город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2023 г. |
дело N А32-60125/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Черномор-Строй-Сервис" муниципального образования Черноморский район Республики Крым
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2023 по делу N А32-60125/2022
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Черномор-Строй-Сервис" муниципального образования Черноморский район Республики Крым
(ИНН: 9110015581, ОГРН: 1159102113598)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 2309089375, ОГРН:1042304949752)
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Черномор-Строй-Сервис" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (далее - предприятие, МУП "Черномор-Строй-Сервис") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, ЮМУ Росприроднадзора) о признании недействительным требования от 16.08.2022 N 10-09/11/22 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7 799 710,72 рубля.
Решением суда первой инстанции от 29.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Черномор-Строй-Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что ссылка на письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", является процессуальным нарушением, так как указанное письмо не было опубликовано, а потому не носит нормативного характера, является разъяснением по конкретному запросу, актуальному на дату издания. Применение повышающего коэффициента предполагает недобросовестное поведение субъекта, направленное на уклонение от установления нормативов и лимитов и, в любом случае, представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение. Доказательств же того, что МУП "Черномор-Строй-Сервис" умышленно уклонялось от установления соответствующих лимитов на размещения отходов не представлено. В МУП "Черномор-Строй-Сервис" отсутствует такой объект капитального строительства, как полигон ТКО, земельный участок не передан в хозяйственное ведение предприятию. В государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду N 2058342 по состоянию на 05.12.2019, владеющим лицом являлось ООО "Новое Поколение". Сам объект размещения отходов N91-00004-3-00920-171115 исключен из государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) приказом Роспотребнадзора "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" от 13.08.2020 N1006. В настоящее время объект не включен в ОРО или ГРОРО. Рассматриваемый объект не может являться стационарным источником, производящим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904 указано, что данное регулирование применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019. Следовательно, правоотношения, в понимании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" возникли с момента, когда МУП "Черномор-Строй-Сервис" начало оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Не определен момент возникновения правоотношений. Предприятие считает, что МУП "Черномор-Строй-Сервис" вступило в правоотношения с момента передачи полигона ТКО в хозяйственное введение, то есть с 18.08.2016 (акт о приеме -передачи недвижимого имущества от 18.08.2016 N1). Исходя из вышеизложенного, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1904 не должно было применяться, так как правоотношения у МУП "Черномор-Строй-Сервис", возникли до 01.01.2019.
В отзыве на апелляционную жалобу ЮМУ Росприроднадзора просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть жалобу в отсутствие представителя управления.
От МУП "Черномор-Строй-Сервис" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Учитывая пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции доказательств по делу, а также принимая во внимание обязательные условия необходимые для отложения дела, предусмотренные АПК РФ, апелляционная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в данном судебном заседании, в связи с чем заявленное ходатайство об отложении подлежит отклонению.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МУП "Черномор-Строй-Сервис" эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду(далее - НВОС) - "Площадка полигона ТКО" код: 35-0291-005307-П (II категория), адрес места нахождения: Республика Крым, Черноморский р-н, Новосельский сельский совет.
Управлением установлено, что из представленной предприятием декларации о плате за НВОС за 2021 год от 25.02.2022 N 6416473 следует, что расчет произведен декларантом без учета стимулирующего коэффициента Кпр, к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ установленных разрешительными документами, равного 100.
Так сумма платы по декларации за размещение отходов производства и потребления составила 78 784,96 руб. Обществом самостоятельно произведена оплата в сумме 78 784,96 руб.
В ходе рассмотрения уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год от 25.02.2022 N 6416473, выявлены несоответствия в задекларированных сведениях, повлекшие за собой занижение исчисленной суммы платы в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
По факту выявленных нарушений управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 15.08.2022 N .10-15/10/22, согласно которому в разделе 1 декларации "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 255), Приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3, от 30.12.2019 N 899, расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по эксплуатируемому объекту негативного воздействия с наименованием "Площадка полигона ТКО" код: 35-0291-005307-П (II категория) произведен в пределах нормативов допустимых выбросов (далее - НДВ) без учета стимулирующего коэффициента Кпр к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ установленных разрешительными документами, равного 100.
Вышеуказанное нарушение привело к занижению начисленной суммы платы на 7 799 710,72 руб.
В адрес общества управлением направлено требование от 16.08.2022 N 10-09/11/22 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 7 799 710,72 руб.
Не согласившись с выставленным требованием об уплате доначисленной суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в сумме 7 799 710,72 руб., общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с Положением, управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применимы к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Как следует из материалом дела, МУП "Черномор-Строй-Сервис" в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается декларацией за 2021 год.
Согласно выписке из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду N 2058342 по состоянию на 05.12.2019, промплощадка полигон ТКО, Республика Крым, Черноморский р-н, Новосельский сельский совет поставлен на учет как объект 2 категории N 35-0291-005307-П, о чем свидетельствует, в том числе штрих-код на Выписке, по которой открывается информация из реестра (т. 1 л.д. 117).
В заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 26.11.2019 N 2058342 указано, что наименование объекта - промплощадка полигона ТКО (т. 1 л.д. 141-150). В разделе 2 сведения о воздействии объекта на окружающую среду в п. 1 указаны сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - полигон ТКО, неорганизованный точечный. Кроме того, в п. 2 раздела 2 перечислены наименования загрязняющих веществ, а также фактическая масса выбрасываемая в течение года. Заявитель в своей заявке от 26.11.2019 N 2058342 подтверждает факт негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации объекта.
Исходя из вышеизложенного доводы предприятия о том, что указанный объект исключен из ГРОРО и в МУП "Черномор-Строй-Сервис" отсутствует такой объект капитального строительства, как полигон ТКО, в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ГРОРО) N 2058342 по состоянию на 05.12.2019, владеющим лицом являлось ООО "Новое Поколение", отклоняются.
Исходя из материалов дела у МУП "Черномор-Строй-Сервис" на отчетный период 2021 года отсутствовали разрешения и документы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, декларация о воздействии предприятием в адрес управления не представлена.
При отсутствии установленных НДС, ТН, ВРВ и КЭР, непредставлении декларации о воздействии в столбцах 6 и 7 ставиться значение "0", и значение показателя указанного в столбце 5 отражается в столбце 8 "Сверх НДС, ВРВ, ТН" и в столбце 12 и согласно пункту 12 части 4 Приказа от 10.12.2020 N 1043 в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов 1 категории и для объектов 2 категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.
Согласно пункту 12 Правил N 255, при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) Правил N 255.
Согласно письму Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-РГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
При отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух установленные НДВ отсутствуют, поэтому весь фактический выброс квалифицируется как сверхлимитный, т.е. превышающий установленные нормативы выбросов, и плата в таком случае должна рассчитываться как сверхлимитная с коэффициентом 25, а с 2020 года - с коэффициентом 100.
Ссылки жалобы на то, что применение повышающего коэффициента предполагает недобросовестное поведение субъекта, представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение, отклоняются, поскольку как ранее указано, коэффициент 100 применяется в случаях, когда отсутствуют установленные НДВ. Поведение лица не является квалифицирующим признаком в настоящем случае.
Таким образом, управлением обоснованно применена формула, указанная в пункте 21 Правил N 255, соответственно, полученный расчет платы за НВОС в размере 7 799 710,72 руб. признается арифметически верной.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенными в постановлении от 23.05.2023 N Ф07-5757/2023 по делу N А05-8034/2022, постановлением Пятнадцатого апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А53-45990/2022, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2023 N A32-8261/2022.
Судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" носит рекомендательный характер, письмо не было опубликовано, а потому не носит нормативного характера.
Указанным письмом в рамках своей компетенции Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приводит вопросы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Данное письмо является разъяснением по конкретному запросу.
Письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" является разъяснительным документом, по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в котором, в том числе, расписаны ситуации при наступлении которых вносится плата с применением повышающего коэффициента.
Доводы жалобы о том, что МУП "Черномор-Строй-Сервис" вступил в правоотношения с момента передачи полигона ТКО в хозяйственное введение, то есть с 18.08.2016, поэтому Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904 не должно было применяться, так как правоотношения у МУП "Черномор-Строй-Сервис", возникли до 01.01.2019, признаются несостоятельными на основании следующего.
Требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 16.08.2022 N 10-09/11/22 составлено по итогам проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
Задолженность по плате за НВОС у предприятия возникла после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении требований предприятия. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы коллегией не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2023 по делу N А32-60125/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60125/2022
Истец: МУП "Черномор-Строй-Сервис" муниципального образования Черноморский район Республики Крым, МУП Черномор-строй-сервис
Ответчик: Росприроднадзор по КК, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования