г. Ессентуки |
|
28 августа 2023 г. |
Дело N А20-4871/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 по делу N А20-4871/2022, принятое по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик (ОГРН 1020700751004, ИНН 0711024344) к обществу с ограниченной ответственностью "МЗС-Профит", г. Нальчик (ОГРН 1210700005482, ИНН 0700000528) о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "МЗС-Профит" (далее - ООО "МЗС-Профит", общество) о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования за январь, май, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года в общей сумме 115 500 руб.
Определением суда произведена процессуальная замена государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - ОСФР по КБР, отделение, пенсионный фонд).
Решением суда от 18.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по КБР подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на позиции, что если страхователь предоставил "дополняющей формой" сведения о застрахованном лице, информация о котором отсутствовала в исходном отчете, то к нему необходимо применять штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице. Отмечает, что в рассматриваемом случае страхователь представил за пределами установленного срока сведения о застрахованных лицах, отсутствовавших в ранее поданном отчете за указанные отчетные периоды, следовательно, исполняя возложенные государством полномочия ОСФР по КБР на законных основаниях применил к обществу штрафные санкции, предусмотренные частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 по делу N А20-4871/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.05.2023 общество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1210700005482 с 17.11.2021 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионным фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета общества за ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май 2022 года.
В ходе проверки было установлено, что обществом 13.07.2022 и 14.07.2022 были представлены сведения по форме СЗВ-М, тип формы "дополняющая" за ноябрь 2021 года на 20 и 13 лиц, за декабрь 2021 года - на 20 и 13 лиц, за январь 2022 года - на 20 и 13 лиц, за февраль 2022 года - на 20 и 13 лиц, за март 2022 года - на 20 и 13 лиц, за апрель 2022 года - на 20 и 13 лиц, за май 2022 года - на 20 и 13 лиц.
Установив, что сведения по форме СЗВ-М, тип формы "дополняющая" за ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май 2022 года представлены с нарушением установленных сроков сдачи отчетности, фонд результаты проверок оформил актами о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.07.2022 N 005S18220001804, N 005S18220001805, N 005S18220001806, N 005S18220001807, N 005S18220001808, N 005S18220001809, N 005S18220001810, N 005S18220001811, N 005S18220001812, N 005S18220001813, N 005S18220001814, N 005S18220001815, N 005S18220001816, N 005S18220001817.
По результатам проверки фондом были вынесены решения от 26.08.2022 N 005S19220001911, N 005S19220001912, N 005S19220001913, N 005S19220001914, N 005S19220001915, N 005S19220001917, N 005S19220001918, N 005S19220001919, N 005S19220001920, N 005S19220001921, N 005S19220001923, N 005S19220001924, N 005S19220001928, N 005S19220001931 о привлечении общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, представление дополняющих форм с нарушением установленного срока, в виде штрафа в общей сумме 115 500 руб.
На основании указанных решений обществу были направлены соответствующие требования об уплате финансовых санкций, которые последним были оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователя представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 16 Закон N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В Постановлении Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Постановлении Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 130п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и порядка заполнения формы указанных сведений", действовавших в соответствующие периоды отражено, что страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за январь, май, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд Российской Федерации, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений на соответствие нормам Федерального закона N 27-ФЗ.
Доказательств того, что именно пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в суд не представлено.
В материалах дела также отсутствуют доказательства направления пенсионным фондом в адрес заявителя уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредоставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 указанной инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Материалами дела подтверждается, что представление обществом дополняющей формы за январь, май, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года по форме СЗВ-М было осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за указанные периоды.
Таким образом, оснований для назначения обществу финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за январь, май, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года по форме СЗВ-М, у пенсионного фонда не имелось.
Довод подателя жалобы о том, что если страхователь предоставил "дополняющей формой" сведения о застрахованном лице, информация о котором отсутствовала в исходном отчете, то к нему необходимо применять штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице, а поскольку в рассматриваемом случае страхователь представил за пределами установленного срока сведения о застрахованных лицах, отсутствовавших в ранее поданном отчете за указанные отчетные периоды, следовательно, исполняя возложенные государством полномочия ОСФР по КБР на законных основаниях применил к обществу штрафные санкции, предусмотренные частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ подлежит отклонению, поскольку согласно правоприменительному подходу, сформулированному в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КН18-5702 по делу N А04-5748/2017, допускается не применять финансовые санкции в отношении страхователя, который дополнительно представил сведения по форме СЗВ-М за определенных период в отношении застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за этот же период.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации А09-11643/2017 19.01.2016 N 2-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
С учетом данных разъяснений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представление обществом дополняющей формы к ранее представленным сведениям не является нарушением установленного срока предоставления исходных данных.
Правовой подход со схожими обстоятельствами дела изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2018 по делу N А56-53964/2017.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 по делу N А20-4871/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 по делу N А20-4871/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4871/2022
Истец: ГУ ОПФ РФ по КБР
Ответчик: ООО "МЗС-Профит"
Третье лицо: ОСФР по КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд