город Воронеж |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А14-12612/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россетти Центр": Зинковская А.В. - представитель по доверенности Д-ВР/279 от 18.10.2022, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом
от УФАС по Воронежской области: Бурахина И.В. - представитель по доверенности ДИ/6326/23 от 16.08.2023, сроком действия до 16.08.2024, предъявлен паспорт, диплом
от Колядина О.С.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2023 по делу N А14-12612/2022, по заявлению публичного акционерного общества "Россетти Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании незаконными и об отмене постановления и представления,
третье лицо: Колядин Олег Сергеевич,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" (далее - ПАО "Россетти Центр") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по делу N 036-04/9.21-618/2022 от 11.07.2022.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Колядина Олега Сергеевича (далее также - третье лицо, Колядин О.С.).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Считает, что возбуждение дела об административном правонарушении не допускается должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Указывает, что антимонопольным органом неправомерно вынесено постановление, поскольку за данное правонарушение было привлечено должностное лицо Общества.
Ссылается на недоказанность состава административного правонарушения.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Воронежской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Колядин О.С. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На территории Воронежской области деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям осуществляет филиал ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго".
13.05.2021 Колядин О.С. посредством портала ТП РФ направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: 396840, Воронежская обл., Семилукский район, с. Девица, проезд Олимпийский, д. 32.
14.05.2021 общество направило Колядину О.С. уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов (N МР1-ВР/Р13/12/б/н).
Согласно скриншоту указанное уведомление было направлено Обществом 04.08.2021.
04.08.2021 Колядин О.С. направил в ПАО "Россети Центр" недостающую информацию и документы.
08.09.2021 ПАО "Россети Центр" направило Колядину О.С. на электронную почту оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, а также счет на оплату
Пунктом 6 договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения.
01.10.2021 между ПАО "Россети Центр" и Колядиным О.С. заключен договор N (42137332) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям дома Колядина О.С. - не позднее 01.02.2022 (включительно).
06.04.2022 в Управление поступило обращение Седых С.П. по вопросу правомерности ПАО "Россети Центр" установления договором 4 месячного срока технологического присоединения электропринимающих устройств, что нарушает установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, срок.
30.06.2022 уполномоченным должностным лицом УФАС по Воронежской области в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии представителя Общества по доверенности по доверенности N Д-ВР/135 Зинковской А.В составлен протокол об административном правонарушении N 036/04/9.21-618/2022 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п.16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (4 месяца) по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что со стороны ПАО "Россети Центр" не была выполнена часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям и технические условия в срок до 16.01.2022 (с учетом положений договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.08.2021 об осуществлении мероприятий в течение 4 месяцев), а также, что 30.07.2020 ПАО "Россети Центр" направило Седых С.П. оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, то есть по истечении 16 рабочих дней с даты обращения.
Постановлением УФАС по Воронежской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-618/2022 от 11.07.2022 ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.
11.07.2022 Воронежским УФАС России на основании вышеуказанного постановления выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 15 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу пункта 105 Правил ТП N 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Россети Центр" должно было направить Колядину О.С. оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату в срок не позднее 18.05.2021, а уведомление о предоставлении недостающей информации и документов в срок не позднее 18.05.2021.
ПАО "Россети Центр" установленные Правилами ТП N 861 сроки были нарушены. Уведомление о предоставлении недостающей информации и документов были направлены в адрес Колядина О.С. 04.08.2021. Оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату были направлены 08.09.2021.
Кроме того, в силу пункта 16 Правил ТП N 861 договор технического присоединения должен содержать, в том числе, существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения, к заявителям, предусмотренным пунктом 14 относятся физические лица, обратившиеся в сетевую организацию с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Исходя из пункта 16 Правил ТП N 861 технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (01.10.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям Колядина О.С. должно было быть осуществлено в срок не позднее 4 месяцев, то есть до 01.02.2022 (включительно).
Фактически технологическое присоединение объекта Колядина О.С. на момент обращения в УФАС по Воронежской области осуществлено не было, что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил ТП N 861.
Факты нарушений подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 30.06.2022; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 01.10.2021; Информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено.
Таким образом, деяние квалифицировано правильно.
Административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При назначении наказания УФАС учтено нарушение срока нарушение срока (16 рабочих дней) для направления ПАО "Россети Центр" заявителю оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счета на оплату, нарушенное право заявителя на своевременное получение оферты договора (абзац 1 пункта 105 Правил); нарушение срока (160 дней) исполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению Дома к электрическим сетям, нарушенное право заявителя на своевременное подключение (технологическое присоединение) Дома к электрическим сетям, имущественное и финансовое положение.
Административным органом указано на привлечение ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ 04.02.2021 N 036/04/9.21-15/2021, от 08.02.2021 N 036/04/9.21-16/2021, от 04.02.2021 N 036/04/9.21-17/2021, от 08.02.2021 N 036/04/9.21-20/2021, от 05.03.2021 N 036/04/9.21-72/2021, от 19.07.2021 N 036/04/9.21- 126/2021, от 19.07.2021 N 036/04/9.21-136/2021, от 19.07.2021 N 036/04/9.21-137/2021, от 20.07.2021 N 036/04/9.21-138/2021, от 11.06.2021 N 036/04/9.21-180/2021, от 21.10.2021 N 036/04/9.21-287/2021, от 21.10.2021 N 036/04/9.21-288/2021, от 11.06.2021 N 036/04/9.21- 290/2021, от 21.10.2021 N 036/04/9.21-305/2021, от 21.10.2021 N 036/04/9.21-314/2021, от 21.10.2021 N 036/04/9.21-328/2021, то 19.01.2021 N 036/04/9.21-420/2020 об административном правонарушении.
Таким образом, УФАС ссылается на то обстоятельство, что на дату вынесения оспариваемого постановления Общество в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ считалось подвергнутым административному наказанию, будучи (на дату совершения вмененного по настоящему делу правонарушения) многократно привлеченным к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (однородное правонарушение), что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является основанием для назначения наказания более строгого по виду и размеру, чем минимальное из предусмотренных санкцией вмененной нормы.
Обществом не приведено обоснования тому, что цель административного наказания - пресечение и профилактика нарушений будут достигнуты в случае назначения наказания ниже низшего предела или освобождения от него ввиду признания правонарушения малозначительным. Не приведено и доказательств тому, что назначенный штраф является непосильным бременем для общества.
Довод Общества о применении части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности) - несостоятелен, так как не доказано, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, то есть не доказано принятие действенных мер и создания условий, в результате чего нарушения закона прекратились. Такого результата не достигнуто, необходимых организационных мер не принято.
Поэтому апелляционная коллегия соглашается с тем, что возложение на конкретное должностное лицо обязанностей по соблюдению правил и сроков технологического присоединения не является достаточным мерой со стороны юридического лица и не является безусловным основанием освобождения от ответственности юридического лица.
Дело об административном правонарушении N 036/04/9.21-630/2022 было возбуждено Воронежским УФАС России правомерно, на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ввиду получения достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения. Данный вывод признан верным судом кассационной инстанции (дело N А62-2627/2022).
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку оспариваемое представление вынесено по результатам рассмотрения административного дела N N 036-04/9.21-618/2022, состав административного правонарушения по которому доказан, данное представление также отмене не подлежит.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2023 по делу N А14-12612/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12612/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по ВО
Третье лицо: Колядин Олег Сергеевич