г. Владимир |
|
28 августа 2023 г. |
Дело N А38-327/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2023.
Полный текст постановления изготовлен 28.08.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2023 по делу N А38-327/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" (ИНН 1215211807, ОГРН 1161215058400) о признании частично недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24.10.2022 N 12.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" - Лебедева Е.В. по доверенности от 15.03.2023 N 4 сроком действия до 01.01.2025.
Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853, приказа Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 07.07.2022 N 195 специалистами Управления проведена внеплановая выездная проверка осуществления обществом с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" (далее - Общество) расходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункта 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), пункта 4 части 1 раздела III "Тарифы на оплату медицинской помощи" Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год от 27.12.2019 и на 2021 год от 30.12.2020, Обществом в 2020-2021 годах допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на оплату транспортных услуг в сумме 2 310 000 руб., а именно в адрес индивидуального предпринимателя Акимова Е.К. (далее - ИП Акимов Е.К.) произведена оплата по договорам от 01.01.2020 N 1/N 05-20 в сумме 1 104 950 руб. и от 01.01.2021 N 1/N 13-21 в сумме 1 205 050 руб. за транспортные услуги, не связанные с оказанием медицинской помощи и обеспечением деятельности медицинской организации.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 01.09.2022.
По результатам проверки Управлением в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095), вынесено представление от 24.10.2022 N 12, в котором Обществу предложено устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в отношении нарушения, выразившегося в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату транспортных услуг в сумме 2 310 000 руб., а именно: возместить в бюджет ТФОМС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 310 000 руб. (пункты 1, 1.1 представления от 24.10.2022 N 12). О результатах исполнения представления предложено проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 01.04.2023.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 (включая подпункт 1.1) резолютивной части представления Управления от 24.10.2022 N 12.
Решением от 19.05.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что поручение и приказ содержали конкретную тематику и объем средств, подлежащих проверке на предмет расходования средств территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл в сумме 288 664 721 руб. 17 коп., источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и федерального бюджета.
Как объясняет Общество, проверке подвергнуты средства 777 193 094 руб. 61 коп., в том числе в разрезе источников финансирования:
- субвенции из бюджета ФФОМС территориальным фондам субъектов Российской Федерации -774 070 846 руб. 57 коп.;
- межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета - 3 122 248 руб. 04 коп.
Общество отмечает, что Управлением осуществлена проверка расходования средств ОМС по обособленному подразделению Общества - Центр амбулаторного гемодиализа Поликлиники N 3 г. Нижневартовск, расположенного за пределами юрисдикции (территории осуществления деятельности) Управления. По пояснениям Общества, деятельность этого подразделения согласно пунктам 4.2., 4.2.3.3., 4.3., 5.1.1. и 5.1.3. Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском Автономном округе - Югре на 2020 и 2021 годы, утвержденных постановлениями Правительства Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от 27.12.2019 N 535-п и от 29.12.2020 N 632-п соответственно, финансируется не за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС и федерального бюджета, а за счет средств обязательного медицинского страхования и межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, передаваемого в бюджет ТФОМС.
Общество считает, что проверка в указанной части проведена в отсутствии на то законных оснований, за пределами рамок поручения, предмета и объема проверки, действия должностных лиц органа контроля осуществлены с превышением полномочий.
Общество утверждает, что действующее законодательство Российской Федерации об ОМС предусматривает возможность оплаты расходов на оплату транспортных услуг из средств ОМС, данные транспортные услуги были необходимы для оказания Обществом медицинских услуг, Обществом представлены к проверке должностным лицам органа контроля все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации надлежаще оформленные документы, подтверждающие затраты Общества, связанные с оказанием медицинской помощи по территориальной программе ОМС и обеспечением уставной деятельности медицинской организации (Общества), а, следовательно, произведенные им расходы на оплату транспортных услуг, оказанных ИП Акимовым Е.К. по договорам,являются целевыми.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, возражениях на отзыв, письменных пояснениях, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского) в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
На основании пункта 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются отраженные в пункте 193 Правил N 108н группы затрат, в том числе, иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 194 Правил N 108н).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе, затраты на приобретение транспортных услуг (подпункт 5 пункта 195 Правил N 108н).
Согласно пункту 205 Правил N 108н затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в результате проверки целевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования Управлением выявлены факты нецелевого использования указанных средств по обособленному подразделению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на оплату транспортных услуг, оказанных Обществу ИП Акимовым Е.К.
Так, между Обществом (заказчик) и ИП Акимовым Е.К. (исполнитель) заключены договоры от 01.01.2020 N 1/N 05-20 (действующий с учетом дополнительных соглашений от 01.01.2020 N 05-20, N 2), от 01.01.2021 N 1/N 13-21 (действующий с учетом дополнительных соглашений от 01.01.2021 N 13-21, N 2), по условиям которых исполнитель обязался оказать заказчику собственными силами и средствами, на условиях абонентского обслуживания из расчета 11 часов в день, услуги по перевозке пассажиров (работников заказчика) автобусом ГАЗ 32213 с экипажем, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги из расчета: стоимость часа - 350 руб., количество часов - 11, стоимость в день - 3850 руб..
В соответствии с пунктами 2.1.5, 2.2.2 данных договоров исполнитель обязан до начала оказания услуг оформлять маршрутные листы с обязательным указанием задания, выданного водителю, заказчик - оформлять маршрутные листы в части указания времени прибытия и убытия транспортного средства.
Исполнитель после оказания услуг предоставляет заказчику акт сдачи-приемки услуг с приложением оригинала счета (пункт 3.2 договоров).
В подтверждение выполнения ИП Акимовым Е.К. обязательств по договору Обществом представлены акты оказания транспортных услуг, в которых отражено общее количество часов перевозок, стоимость одного часа перевозки - 350 руб., общая стоимость услуг исходя из количества часов перевозки, счета на оплату, составленные ИП Акимовым Е.К.
Согласно актам и реестрам заказов автотранспортных услуг ИП Акимовым Е.К. осуществлялась перевозка пассажиров автобусами ГАЗ 32213 гос. номер Е218ТУ86, ПАЗ 3205 гос. номер А727УУ186, ПАЗ 332053 гос. номер А727УУ186 ежемесячно по 26, 27 календарных дней в месяц, по 11 часов ежедневно.
Из пояснений руководителя Общества Палагина В.А. от 12.08.2022, приказов Общества от 15.01.2018 N 15/01/01 (с учетом приказа от 09.12.2019 N 9/12/01) следует, что основанием для несения Обществом расходов на приобретение транспортных услуг (такси), оплачиваемых за счет средств ТФОМС, служила необходимость обеспечивать доставку на рабочее место в центр амбулаторного гемодиализа поликлиники N 3 г. Нижневартовск (далее - ЦАГ) и обратно медицинского персонала в ночное время, когда отсутствует возможность воспользоваться общественным транспортом. В дневное время транспортные услуги (такси) разрешено использовать для передачи (получения) документов в государственных органах.
Пунктом 5 приказа от 15.01.2018 N 15/01/01 предусмотрено, что транспортные услуги (такси) по доставке работников к месту работы и обратно с 21 час. 00 мин. до 05 час. 00 мин. утра необходимо учитывать в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, то есть в качестве затрат, осуществляемых за счет поступлений от приносящей доход деятельности. Пунктом 2 приказа от 09.12.2019 N 9/12/01 пункт 5 приказа от 15.01.2018 N 15/01/01 отменен.
В суде первой инстанции Общество сообщило, что ИП Акимов Е.К. осуществлял, в том числе, услуги по перевозке грязного белья, мягкого инвентаря, отвозил пробы на клинико-бактериологические исследования, производил поездки в целях передачи документов медицинским персоналом ЦАГ. При этом, Обществом не представлено приказов и (или) локальных актов, предусматривающих использование в указанных целях привлеченного транспорта (такси).
В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночное время, необходимостью транспортировки персонала в течение которого в приказах от 15.01.2018 N 15/01/01, от 09.12.2019 N 9/12/01 обосновано использование транспортных услуг (такси), - это время с 22 часов до 6 часов.
Согласно представленным Обществом в ходе проверки талонам заказчика к путевым листам ИП Акимова Е.К. оказание транспортных услуг Обществу в январе-декабре 2020 года, январе-декабре 2021 года производилось с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. ежедневно; маршруты перевозок в данных документах не обозначены.
Из приведенных документов следует, что, вопреки утверждениям Общества и составленным им приказам, транспортные услуги оказывались не в ночное время, а в период, когда функционировал общественный транспорт, позволяющий медицинскому персоналу самостоятельно добраться к месту работы и обратно.
С возражениями на акт проверки от 01.09.2022 Обществом представлены путевые листы, другие по содержанию талоны заказчика к путевым листам, в которых отражено иное время оказания транспортных услуг: прибытие 7 час. 00 мин. - 14 час. 00 мин.; убытие 20 час. 00 мин. - 24 час. 00 мин. В путевых листах отсутствуют сведения о маршрутах конкретных поездок. При этом, в виде приложения к путевым листам представлена информация о трансфертных услугах ИП Акимова Е.К., оказанных Обществу:
- ЦАГ (ул. Интернациональная, д. 34 А/П, стр. 2) - санитарки и др., инженеры (ул. Дзержинского, д. 27; ул. Менделеева, д. 30А; ул. Северная, д. 9; ул. Ленина, д. 29-А; ул. Мира, д. 31/1); медицинские сестры (проезд Заозерный, д. 4, 8; ул. Дзержинского, д. 29; ул. Ханты-Мансийская, д. 25, 27; ул. Интернациональная, д.65; ул. Маршала Жукова, д.40; ул. Героев Самотлора, д.26; ул. Дзержинского, д.29); врачи (ул. Нефтяников, д.20; ул. 60 лет Октября, д.29; ул. Маршала Жукова, д.4А) - ежедневно с понедельника по субботу;
- старшая медицинская сестра - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре" (ул. Омская, д. 15) - 1 раз в месяц; Нижневартовская городская дезинфекционная станция (г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 5) - 2 раза в месяц; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ул. Маршала Жукова, д. 9) - 2 раза в неделю; Страховая медицинская компания "Альфастрахование - ОМС" (ул. Интернациональная, д. 6) - 2 раза в неделю; АО "Югра-Экология" (ул. Пермская, д. 1В) - 2 раза в неделю; химчистка-прачечная "Индустрия чистоты" (ул. Менделеева, д. 3) - 2 раза в неделю; Отделение почты (ул. Ленина, д. 16) - 1 раз в неделю (т.4, л.д. 20-37).
Письмом Общества от 19.08.2022, адресованным ИП Акимову Е.К., сообщено, что в рамках проводимой Управлением выездной проверки в представленных ИП Акимовым Е.К. копиях путевых листов за 2020 -2021 годы к договорам на оказание транспортных услуг от 01.01.2020 N 1/05-20, от 01.01.2021 N 1/13-21 обнаружились несоответствия, касающиеся времени оказания транспортных услуг. Согласно талонов заказчика к путевым листам указано время оказания транспортных услуг с 08 час. 00 мин. по 20 час. 00 мин., тогда как транспортные услуги в указанный период фактически оказывались в диапазоне времени с 07 час. 00 мин. по 24 час. 00 мин. Общество просило ИП Акимова Е.К. пояснить приведенные обстоятельства и представить в Общество надлежаще оформленные путевые листы
Письмом ИП Акимова Е.К. от 22.08.2022, адресованным Обществу, сообщено, что ошибка периода времени оказания транспортных услуг в талонах заказчика к путевым листам связана с невнимательностью менеджера при оформлении, ввиду отсутствия в договоре приложения с указанием маршрутов и времени и отражения в нем лишь ссылки на абонентское обслуживание не более 11 часов в день. С письмом ИП Акимов Е.К. направил Обществу копии путевых листов за 2020-2021 годы с указанием иного временного периода оказания транспортных услуг и их перечня, чем содержащийся в первоначально представленных талонах заказчика к путевым листам.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что в период совершения хозяйственных операций, связанных с оказанием Обществу транспортных услуг, Обществом и ИП Акимовым Е.К. оформлены талоны заказчика к путевым листам, в которых отражено время перевозки с 8 час. 00 мин. по 20 час. 00 мин. Указанный временной период обозначен во всех без исключения талонах заказчика к путевым листам, составленных в январе-декабре 2020 года, январе-декабре 2021 года, подписанных ИП Акимовым Е.К. и руководителем ЦАГ Общества, что исключает утверждение о разовой технической ошибке.
В договорах, актах, счетах на оплату оказанных услуг, первоначально составленных талонах заказчика к путевым листам отсутствует указание на маршруты и конкретные цели осуществленных перевозок.
В приказах от 15.01.2018 N 15/01/01, от 09.12.2019 N 9/12/01 в качестве целей, для которых допускается использование привлеченного транспорта (такси) в рамках выполнения территориальной программы ОМС, обозначены: проезд к месту работы и обратно с 07 час. 00 мин. утра до 24 час. 00 мин. медицинского персонала, инженеров ЦАГ г. Нижневартовск; передача (получение) документов в государственные органы (ФОМС, Минздрав, Роспотребнадзор, ИФНС, ПФР, ФСС и др.). Приказы, локальные акты общества об использовании транспорта (такси) за счет средств ТФОМС для каких-либо других целей не представлены.
Новые путевые листы и талоны заказчика с отражением иного времени перевозки с 07 час. 00 мин. по 24 час. 00 мин., информации о трансфертных услугах ИП Акимова Е.К., оказанных Обществу, составлены в августе 2022 года после установления Управлением нарушения, связанного с нецелевым использованием средств ТФОМС.
Приведенные документы, составленные спустя значительное время после осуществления перевозок с целью оправдания допущенного Обществом нарушения, не соответствующие по содержанию составленным в момент совершения хозяйственных операций талонам заказчика к путевым листам, обоснованно не признаны судом первой инстанции надлежащим и достоверным подтверждением факта и условий осуществленных перевозок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно посчитал доказанным вывод Управления об осуществлении ИП Акимовым Е.К. перевозок в 2020, 2021 годах во временной период с 08 час. 00 мин. по 20 час. 00 мин., когда осуществлялось функционирование общественного транспорта.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность для медицинского персонала ЦАГ в указанный временной период добраться к месту работы и обратно иным разумным, экономным способом, кроме привлечения услуг такси.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для признания понесенных Обществом затрат на спорные транспортные услуги непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг) либо необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации.
Управлением обоснованно отмечено, что трудовое законодательство Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не содержат гарантий по доставке медицинских работников к месту работы и обратно за счет средств бюджета или фонда медицинского страхования.
Привлечение услуг такси для поездок, связанных с передачей (получением) документов, образующихся в хозяйственной деятельности общества, в государственные органы, учреждения, коммерческие организации, органы почтовой связи также не являются затратами, безусловно необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в системе ОМС.
Из Положений Федерального закона N 326-ФЗ, Правил N 108н не следует, что в расчет тарифа на оплату медицинской помощи должны включаться любые затраты на приобретение транспортных услуг, оказанных Обществу в рамках осуществления его деятельности как коммерческой организации.
Обоснованность отнесения таких затрат за счет средств обязательного медицинского страхования, их непосредственную связь с оказанием медицинских услуг (медицинской помощи) по территориальным программам обязательного медицинского страхования, обязана доказать медицинская организация, претендующая на возмещение указанных расходов.
Достоверных и убедительных доказательств осуществления ИП Акимовым Е.К. конкретных поездок в интересах Общества, осуществленных в конкретные дни, по конкретным маршрутам, которые были бы непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) либо разумно и обоснованно необходимы для обеспечения деятельности Общества как медицинской организации, Обществом не представлено.
В этой связи Управлением сделан обоснованный вывод о том, что затраты Общества на оплату в пользу ИП Акимова Е.К. транспортных услуг на сумму 2 310 000 руб. не могут быть произведены за счет средств обязательного медицинского страхования, поскольку не подлежат включению в структуру тарифа и использованы не по целевому назначению.
В силу пункта 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их использование на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение. Поэтому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности за использование не по целевому назначению средств ОМС не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что Управлением в оспоренном представлении дана верная квалификация допущенного Обществом нарушения, связанного с нецелевым использованием средств ОМС на оплату затрат в сумме 2 310 000 руб. на приобретение транспортных услуг, в отношении которых не доказана обоснованность их включения в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Доводы Общества о незаконности проведения Управлением проверки Общества правильно отклонены судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, из содержания поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 о проведении внепланового контрольного мероприятия следует, что основанием для его направления руководителям территориальных органов казначейства по субъектам Российской Федерации послужили результаты совещания, проведенного под председательством заместителя руководителя Федерального казначейства Исаева Э.А., на котором были проанализированы информационные данные по соответствующим вопросам. В поручении отражены предмет, период, основные вопросы, порядок оформления внеплановых контрольных мероприятий, перечень частных медицинских организаций, в которых они проводятся. Приведенное основание внепланового контрольного мероприятия соответствует положениям пункта 11 "Федерального стандарта внутреннего государственного муниципального финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235.
На основании поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853, приказа Управления от 07.07.2022 N 195 предметом проверки являлось осуществление расходов бюджета ТФОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и федерального бюджета.
В проверяемом периоде в разрезе средств базовых территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации Обществом предоставлено средств:
- по Республике Марий Эл - 284 108 375 руб. 48 коп., в том числе, в 2020 году - 153 349 480 руб. 72 коп., в 2021 году - 130 758 894 руб. 76 коп.;
- по Орловской области - 266 959 228 руб. 98 коп., в том числе, в 2020 году -154 243 611 руб. 31 коп., в 2021 году - 112 715 617 руб. 67 коп.;
- по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 226 125 490 руб. 15 коп., в том числе, в 2020 году - 117 445 345 руб. 46 коп., в 2021 году -108 680 144 руб. 69 коп.
Тем самым, в проверяемый период Общество осуществляло расходование средств территориального фонда обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, формируемых за счет межбюджетных трансфертов ФФОМС и федерального бюджета, в том числе, на осуществление спорных расходов на оплату транспортных услуг. То обстоятельство, что указанный фонд также частично финансируется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, не меняет целевого характера средств ОМС, которые должны расходоваться на оплату затрат, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Проведение контрольного мероприятия в отношении Общества, включая его обособленное подразделение Центр амбулаторного гемодиализа поликлиники N 3 г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, не противоречит требованиям бюджетного законодательства и соответствует предмету внеплановой проверки, поскольку расходование Обществом средств базовых территориальных программ ОМС производилось в том числе, за счет средств, выделенных из ТФОМС Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление Управления от 24.10.2022 N 12 в оспоренной части вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями Управления, предусмотренными статьей 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, Федеральными стандартами N 1095, 1235.
Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 06.06.2023 N 1060 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2023 по делу N А38-327/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДИАЛАМ+" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.06.2023 N 1060.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.