город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2023 г. |
дело N А32-52758/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю: представители Гуженко Л.В. по доверенности от 07.02.2023, паспорт;
Шавырин В.В. по доверенности от 07.02.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.06.2023 по делу N А32-52758/2022
по заявлению Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (ИНН: 2607022471, ОГРН: 1172651025205)
к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю
(ИНН: 2310024534, ОГРН: 1022301619020)
при участии третьего лица: первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В.
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК по Краснодарскому краю, управление) от 24.02.2022 N 18-23-11/2717 в части пунктов 2-6.
Определением от 21.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в судебном порядке установлена законность выплаты денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу УФК по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края в судебное заседание явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом УФК по Краснодарскому краю от 03.11.2020 N 297-к/р в период с 09.11.2020 по 28.12.2020 в отношении Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2019 - истекший период 2020.
В соответствии с положениями пункта 49 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, по результатам проверки УФК по Краснодарскому краю составлен акт внеплановой выездной проверки Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 28.12.2020.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, пункта 7.2, пункта 7.3 муниципального контракта от 15.10.2019 N ЭА-64 в 2020 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ по устройству выравнивающего слоя покрытия 110 кв.м. "Ствол и примыкания" и 7 кв.м. "Восстановление заездов" за счет средств федерального бюджета на сумму 46 370,76 рубля (нарушение устранено в ходе проверки).
2. В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, пункта 7.2, пункта 7.3 муниципального контракта от 31.05.2019 N ЭА-42 в 2019 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены фактически не выполненные объёмы работ по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см. (ПГС 12 см.) за счёт средств федерального бюджета на сумму 48 352,42 рубля.
3. В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, пункта 7.2, пункта 7.3 муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39 в 2019 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены фактически не выполненные объёмы работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, выявленные в результате экспертизы асфальтобетонной смеси, за счет средств федерального бюджета на сумму 1 341 999,10 рубля.
4. В нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 5.1.8 Свода правил 59.13330.2016 "Снип 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр, пункта 1.2, пункта 6.4 муниципального контракта от 15.10.2019 N ЭА-64, Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены работы по установке 99 метро погонных дорожных бортовых камней БР 100.30.15 на пешеходных переходах за счёт средств федерального бюджета на сумму 28 743,61 рублей.
5. В нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 5.1.7 ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, пункта 1.2, пункта 6.4 муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39, Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены работы по установке дорожных знаков с нарушением требований ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" за счет средств федерального бюджета на сумму 3 430,85 рубля.
6. В нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1.2, пункта 6.4 муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39, Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены некачественно выполненные работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия за счет средств федерального бюджета на сумму 72 212,56 рублей.
7. В нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подпункта "а" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, пункта 16.3 СП 78.133330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 272, пункта 1.2, пункта 6.4 муниципального контракта от 27.05.2019 N ЭА-39 в 2019 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края приняты и оплачены некачественно выполненные работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, в части несоответствия показателей водонасыщение и коэффициента уплотнения примененной асфальтобетонной смеси требованиям нормативных правовых актов, за счет средств федерального бюджета 5 686 627,49 рубля.
8. В нарушение требований пункта 7 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.4.1-1.4.3 Соглашения от 06.06.2019 N 07713000-1-2019-010 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края направлен отчёт по форме согласно приложению N 5 к Соглашению от 06.06.2019 N 07713000-1-2019-010 по состоянию на 01.01.2020 с искажением данных в части общей суммы полученного иного межбюджетного трансферта и общей сумме субсидии, предоставленной местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации.
9. В нарушении требований пункта 4.3.6 Соглашения от 06.06.2019 N 07713000-1-2019-010 в 2019 Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края не представлен отчёт об исполнении условий предоставления субсидий и их использования, включая отчетность о достижении значений целевых показателей результативности использования субсидий в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
10. В нарушение требований подпункта 5 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 78 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края при отражении в бюджетном учете начислений доходов от предоставления межбюджетных трансфертов указаны неверные реквизиты документа-основания.
11. В нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края с ООО "Юг-Строй" заключено дополнительное соглашение от 17.08.2020 N 2 к муниципальному контракту от 15.10.2019 N ЭА-64.
12. В нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края изменены существенные условия контракта от 15.10.2019 N ЭА-64, - изменен срок выполнения работ, предусмотренных контрактом от 15.10.2019 N ЭА-64.
13. В нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края с ООО "Гиперстрой" заключено дополнительное соглашение от 09.04.2020 N 2 к муниципальному контракту от 22.10.2019 N ЭА-65.
С учётом существа выявленных нарушений в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, УФК по Краснодарскому краю в отношении заявителя вынесено представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 (далее - Представление) с требованием:
1.Устранить нарушение, указанное в пункте 2, а именно: обеспечить возврат средств в размере 48 352,42 рубля в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта либо выполнить работы по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см. (ПГС 12 см.) в соответствии с условиями заключенного контракта, а также принять меры по устранению его причин и условий.
2. Устранить нарушение, указанное в пункте 3: обеспечить возврат средств в размере 1 341 999,10 рубля в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта либо выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, а также принять меры по устранению его причин и условий.
3. Устранить нарушение, указанное в пункте 4, обеспечить возврат средств в размере 28 743,61 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по установке 99 метров погонных дорожных бортовых камней БР100.30.15 на пешеходных переходах в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
4. Устранить нарушение, указанное в пункте 5, обеспечить возврат средств в размере 3 430,85 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по установке дорожных знаков в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
5. Устранить нарушение, указанное в пункте 6, обеспечить возврат средств в размере 72 212,56 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
6. Устранить нарушение, указанное в пункте 7, обеспечить возврат средств в размере 5 686 627,49 рубля в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
7. Принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 1, 8-13.
О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать УФК по Краснодарскому краю в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 01.07.2021.
Вышеуказанное представление заявителем в указанный в представлении срок не исполнено, что подтверждается письмом Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о неисполнении представления от 16.02.2021 N 18-23-11/2542.
В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого, объекту контроля направляется предписание, которое содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
При указанных обстоятельствах, управлением вынесено в адрес заявителя предписание от 24.02.2022 N 18-23-11/2717, согласно которому в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 9 Стандарта N 1095 необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 7 181 366,03 рублей.
Учитывая изложенное, администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края, не согласившись с названным предписанием от 24.02.2022 N 18-23-11/2717, обратилась в суд с заявлением от 14.10.2022 N 01-7/14174 о признании недействительным вынесенного Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю предписания.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В силу части 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принятие судебных актов по другим делам не изменяет исчисление процессуального срока, и не снимает с заявителя обязанности совершать процессуальные действия в сроки, предусмотренные законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, согласно которой пропуск срока, при отсутствии причин к восстановлению срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Довод администрации о преюдициальном значении для данного дела судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021, А63-11145/2021 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из их текстов судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021 А63-11145/2021, в них не дана оценка оспариваемому предписанию казначейства.
Довод жалобы о том, что в постановлением Пятого кассационного суда от 25.11.2022 отменены постановление Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.07.2022 и решение Ставропольского краевого суда от 07.09.2022 и прекращено производство по делу в отношении Форостянова В.В. по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом приняты меры по исполнению представления, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку в нем установлены иные фактические обстоятельства, связанные с исполнением предписания.
Довод администрации о том, что управление связывает исполнение оспариваемого представления с взысканием денежных средств с подрядных организаций, тогда как представлением установлено требование обеспечить возврат средств в доход федерального бюджета, а не взыскать указанную сумму нарушений с подрядных организаций, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по возврату бюджетных средств лежит исключительно на Администрации, за счет собственных средств, поступающих в доход местного бюджета, независимо от того, что денежные средства перечислены в адрес подрядчика. Администрация, являясь юридическим лицом, заключая контракт, приняло на себя все риски возникновения возможных неблагоприятных последствий.
Указанная правовая позиция соответствует правовым вывода, сформированным в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2023 по делу N А32-49860/2022.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 по делу N А32-52758/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52758/2022
Истец: Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края
Третье лицо: первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянов В.В., первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянов Владимир Васильевич, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю