г. Вологда |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А13-9408/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 августа 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и Министерства культуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 июня 2023 года по делу N А13-9408/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248; адрес: 125375, Москва, пер. Дегтярный, д. 8, стр. 3; далее - Агентство) о возложении обязанности подписать акты приема-передачи недвижимого имущества в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Покрова на Пучке, 1781 г.", общей площадью 148 кв. м, кадастровый номер 35:25:0203020:69, расположенного по адресу: Вологодская обл., д. Покровское.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент), Министерство культуры Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Агентство и Министерство с решением суда не согласились и обратились с апелляционной жалобой, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Агентство в жалобе выражает несогласие с выводом суда о том, что закрепление объекта за Агентством на праве оперативного управления соответствует целям его деятельности. Считает, что суд первой инстанции в мотивировочной части решения не указал мотивы, по которым он не учел/отклонил доводы Агентства о том, что Территориальное управление злоупотребило правом и о том, что Территориальным управлением выбран ненадлежащий способ защиты права. По мнению ответчика, суд пришел к ошибочному выводу о том, что непринятие Агентством объекта и невыполнение обязанности по его сохранению наносит ущерб Российской Федерации. Кроме того, в жалобе ссылается на то, что суд допустил нарушение норм процессуального права и незаконно отказал в удовлетворении ходатайства Агентства о приостановлении производства по настоящему делу. В жалобе ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А13-4379/2023.
Министерство, мотивируя жалобу, указывает на то, что судом первой инстанции не дана какая-либо оценка доводам Министерства о том, что требование истца о подписании актов приема-передачи объекта не имеет правового основания, поскольку право оперативного управления возникло у ответчика с момента его государственной регистрации и дополнительное подписание актов приема-передачи не требуется. Считает, что суд первой инстанции не указал, какие гражданские права и законные интересы истца нарушены и каким образом возложение на ответчика обязанности подписать акты приема-передачи их восстановит. В жалобе также отмечает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что акты приема-передачи, которые требует подписать истец, содержат недостоверную информацию относительно состояния объекта.
Территориальное управление в отзыве на апелляционные жалобы доводы апеллянтов отклонило, просило решение суда оставить без изменения.
Департамент в отзыве на жалобы указал, что оставляет разрешение вопроса по апелляционным жалобам на усмотрение суда.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалоб.
Ходатайство Агентства о приостановлении производства по делу отклонено апелляционным судом, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 143 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Российской Федерации находится объект недвижимости: "Церковь Покрова на Пучке, 1781 г", общей площадью 148 кв. м, кадастровый номер 35:25:0203020:69, расположенный по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Покровское, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 27.07.2012.
Здание является объектом культурного наследия федерального значения "Церковь Покрова на Пучке" (далее - Церковь), поставлено под государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Территориальное управление распоряжением от 07.04.2022 N 35-96-р закрепило на праве оперативного управления за Агентством указанный объект.
На основании данного распоряжения в ЕГРН 05.04.2021 зарегистрировано право оперативного управления ответчика на указанный объект.
Письмами от 07.04.2022 N 35-02/2585 и от 27.05.2022 N 35-ЛЕ-02/3955 в адрес ответчика Территориальным управлением направлено распоряжение и акт приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 ноября 2022 года по делу N А13-8040/2022, оставленным без изменением постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2023 года, Учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения от 07.04.2022 N 35-96-р.
Письмом от 09.06.2022 N 1719/7 ответчик отказал в подписании акта приема-передачи со ссылкой на нахождение объекта в неудовлетворительном состоянии и отсутствие денежных средств на ремонтно-восстановительные работы, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, признал исковые требования Территориального управления правомерными.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда, подробно изложенными в обжалуемом судебном акте.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу положений пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
На основании пункта 4.1.9 Положения о Территориальном управлении, утвержденного к приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Из пункта 2 статьи 48 Закона N 73-ФЗ следует, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 48 Закона N 73-ФЗ распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Закона.
В пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно пункту 1 устава Агентства, утвержденного приказом Министерства от 09.09.2011 N 920 (далее - Устав), Агентство является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения функций, связанных с управлением, сохранением, популяризацией и использованием объектов культурного наследия.
На основании пункта 3 Устава функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляются Министерством.
Пунктом 11 Устава предусмотрено, что Агентство владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 20 Устава целями Агентства являются: обеспечение сохранения, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, независимо от их категории историко-культурного значения, в том числе вновь выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5.4.1 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации", Министерство в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Пунктом 7 Поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 N ИШП44-4173 Росимуществу, Министерству предложено в трехмесячный срок обеспечить передачу в оперативное управление Агентству объектов культурного наследия, прошедших разграничение собственности, отнесенных к федеральной собственности и неиспользуемых в настоящее время федеральными органами исполнительной власти и федеральными учреждениями, а также объектов культурного наследия, ранее переданных органами Росимущества федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Росимущества или без ведомственной принадлежности.
Исходя из изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Агентство является юридическим лицом, обладающим специальной правоспособностью, созданным специально в целях обеспечения сохранения, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия. В связи с этим именно в его компетенции находится владение, пользование спорным объектом культурного наследия и обеспечение его содержания.
Кроме того, в рамках дела N А13-8040/2022 рассматривались требования Агентства к Территориальному управлению о признании недействительным распоряжения от 07.04.2022 N 35-96-р о закреплении спорного объекта культуры за Агентством на праве оперативного управления.
Решением суда от 16.11.2022 по делу N А13-8040/2022, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2023, Агентству отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое Агентством решение Территориального управления, оформленное распоряжением от 07.04.2022 N 35-96-р, принято в пределах компетенции соответствующего органа.
В рамках дела N А13-8040/2022 суды трех инстанций, проанализировав положения устава Агентства, пришли к выводу о том, что, поскольку спорный объект относится к числу объектов культурного наследия федерального значения, закрепление такого объекта за Агентством на праве оперативного управления соответствует целям деятельности этой организации.
Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Доводы апеллянтов о том, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, у Агентства отсутствует финансирование на проведение консервационных и противоаварийных работ, закрепление за Агентством объекта культурного наследия осуществлено в отсутствие согласия Агентства и Министерства, обоснованно отклонены судом как не соответствующие целям уставной деятельности Агентства и гарантиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия (статья 7 Закона N 73-ФЗ), поскольку принятие объекта культурного наследия под охрану и его сохранение являются обязанностью Агентства в силу делегированных ему полномочий, а невыполнение такой обязанности влечет нарушение прав собственника объекта культурного наследия - Российской Федерации и публичных интересов в сфере охраны объектов культурного наследия.
В связи с регистрацией в ЕГРН и возникновением права оперативного управления Агентства на спорный объект культурного наследия на основании распоряжения Территориального управления от 07.04.2022 N 35-96-р, правомерность которого подтверждена в судебном порядке, правовые основания для уклонения от подписания актов приема-передачи недвижимого имущества у Агентства отсутствуют. Ввиду передачи Агентству в оперативное управление спорного объекта у Агентства возникла обязанность по принятию недвижимого имущества.
В свете изложенного суд правомерно удовлетворил исковые требования Территориального управления.
Вывода суда согласуются с правовой позицией судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по аналогичному делу N А13-7975/2021.
Довод Агентства о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения настоящего дела до разрешения дела N А13-4379/2023 подлежит отклонению. В данном случае суд обоснованно не установил процессуальных препятствий для рассмотрения настоящего дела до разрешения спора по делу N А13-4379/2023.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалоб апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Все доводы заявителей апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционные жалобы Агентства и Министерства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 июня 2023 года по делу N А13-9408/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и Министерства культуры Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9408/2022
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Ответчик: ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений ВО, Министерство культуры РФ, Управление Росреестра, Управление Росреестра по ВО
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18901/2023
30.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5874/2023
19.06.2023 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9408/2022
11.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3482/2023