г. Пермь |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дружининой О.Г., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участи представителя Прокуратуры Пермского края - Ченцовой Ю.П., служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2023,
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 20 июня 2023 года
по делу N А50П-69/2023
по иску Заместителя прокурора Пермского края
к администрации Косинского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900007125, ИНН 5981008127)
к открытому акционерному обществу "Кочеволес" (ОГРН 1025903378302, ИНН 8104000225)
о признании недействительными договоров аренды,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского края (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Косинского муниципального округа Пермского края (далее - администрация), открытому акционерному обществу "Кочеволес" (далее - общество) о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков N 41 от 11 марта 2021 и N 42 от 11 марта 2021 и применении последствий недействительности ничтожной сделки - возврате участков.
Решением суда от 20.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заместитель прокурора с принятым решением не согласен, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд неправомерно переквалифицировал требования истца и рассмотрел не заявленный иск о признании сделок недействительными, а иск об оспаривании торгов. Однако таких требований истец не заявлял. Прокурор настаивает, что требования должны рассматриваться по приведенным фактическим и правовым основаниям, а сделки должны быть признаны недействительными в силу ничтожности, как нарушающие требования закона и посягающие на публичные интересы или права и охраняемый законом интересы третьих лиц (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При заключении оспариваемых сделок были нарушены положения ст. 39.1, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сделки, должны оцениваться на предмет их соответствия закону, однако данные доводы истца судом не проверены. Прокуратура настаивает, что в настоящем деле должен применяться срок исковой давности, который составляет три года (п. 1 ст. 181 ГК РФ).
От администрации поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также содержится указание на законность принятого судебного акта и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.03.2021 между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании статьи 39.12 ЗК РФ заключены договоры аренды земельных участков N 41, 42.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды земельного участка N 41 от 11.03.2021 арендодатель предоставляет без проведения торгов ввиду наличия одной заявки, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 81:02:0611157:265, общей площадью 8652 кв.м, находящийся по адресу: Пермский край, Косинский муниципальный округ, урочище Губаново, на восток от земельного участка с кадастровым номером 81:02:0611157:263, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: заготовка древесины, территориальная зона не установлена в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к настоящему договору.
Согласно п. 2.1 Договора аренды земельного участка N 41 от 11.03.2021 срок аренду участка устанавливается 5 лет (с 11.03.2021 до 10.03.2026).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 31.01.2022.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды земельного участка N 42 от 11.03.2021 арендодатель предоставляет без проведения торгов, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 81:02:0681153:494 общей площадью 2834 кв.м, находящийся по адресу: Пермский край, Косинский муниципальный округ, в 200 метрах на юго-запад от д. Пыдосово, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: заготовка древесины, территориальная зона не установлена, в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к настоящему договору.
Согласно п. 2.1 договора аренды земельного участка N 42 от 11.03.2021 срок аренду участка устанавливается 5 лет (с 11.03.2021 до 10.03.2026).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 31.01.2022.
Как указывает истец, проверкой установлено, что в информационном бюллетене "На Косинской земле" N 1 (207) от 15.02.2021 опубликовано постановление главы Косинского МО от 02.02.2021 N 29 "О проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Косинского МО" с приложением N 1 "перечень земельных участков, предоставляемых на аукцион".
Аналогичное постановление размещено на сайте администрации www.kosaperrnkrai.ru.
В нарушение положений действующего законодательства извещение о проведении аукциона не было размещено, а на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" wvvw.torgi.gov.ru извещение опубликовано лишь 21.04.2021, то есть после проведения торгов (03.03.2021) и заключения спорных договоров.
Ссылаясь на данные обстоятельства и указывая, что права неопределенного круга лиц на участие в аукционе были нарушены, а требования Земельного кодекса РФ не соблюдены, Заместитель прокурора просил признать заключенные сделки недействительными и применить последствия недействительности сделок - возвратить участки администрации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока исковой давности, установленного для оспаривания торгов.
Как указал суд первой инстанции, в соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
О нарушениях при проведении торгов истцу стало известно с 13.11.2021, следовательно, обратившись с иском 27.01.2023, истец пропустил срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Поскольку годичный срок исковой давности на дату обращения истца в арбитражный суд истек, данное обстоятельство в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы, полагает решение подлежащим отмене, требования истца - подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 23.06.2015 N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 Постановления от 23.06.2015 N 25).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ предусмотрен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей их предоставления.
В соответствии с п.19 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов является www.torgi.gov.ru определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 ЗК РФ).
Таким образом, опубликование извещения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно коммуникационной сети "Интернет" является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Устава Косинского МО, утвержденного решением Думы Косинского МО Пермского края от 29.01.2021 г. N 2, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в информационном бюллетене "На Косинской земле".
В целях дополнительного информирования и обнародования акты размещаются на официальном сайте Косинского МО.
Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и в печатном средстве массовой информации, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, направлено на обеспечение привлечения максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления земельного участка и к обеспечению, таким образом, соблюдения интересов, как самих этих лиц, так и публичных интересов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2012 N 11237/12 изложил правовой подход, согласно которому организатор торгов в любом случае должен обеспечить их открытость по составу надлежащих участников.
Из материалов дела следует, что в информационном бюллетене "На Косинской земле" N 1 (207) от 15.02.2021 опубликовано постановление главы Косинского МО от 02.02.2021 "О проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Косинского МО" N 29 с приложением N 1 о перечне земельных участков, представленных на аукцион.
Аналогичное постановление размещено на сайте администрации Косинского МО www.kosapermkrai.ru.
В нарушение п. 2, 3 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов не содержало сведений о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, о начальной цене.
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства извещение о проведении аукциона не было размещено вообще, а на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru извещение опубликовано лишь 21.04.2021, после проведения торгов и заключения договоров.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов ведет к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации, и, как следствие, к уменьшению круга участников торгов.
Пунктом 14 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
В соответствии с п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
В соответствии с п. 18 указанной статьи ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
Поскольку все указанные сведения опубликованы не были, суд приходит к выводу, что оспариваемые договоры аренды земельных участков заключены с нарушениями закона, существенно нарушает экономические интересы муниципального образования Косинский муниципальный округ на получение доходов в бюджет муниципального образования от поступлений арендной платы, а также нарушают права неопределенного круга лиц, лишенных возможности принять участие в аукционе и заключить договор аренды.
Таким образом, заключенные ответчиками сделки являются ничтожными.
На основании п. п. 1,2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
При этом оснований для возврата уплаченной обществом арендной платы не имеется, поскольку общество осуществляло пользование участками, а землепользование является платным.
При установленных обстоятельствах, исковые требования подтверждены материалами дела, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При оспаривании двух договоров аренды размер государственной пошлины составляет 12 000 руб. и 3000 руб. государственная пошлина по апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относится на ответчиков в равных долях. Поскольку администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 7500 руб. государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 июня 2023 года по делу N А50П-69/2023 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 11.03.2021 года N 41, заключенный между администрацией Косинского муниципального округа и ОАО "Кочеволес".
Применить последствия недействительности сделки, обязать ОАО "Кочеволес" передать муниципальному образованию Косинский муниципальный округ Пермского края" в лице администрации Косинского муниципального округа Пермского края земельный участок площадью 8652 кв.м, с кадастровым номером 81:02:0611157:265.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 11.03.2021 года N 42 земельного участка с кадастровым номером 81:02:0681153:494, площадью 2834 кв.м, заключенный между администрацией Косинского муниципального округа и ОАО "Кочеволес".
Применить последствия недействительности сделки, обязать ОАО "Кочеволес" передать муниципальному образованию "Косинский муниципальный округ Пермского края" в лице администрации Косинского муниципального округа Пермского края земельный участок площадью 2834 кв.м с кадастровым номером 81:02:0681153:494.
Взыскать с открытого акционерного общества "Кочеволес" (ОГРН 1025903378302, ИНН 8104000225) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе в сумме 7 500 (семь тысяч пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Постоянное присутствие АС Пермского края в г.Кудымкаре.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-69/2023
Истец: Прокуратура Пермского края
Ответчик: Администрация Косинского муниципального округа Пермского края, ОАО "Кочёвлес", ОАО "Кочеволес"
Третье лицо: Кудымкарская городская прокуратура, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд