забалансовых запасов (минимальная мощность пласта простого и сложного строения - 0,5 м, зольность с учетом 100% засорения внутрипластовыми породными слоями - 50%) на выходе пласта Д19 с учетом параметров разведочных кондиций, разработанных ООО "Долгучан" для Локучакитского участка Чульмаканского месторождения в 2009 году (протокол ГКЗ Роснедра от 02.12.2009), предварительно получив согласие общества на использование этих кондиций;
- за год до планируемого завершения 1 этапа разработать и представить в установленном порядке на согласование Дополнение к рассматриваемой проектной Документации, включающий II этап разработки Локучакитского участка Чульмаканского месторождения.
Обществом подана заявка от 20.12.2021 N 281/6 (вх. Якутнедра от 21.12.2021 N 8149) на продление срока действия лицензии ЯКУ 03438 ТЭ до 31.12.2026.
В обоснование продления срока действия лицензии общество указало, что утвержденной проектной документацией "Технический проект разработки каменного угля на участке Локучакитский Чульмаканского каменноугольного месторождения" предусматривается проведение работ по первому этапу до 2026 года включительно.
Решением Якутнедра от 29.12.2021 (протокол N 178 заседания Комиссии) указанная заявка общества удовлетворена, срок действия лицензии продлен до 31.12.2026, изменение к лицензии зарегистрировано 25.02.2022. Условиями пользования недрами (приложение N 5 к лицензии ЯКУ 03438 ТЭ), установлен срок окончания действия лицензии 31.12.2026, заявителю выдан горноотводный акт от 14.04.2022.
Письмом Якутнедра от 18.01.2022 N 01-03/23-127 заявителю сообщено о том, что Комиссией принято решение о том, что уведомление Якутнедра от 05.12.2019 N 01-03/21- 4808 по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ с целевым назначением добыча каменного угля по пласту Д19 Локучакитского участка Чульмаканского месторождения считать исполненным.
Письмом Якутнедра от 21.01.2022 N 01-03/21-200 заявителю сообщено о том, что Комиссией от 29.12.2021 (протокол N 178) принято решение в соответствии со статьей 10 и пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах с целью полноты геологического изучения и рационального использования недр внести изменения в Условия лицензии ЯКУ 03438 ТЭ, в части продления срока действия лицензии до 31.12.2026.
Письмом Якутнедра от 21.02.2022 N 01-03/21-515 заявителю направлена сравнительная таблица на получение согласования с вносимыми в лицензию на пользование недрами изменения или отказа в согласовании вносимых изменений в лицензию на пользование недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ в соответствии с приложением.
Письмом от 21.02.2022 N 47/6 общество направило в Якутнедра согласие на внесение изменений в лицензию.
Ленское управление Ростехнадзора письмом от 14.04.2022 N 05-13/400-1089 направило в адрес заявителя оригинал горноотводного акта с проектом горного отвода.
Роснедра письмом 20.04.2022 N ЕП-05-30/7422 указало Якутнедра на то, что ранее в рамках процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ пользователю недр было выдано уведомление Якутнедра от 05.12.2019 N 01-03/21-4808 с указанием на невыполнение следующих условий пользования недрами: не соблюдаются требования технического проекта и технической документации в части выполнения установленных объемов добычи каменного угля; добыча угля в 2018 году составила (проект/факт) 80,0 тыс. т./40,5 тыс. т.; не предоставлена в уполномоченный государственный орган статистическая отчетность формы 5-гр за 2018 год.
Также отмечены иные нарушения, допущенные обществом в 2020 - 2021 годах, в связи, с чем поручено Якутнедра повторно рассмотреть материалы, связанные с исполнением условий пользования недрами, продлением срока действия лицензии, решения по которым были приняты необоснованно, без учета изложенных в поручении обстоятельств.
На основании поручения Роснедра от 20.02.2022 N ЕП-05-30/7422 в соответствии с пунктом 7.17 Регламента Федерального агентства по недропользованию, утвержденного приказом Роснедр от 30.03.2007 N 360и, в результате повторного рассмотрения материалов Комиссией учтено систематическое нарушение Условий пользования недрами и Якутнедра приняты решения, оформленные протоколом от 28.04.2022 N 182: отменить решение комиссии от 29.12.2021 (протокол N 178) о завершении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами и об устранении обществом нарушений, указанных в уведомлении от 05.12.2019 N 01-03/21-4808; досрочно прекратить право общества на пользование недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ в связи с неустранением допущенных нарушений, указанных в уведомлении; об отмене решения комиссии от 29.12.2021 (протокол N 178) в части продления срока действия лицензии ЯКУ 03438 ТЭ до 31.12.2026 и об отказе обществу на внесение изменений в лицензию.
Учитывая, что срок действия лицензии истек 31.12.2021, поскольку ранее принятое решение о продлении действия лицензии отменено, решение о досрочном прекращении права пользования недрами реализовано не было.
На основании протокола Якутнедра от 28.04.2022 N 182 Якутнедра издан приказ от 28.04.2022 N 80, которым лицензия ЯКУ 03438 ТЭ снята с учета в связи с окончанием срока действия лицензии ЯКУ 03438 ТЭ и передана на хранение в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации лицензия ЯКУ 03438 ТЭ.
Также указанным приказом приказано обеспечить контроль за предоставлением обществом информации по выполнению работ по консервации (ликвидации) сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в соответствии с пунктами 8, 9 части 2 статьи 22 Закона о недрах, приказано обеспечить контроль за предоставлением обществом информации по передаче геологической, маркшейдерской и иной документацией по участку недропользования на хранение в соответствующие геологические фонды в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах, приказано довести данный приказе до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий и организаций.
На основании протокола Якутнедра от 28.04.2022 N 182 Якутнедра вынесен приказ от 04.05.2022 N 81, которым прекращено право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ с 01.02.2022, отделу лицензирования приказано снять с учета и передать на хранение в установленном порядке в Территориальный фонд геологической информации лицензию на пользование недрами ЯКУ 03438 ТЭ, приказано довести приказ до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий и организаций.
Якутнедра направило обществу письмо от 30.05.2022 N 01-03/21-1649 о том, что в соответствии с приказом Якутнедра от 04.05.2022 N 81 прекращено с 01.02.2022 право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ с целью добычи каменного угля.
Общество направило в Якутнедра письмо от 30.05.2022 N 152/6 о разъяснении сложившейся ситуации и предоставлении копии протокола от 28.04.2022 N 182, а также иные документы, связанные с фактом прекращения лицензии на право пользования недрами ЯКУ 03438 ТЭ, предоставленной обществу.
03.06.2022 общество направило в Якутнедра повторный запрос N 154/6 о предоставлении копии протокола N 182.
Не согласившись с решениями, оформленными протоколом от 28.04.2022 N 182, приказами от 28.04.2022 N 80 и от 04.05.2022 N 81, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования предпринимателя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых решения и приказов закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя этими решениями и приказами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 11 Закона недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Также указанной статьей предусмотрено, что лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Положениями статьи 12 Закона о недрах предусмотрено, что условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 настоящего Закона.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.
В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), а также если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5), право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию (часть 2 статьи 20).
Законом о недрах предусмотрен ряд мер принуждения к недобросовестному пользователю недр за допущенные им нарушения предусмотрены санкции: досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования, их применение отнесено к полномочиям органа, выдавшего лицензию.
Осуществляя выбор одной из указанных выше трех санкций за нарушение условий лицензии, уполномоченный орган обязан выбрать ту меру, которая наиболее отвечает характеру допущенного нарушения. Данный орган должен учитывать, что досрочное прекращение разрешения на пользование недрами в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998, от 30.07.2001 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Уполномоченному органу необходимо исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения (сходная позиция высказана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2008 N 3133/08).
Как правильно указал суд первой инстанции, заявка общества, как поданная ранее 01.01.2022, подлежала рассмотрению в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, в соответствии с Положением об Якутнедра, утвержденным приказом Роснедр от 19.01.2007 N 57, Регламентом Роснедра, утвержденным приказом Роснедр от 30.03.3007 N 360, в соответствии с поручением Роснедра, Якутнедра является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, уполномоченным рассматривать вопросы внесения изменений в лицензии и досрочного прекращения права пользования недрами и отменять ранее принятые решения, а Федеральное агентство по недропользованию, являясь уполномоченным органом государственной власти в соответствующей сфере вправе поручать своим территориальным органам отменить противоречащие законодательству и/или фактическим обстоятельствам решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом Роснедра от 26.07.2021 N 333 утвержден состав Комиссии Якутнедра по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, о внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории РС (Я), отнесенным к полномочиям Якутнедра.
Как правильно указал суд первой инстанции, из представленных Якутнедра приказов от 13.08.2021 N 26-лс, от 10.01.2022 N 1-лс, от 28.04.2022 N 182, служебной записки от 17.02.2023 о технической ошибке в протоколе от 28.04.2022 N 182, с учетом отсутствия согласования кандидатуры Минприроды России, следует, что кворум в состоявшемся 28.04.2022 заседании Комиссии Якутнедра имелся, состав Комиссии Якутнедра, принявший оспариваемые решения, является правомочным.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Роснедр от 26.07.2021 N 333 в состав Комиссии Якутнедр входили следующие лица: Шепелев Н.Г., Гаевая А.В., Егоров P.M., Жолудев А.В., Павлов К.А., Захарова С.А., Булдакова А.Н., Сызранцева О.В., Федорова Н.Г., Пухель А.Б., представитель Минприроды России (по согласованию).
Отмечаем, что на основании приказов Якутнедр от 10.01.2022 N 1-лс и от 13.08.2021 N 26-лс были расторгнуты соответственно служебные контракты с Егоровым P.M. и Булдаковой А.Н. Минприроды России кандидатуру своего представителя для участия в заседании Комиссии на согласование не направляло.
Таким образом, на момент проведения заседания 28.04.2022 Комиссия Якутнедр состояла из 8 действующих членов Комиссии: Шепелева Н.Г., Гаевой А.В., Жолудева А.В., Павлова К.А., Захаровой С.А., Сызранцевой О.В., Федоровой Н.Г., Пухель А.Б. То есть для кворума Комиссии необходимо участие в заседании не менее 4 членов Комиссии.
В свою очередь, в заседании Комиссии 28.04.2022 приняли участие следующие лица: Гаевая А.В., Жолудев А.В., Павлов К.А., Сызранцева О.В. Федорова Н.Г. и Пухель А.Б. При этом Якутнедра обнаружено наличие технической ошибки в протоколе от 28.04.2022 N 182, выразившейся в указании присутствовавших на заседании членов Комиссии Федоровой Н.Г. и Пухель А.Б. в качестве отсутствовавших, в связи с чем секретарем Комиссии подготовлена докладная записка на имя председателя Комиссии.
Учитывая, что в состоявшемся 28.04.2022 заседании приняли участие 6 членов Комиссии, кворум имелся, и, следовательно, состав Комиссии, принявший оспариваемые решения, является правомочным.
В настоящем случае представленная в материалы дела докладная записка, содержащая сведения о допущенной в протоколе технической ошибке, подготовлена секретарем Комиссии, то есть лицом, ответственным за обеспечение ведения протокола заседания Комиссии.
Кроме того, из протокола от 28.04.2022 N 182 следует, что Удыгир М.П. и Михайлова Т.Ю. участвовали в заседании в качестве приглашенных лиц, что предусмотрено пунктом 3 Положения о Комиссии, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 13.03.2015 N 210.
Согласно протоколу от 28.04.2022 функции секретаря на заседании Комиссии осуществлял Павлов К.А.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что уведомление от 05.12.2019 N 01-03/21-4808 вручено конкурсному управляющему, заявка общества рассмотрена в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, и составом Комиссии Якутнедра, утвержденным Приказом Роснедра от 26.07.2021 N 333.
Решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем письменного уведомления о допущенных нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь эти нарушения не устранил (часть 4 статьи 21 Закона о недрах).
Часть 4 статьи 21 Закона о недрах определяет сроки устранения допущенных нарушений условий пользования недрами.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое решение от 28.04.2022 N 182 принято в пределах предоставленных полномочий, процедура, порядок и срок принятия решения соблюдены.
В соответствии с подпунктом 1 части 3 пункта 39 Административного регламента N 315 к заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться сведения и документы в том числе - предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта.
В соответствии с подпунктом 6 части 3 пункта 39 указанного Административного регламента заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр. К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы - справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами.
В соответствии с подпунктом 1 части 3 пункта 39 Административного регламента N 315 к заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться сведения и документы в том числе - предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта.
В соответствии с подпунктом 6 части 3 пункта 39 указанного Административного регламента заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр. К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы - справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами.
Вместе с тем, частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Следовательно, при необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушения условий ранее выданной лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр.
Учитывая то, что из материалов дела следует то, что на дату обращения с заявкой на продление действия лицензии у общества имелись нарушения условий пользования недрами, выразившееся в неуплате налогов на добычу полезных ископаемых и систематическое невыполнение проектной документаций объемов добычи полезных ископаемых, доводы общества о правомерности вынесенного решения, оформленного протоколом заседания Комиссии от 29.12.2021 N 178, которым заявка общества удовлетворена, в лицензию внесены изменения, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку, как правильно указал суд, решения приняты без учета подпунктов 1 и 6 пункта 39 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315.
В случае непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию (пункт 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Довод заявителя о том, что статистическая отчетность формы 5-гр за 2018 год сдана со ссылкой на справку от 24.11.2021 N 03-12/2506, выданную Якутским филиалом ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" судом первой инстанции также правомерно отклонен, поскольку в указанной справке не указано об отсутствии задолженности по сдаче статистической отчетности по форме 5-гр, в статистической отчетности 5-гр отсутствует отметка ФГБУ "Росгеолфонд" или ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу", отчет по завершенным геологоразведочным работам является самостоятельным видом отчетности, доказательств представления статистической отчетности 5-гр в установленном порядке в установленные сроки по установленной форме в соответствующие органы общество не представило.
В границах территории Российской Федерации недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (часть 1 статьи 1.2 Закона о недрах).
В силу пункта 6 статьи 12 названного Закона лицензия и ее неотъемлемые части должны содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
В статье 39 Закона о недрах содержится перечень платежей, уплачиваемых при пользовании недрами.
Главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен налог на добычу полезных ископаемых, который зависит от объема добытого недропользователем полезного ископаемого.
Таким образом, в бюджетную систему Российской Федерации не поступают налоговые платежи, отсутствие добычи полезных ископаемых на лицензионном участке свидетельствует о нерациональном пользовании недрами.
Общество не осуществляло фактическую добычу полезных ископаемых на лицензионном участке недр. Обществом не представлено доказательство отсутствия недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых на момент подачи заявки.
Положения пункта 4 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440, согласно которому в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия, не применимы в данном случае, поскольку право пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ прекращено в 2022 году.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что нарушения обществом существенных условий лицензии имели место быть, а именно общество в течение установленного в лицензии срока периодически не добывал каменный уголь в предусмотренных объемах, обществом не представлена отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о недрах, нарушены сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, общество имело задолженность перед бюджетом по уплате налога на добычу полезных ископаемых.
Тем самым, решением Якутнедра от 29.12.2021 N 178 в приложении N 5 к лицензии ЯКУ 03438 ТЭ дата окончания действия лицензии 31.12.2026 установлена неправомерно.
Материалами дела подтверждается нарушение обществом существенных условий лицензии, следовательно, оспариваемое решение от 28.04.2022 N 182 соответствует Закону о недрах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Так, приказами Якутнедра от 28.04.2022 N 80 и от 04.05.2022 N 81 право пользования недрами по лицензии ЯКУ 03438 ТЭ прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах в связи с истечением срока ее действия, лицензия снята с учета.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в течение продолжительного времени не осуществлялась добыча полезных ископаемых в предусмотренных объемах, не представлена требуемая отчетность, имелась недоимка по НДПИ, что подтверждается не оспоренными обществом в установленном порядке актами проверки и предписаниями Управления Росприроднадзора по РС (Я).
Указанные нарушения послужили следствием вынесения оспариваемых актов.
Ссылка общества на договорные отношения с ООО "Интерэд" в подтверждение нарушенных прав и законных интересов общества, судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства достижения цели заключенным договором от 10.08.2021, то есть добыча полезных ископаемых в предусмотренных лицензией объемах ООО "Интерэд" не осуществлена, не представлена им и отчетность 5-гр, не погашена недоимка по НДПИ в размерах, указанных в акте проверки Управления недропользования и письме УФНС по РС (Я).
Также судом первой инстанции правильно отмечено, что общество, хотя и владело лицензией на пользование недрами, но фактически лицензируемый вид деятельности осуществляло иное лицо в связи с несостоятельностью самого общества с 2017 года, что явилось причиной возникновения установленных нарушений.
Обществом не представлены доказательства о наличии возможности устранения существенных нарушений условий лицензирования. Заключение обществом договора от 10.08.2021 N 1/2021 с ООО "Интерэд" не привело к устранению существенных нарушений условий лицензирования.
Тем самым, судом не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми ненормативными актами, поскольку обществом документально не опровергнуты факт нарушения им существенных условий лицензии.
Как правильно указал суд первой инстанции, прекращение права пользования недрами по истечении установленного в лицензии срока ее действия и снятие лицензии с учета в связи с истечением срока действия не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Обществом не доказано нарушение прав и законных интересов в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности оспариваемыми ненормативными актами.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года по делу N А58-5729/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5729/2022
Истец: ООО "ЮжЯкутУголь"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО "Интерэд", Федеральное агентство по недропользованию