г. Москва |
|
08 сентября 2023 г. |
Дело N А40-90286/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
С.М. Мухина, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Агроторг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-90286/23
по заявлению ООО "Агроторг" (ИНН 7825706086)
к Управе района Сокольники города Москвы (ИНН 7718230356)
о признании незаконным распоряжение об отказе в предоставлении единовременной компенсации в форме гранта от 02.02.2023 N 7; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Великанова А.А. по дов. от 07.07.2022; |
от ответчика: |
Силкина А.А. по дов. от 04.10.2022 N 09/2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агроторг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управе района Сокольники города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Управа) о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении единовременной компенсации в форме гранта от 02.02.2023 N 7; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем осуществления действий, направленных на предоставление ООО "Агроторг" единовременной компенсации в форме гранта из бюджета по заявлению общества.
Решением суда от 31.05.2023 заявление ООО "Агроторг" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Управа с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управы поддержал обжалуемое решение суда.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим мотивам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.12.2022 ООО "Агроторг" обратилось в Управу района Сокольники г. Москвы с заявлением N 2372331-2022 о предоставлении компенсации в форме гранта размере 700 000 рублей на основании Постановления Правительства Москвы от 24 мая 2022 г. N 921-1111 "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление Правительства), эквивалентном совокупной сумме штрафов по постановлениям Преображенского районного суда города Москвы по делам об административных правонарушениях.
Компенсации подлежали административные штрафы, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1. Кодекса РФ, в размере 100 000 рублей каждый, вынесенные следующими постановлениями: постановление N 5 -0861/2021 от 12.05.2021 (Преображенский районный суд); постановление N 5-1422/2021 от 22.07.2021 (Преображенский районный суд);постановление N 5-2271/2020 от 21.12.2020 (Преображенский районный суд); постановление N 5-2292/2020 от 21.12.2020 (Преображенский районный суд); постановление N 5-1284/2020 от 06.11.2020 (Преображенский районный суд); постановление N 5-606/2020 от 13.08.2020 (Преображенский районный суд); постановление N 5-1085/2020 от 27.10.2020(Преображенский районный суд); постановление N 5-1375/2021 от 15.07.2021 (Преображенский районный суд). Принятие документов подтверждается распиской МФЦ района Новогиреево рег. N 2372331-2022 от 22.12.2022.
По итогам рассмотрения данного заявления, распоряжением управы района Сокольники города Москвы от 02.02.2023 N 7 в предоставлении ООО "Агроторг" компенсации отказано на основании п. 12.1 приложения 1 к Совместному приказу, а именно в связи с обращением лица, не имеющего права на получение компенсационной выплаты в соответствии с п.п. 2, 3 приложения 1 к Совместному приказу (п. 2.2 приложения 1 к Совместному приказу - в уставном капитале участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (учредителем ООО "Агроторг" является ООО "Корпоративный Центр Икс 5", учредителями которого являются "Компании Икс 5 Ритейл Групп Н.В." - страна происхождения Нидерланды и "Спик Глобал Лимитед" - страна происхождения Кипр)).
Как следует из выписки ЕГРЮЛ в отношении ООО "Агроторг", уставный капитал ООО "Агроторг" принадлежит единственному его участнику ООО "Корпоративный Центр Икс 5".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Корпоративный Центр Икс 5", на момент принятия оспариваемого распоряжения уставный капитал Общества принадлежал ООО "Альтэкс", а также Компании с ограниченной ответственностью Спик Глобал Лимитед (страна происхождения Кипр), Компании Икс 5 Ритейл Групп Н.В. (страна происхождения Нидерланды).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 года N 430-р утвержден Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, в который включены государства-члены Европейского союза.
Республика Кипр и Королевство Нидерландов являются государствами-членами Европейского союза.
Таким образом, Управа полагает, что иностранные юридические лица - Компания с ограниченной ответственностью Спик Глобал Лимитед и Компания Икс 5 Ритейл Групп Н.В., имеющие местом регистрации государства, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, участвуют в уставном капитале ООО "Агроторг" через ООО "Корпоративный Центр Икс 5".
При таких обстоятельствах, Управа пришла к выводу, что на ООО "Агроторг" распространяются положения п. 2.2 приложения 1 к Совместному приказу и п. 2.2.2 Постановления от 24.05.2022 года N 921- ПП, что является основанием для отказа в выплате компенсации.
Управа полагает, что доводы заявителя о том, что при определении участия лиц в уставном капитале ООО "Агроторг" надлежит учитывать только участие ООО "Корпоративный Центр Икс 5", не основаны на законе.
Заявитель с указанным распоряжением от 02.02.2023 N 7 не согласен, в связи с чем обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учёл следующее.
Постановлением Правительства Москвы в 2022 году были предоставлены дополнительные меры поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в городе Москве в форме единовременной компенсации (далее - Компенсация).
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы установлены случаи, в которых административные штрафы подлежат компенсации.
Обществом был получен отказ в получении Компенсации на основании п. 12.1. Приложения 1 к приказу от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 12.1 Порядка, основанием для отказа является обращение лица, не имеющего права на получение компенсационной выплаты в соответствии с пунктами 2, 3 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.2. Порядка, компенсации не назначаются и не выплачиваются иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
При этом, заявитель является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Единственным участником в уставном капитале Заявителя является Общество с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Икс 5".
ООО "Корпоративный центр Икс 5" создано на территории Российской Федерации, согласно законодательства Российской Федерации, местонахождение данного Общества также находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, решением Управы было незаконно отказано Заявителю в получении гранта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что нормы налогового законодательства неприменимы к отношениям, регулируемым Постановлением Правительства Москвы и Приказом.
Согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
В соответствии с п. 2 ст. 1 НК, Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В п. 1 ст. 2 НК указано, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом, отношения, возникающие из Постановления Правительства и Приказа, не находятся в сфере регулирования налогового законодательства и никаким образом с ним не связаны. В соответствии с преамбулой Постановления Правительства, единовременная компенсация сумм уплаченных штрафов производится в целях обеспечения социальной стабильности и является мерой поддержки бизнеса в условиях введения специальных экономических мер.
В решении осуществлена подмена понятий "участие лица в организации" и "участие в уставном (складочном) капитале организации". Данные понятия не являются тождественными, имеют разное юридическое значение и используются в разных сферах правоотношений.
Понятие уставного капитала и порядок определения доли в уставном капитале общества закреплены в ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью, уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
При этом, в п. 2 ст. 14 ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" прямо установлено, что размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.
Информация об участии в уставном (складочном) капитале общества содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Единственным участником в уставном капитале Заявителя является Общество с ограниченной ответственностью "Корпоративный центр Икс 5", созданное на территории Российской Федерации, согласно законодательства Российской Федерации, местонахождение данного Общества также находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства подтверждают наличие права заявителя на получение дополнительной меры поддержки в форме единовременной компенсации, поскольку заявитель не имеет в своем уставном капитале доли участия иностранных юридических лиц. Иных нарушений или препятствий в получении компенсации заявителем в решении не указано.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управа района Сокольники города Москвы во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого распоряжения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования ООО "Агроторг" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что требования апелляционной жалобы, доводы которой нашли свое надлежащее подтверждение в материалах дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемый судебный акт подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-90286/23 отменить.
Признать незаконным Распоряжение Управы района Сокольники г. Москвы об отказе в предоставлении единовременной компенсации в форме гранта от 02.02.2023 N 7.
Обязать Управу района Сокольники г. Москвы в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем осуществления действий, направленных на предоставление ООО "Агроторг" единовременной компенсации в форме гранта из бюджета по заявлению общества.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90286/2023
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВА РАЙОНА СОКОЛЬНИКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-163/2025
29.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28078/2023
08.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48173/2023
31.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-90286/2023