г. Владивосток |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А51-7906/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-4641/2023
на решение от 22.06.2023
судьи Тихомировой Н.А.
по делу N А51-7906/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Континент" (ИНН 2536333608, ОГРН 1222500011733)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора,
при участии: стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - ответчик, общество, ООО "Континент") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 429 142 050,00 рублей, пени в размере 17 047 802,44 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 заявление удовлетворено частично: с ООО "Континент" в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в размере 401 516 450 рублей, пеня за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 22 809 109 рублей 30 коп., с последующим начислением по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты процентов, от суммы 401 516 450 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также суд взыскал с ООО "Континент" в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 200 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 04.09.2023 исправлена допущенная судом арифметическая опечатка: в 11 абзаце на странице 8, в 3 абзаце на странице 11 решения по делу N А51-7906/2023 от 22.06.2023 сумму подлежащего взысканию утилизационного сбора считать верной 402 135 450 рублей.
Суд определил первый абзац резолютивной части решения по делу N А51-7906/2023 от 22.06.2023 читать в следующей редакции: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Континент" (ИНН 2536333608, ОГРН 1222500011733, дата государственной регистрации 23.05.2022) в доход бюджета Российской Федерации утилизационный сбор в размере 402 135 450 (четыреста два миллиона сто тридцать пять тысяч четыреста пятьдесят) рублей, пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 22 809 109 (двадцать два миллиона восемьсот девять тысяч сто девять) рублей 30 коп., с последующим начислением по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты процентов, от суммы 402.135.450 руб."
Не согласившись с принятым судебным актом, Центральная акцизная таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.06.2023 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможня указывает, что судом первой инстанции необоснованно оказано во взыскании утилизационного сбора и пени в отношении товара N 2 "каток дорожный вибрационный на колесном ходу, бывший в эксплуатации; управляется рядом идущим оператором", задекларированных по ДТ N10009100/140922/3108555 и в отношении товаров N1-3 "самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, б/у, предназначенная для эксплуатация в условиях бездорожья", задекларированных по ДТ N10009100/220922/113363.
Отмечает, что разделом "V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0" Перечня установлено, что утилизационный сбор устанавливается в отношении всех катков дорожных без учета вида движителя (по колесному ходу), типа воздействия на материал (вибрационные) и иных конструктивных признаков.
Также таможенный орган ссылается на ГОСТ 21994-82 "Катки дорожные. Термины и обозначения", ГОСТ 27598-94 "Катки дорожные вибрационные самоходные. Общие технические условия", в которых не придается значению способ приведения катка в движение.
Ввезенные обществом товар "каток дорожный вибрационный на колесном ходу, бывший в эксплуатации; управляется рядом идущим оператором", в том числе исходя из пояснении к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 8429, предназначен для уплотнения асфальтобетонных покрытий и оснований различных типов, в том числе щебеночных, гравийных, шлаковых при строительстве и ремонте дорог. Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, спорный товар является дорожным катком по своему функциональному назначению и по определению.
В отношении товаров N 1-3 "самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, б/у, предназначенная для эксплуатация в условиях бездорожья", задекларированных по ДТ N10009100/220922/113363, таможня указывает, что они согласно характеристикам на колесном ходу, предназначены для транспортировки грузов, имеют открытый кузов с функцией саморазгрузки, не предназначены для движения по дорогам общего пользования, то есть должны облагаться утилизационным сборам, как поименованные в разделе XIX Перечня.
В подтверждение обоснованности взыскания утилизационного сбора по спорным товарам N 2 по ДТ N10009100/140922/3108555 и N1-3 по ДТ N 10009100/220922/113363, таможня ссылается на многочисленную судебную практику Арбитражного суда Приморского края.
Кроме того, обращает внимание суд апелляционной инстанции на допущенную судом арифметическую ошибку при расчете общей суммы утилизационного сбора, подлежащего взысканию с общества.
ООО "Континент" отношение к апелляционной жалобе таможни не выразило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части отказа во взыскании утилизационного сбора, и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее:
В период с сентября по декабрь 2022 года ООО "Континент" на таможенную территорию Таможенного союза ввезло по ДТ N N : 10009100/130922/3108296, 10009100/130922/3108303, 10009100/130922/3108314, 10009100/130922/3108286, 10009100/130922/3108356, 10009100/130922/3108244, 10009100/130922/3108145, 10009100/130922/3108347, 10009100/130922/3108324, 10009100/130922/3108290, 10009100/140922/3108460, 10009100/140922/3108464, 10009100/130922/3108185, 10009100/130922/3108168, 10009100/130922/3108329, 10009100/130922/3108341, 10009100/140922/3108461, 10009100/140922/3108564, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108177, 10009100/140922/3108555, 10009100/180922/3110880, 10009100/190922/3111480, 10009100/180922/3110870, 10009100/200922/3111840, 10009100/180922/3110883, 10009100/190922/3111053, 10009100/200922/3111894, 10009100/220922/3113701, 10009100/230922/3114211, 10009100/230922/3114254, 10009100/220922/3113363, 10009100/200922/3111897, 10009100/220922/3113767, 10009100/230922/3114272, 10009100/220922/3113681, 10009100/031022/3119821, 10009100/031022/3119905, 10009100/031022/3119830, 10009100/041022/3120788, 10009100/041022/3121051, 10009100/141022/3127192, 10009100/141022/3127196, 10009100/141022/3127797, 10009100/201022/3130704, 10009100/241022/3132432, 10009100/141022/3127734, 10009100/311022/3136985, 10009100/261022/3134845, 10009100/081122/3142039, 10009100/091122/3142908, 10009100/101122/3143725, 10009100/101122/3144190, 10009100/161122/3147283, 10009100/171122/3148113, 10009100/211122/3150049, 10009100/221122/3150732, 10009100/171122/3147958, 10009100/211122/3149861, 10009100/051222/3159294, 10009100/121222/3164083, 10009100/140922/3108593, 10009100/180922/3110875, 10009100/200922/3111838, 10009100/180922/3110892, 10009100/200922/3111841, 10009100/180922/3110888, 10009100/190922/3111064, 10009100/220922/3113259, 10009100/220922/3113743, 10009100/230922/3114250, 10009100/230922/3114266, 10009100/190922/3111029, 10009100/220922/3113720, 10009100/220922/3113794, 10009100/230922/3114821, 10009100/041022/3120740, 10009100/031022/3119787, 10009100/051022/3121737, 10009100/290922/3117886, 10009100/051022/3121541, 10009100/141022/3127191, 10009100/141022/3127185, 10009100/141022/3127187, 10009100/181022/3129828, 10009100/241022/3132436, 10009100/251022/3133407, 10009100/261022/3134798, 10009100/311022/3136835, 10009100/311022/3137722, 10009100/091122/3143058, 10009100/091122/3143215, 10009100/101122/3143726, 10009100/101122/3143730, 10009100/161122/3147308, 10009100/171122/3148073, 10009100/161122/3147315, 10009100/221122/3150804, 10009100/231122/3151924, 10009100/051222/3159302, 10009100/051222/3159303, 10009100/130922/3108257, 10009100/180922/3110885, 10009100/140922/3108538, 10009100/200922/3111839, 10009100/180922/3110882, 10009100/180922/3110890, 10009100/190922/3111120, 10009100/220922/3113278, 10009100/220922/3113844, 10009100/230922/3114251, 10009100/230922/3114380, 10009100/190922/3111194, 10009100/220922/3113725, 10009100/230922/3114262, 10009100/280922/3117406, 10009100/041022/3120737, 10009100/031022/3119767, 10009100/031022/3119959, 10009100/031022/3119736, 10009100/071022/3122851, 10009100/141022/3127181, 10009100/141022/3127182, 10009100/141022/3127189, 10009100/131022/3126968, 10009100/201022/3130617, 10009100/251022/3133410, 10009100/261022/3134829, 10009100/261022/3134829, 10009100/021122/3139271, 10009100/021122/3138734, 10009100/101122/3143724, 10009100/101122/3143727, 10009100/151122/3146590, 10009100/171122/3148003, 10009100/161122/3147253, 10009100/221122/3150723, 10009100/221122/3150804, 10009100/251122/3153264, 10009100/021222/3158018, 10009100/131222/3164847 следующие транспортные средства:
1. погрузчик с вилочным захватом, на колесном ходу, б/у;
2. экскаватор на гусеничном ходу полноповоротный гидравлический б/у
3. трактор для сельскохозяйственных работ на колесном ходу б/у;
4. вилочный погрузчик на колесном ходу, б/у;
5. каток дорожный вибрационный на колесном ходу, б/у;
6. оборудование для общественных работ, строительства, б/у;
7. мини-экскаватор на гусеничном ходу полноповоротный гидравлический, б/у;
8. электрический вилочный погрузчик на колесном ходу, б/у;
9. малогабаритный трактор с фрезой для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, б/у;
10. трактор для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, б/у;
11. самоходная тележка на гусеничном ходу, б/у;
12. самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, б/у;
13. снегоход на гусеничном ходу, б/у;
14. фронтальный погрузчик на гусеничном ходу с эскаваторной установкой, б/у;
15. погрузчик одноковшовый фронтальный на колесном ходу, б/у;
16. трактор на колесно-гусеничном ходу для сельскохозяйственных работ, б/у;
17. трактор на гусеничном ходу для сельскохозяйственных работ, б/у;
18. гоночный автомобиль(карт) на колесном ходу, б/у;
19. трактор с ковшом и фрезой для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, б/у;
20. самоходный кран на колесном ходу, б/у;
21. трактор с фрезой для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, б/у;
Указанные товары по ДТ классифицированы декларантом в подсубпозиции 8427201909, 8429521001, 87019105000, 8429401000, 8479100000, 8427101000, 8701925000, 8704101080, 8703101100, 842951990, 8701300009, 8703219093, 8429401000, 8426410007.
В ходе контрольных мероприятий, установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмами от 11.10.2022 N 13-12/24717, от 12.10.2022 N 13-12/24853, от 12.10.2022 N 13-12/24941, от 14.10.2022 N 13-12/25086, от 19.10.2022 N 13-12/25527, от 25.10.2022 N 13-12/25967, от 26.10.2022 N 13-12/26135, от 27.10.2022, N 13- 12/26187, от 28.10.2022 N 13-12/26382, от 02.11.2022 N 13-12/26845, от 7.11.2022 N 13-12/27123, от 15.11.2022 N 13-12/27767, от 21.11.2022 N 13-12/28272, от 24.11.2022 N 13-12/28535, от 02.12.2022 N 13-12/29492, от 08.12.2022 N 13-12/29956, от 13.12.2022 N 13-12/30352, от 14.12.2022 N 13-12/30529, от 15.12.2022 N 13-12/30683, от 19.12.2022 N 13-12/30940, от 21.12.2022 N 13-12/31241, от 26.12.2022 N 13-12/31607, от 28.12.2022 N 13-12/31897, от 09.01.2023 N 13-12/00072, от 11.01.2023 N 13-12/00320, направленными в адрес общества, таможней последнему предложено уплатить утилизационный сбор в размере 429 142 050, 00 руб., а также пени, рассчитанные по состоянию на дату направления уведомления.
Поскольку общество не уплатило утилизационный сбор по спорным ДТ, таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм утилизационного сбора и пени, которое обжалуемым решением частично удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит изменению либо отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Как следует из пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие указанных нормоположений Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
На основании пункта 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), в числе прочего расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним; копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Таможенный орган в соответствии с пунктом 13 Правил N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Как установлено судом и не оспорено декларантом, в установленный срок после выпуска транспортных средств общество не представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, и не произвело уплату утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику.
При этом оценивая возражения таможенного органа в части отказа во взыскании утилизационного сбора и пени в отношении товара N 2 "каток дорожный вибрационный на колесном ходу, бывший в эксплуатации; управляется рядом идущим оператором", задекларированных по ДТ N10009100/140922/3108555, суд пришел к следующим выводам.
Для целей расчета размера утилизационного сбора, согласно Перечню, учитывается номинальная мощность силовой установки и объем двигателя самоходной машины. Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Согласно разделу V перечня Машины трамбовочные и катки дорожные, классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0, мощностью силовой установки менее 40 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора- 9,86; мощностью силовой установки не менее 40 л.с., и менее 80 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора- 15.
Из материалов дела судом установлено, что о годе выпуска и мощности силовой установки рассматриваемых самоходных машин, таможенный орган заключил, что в отношении спорных товаров, заявленных в ДТ N 10009100/140922/3108555, подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 552 000 рублей.
Однако, из совокупного содержания положений пунктов 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Как верно отмечено судом первой инстанции, утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах.
В частности, в рассматриваемом случае таможенным органом не учтено, что Перечень N 81 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. В названный Перечень согласно разделу V включены "Катки дорожные", классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0.
Таким образом, разделом V Перечня N 81 утилизационный сбор установлен исключительно для катков дорожных. В свою очередь товар N 2, заявленный в спорной декларации, под названную категорию не подпадают.
Коллегия учитывает, что код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень. В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8429401000, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к дорожным каткам, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
В свою очередь, доказательств того, что спорные самоходные машины предназначены для дорожных работ в материалы дела таможенным органом не представлено.
Таким образом, учитывая, что спорная техника не предназначена для дорожных работ и не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне N 81, то есть не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, критериям, установленным в данном Перечне, суд приходит к выводу о том, что в отношении ввезенных обществом товара N 2, задекларированных по ДТ N10009100/140922/3108555, утилизационный сбор не установлен и уплате не подлежит.
Следовательно, арбитражным судом правомерно сделан вывод о том, что заявленные требования о взыскании утилизационного сбора в отношении товара N 2, задекларированных по ДТ N10009100/140922/3108555, в сумме 552 000 руб. и начисленных за неуплату утилизационного сбора пеней в размере 25 530 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Также апелляционной коллегий рассмотрены доводы таможенного органа в части отказа суда во взыскании неуплаченного утилизационного сбора и пени в отношении товаров N 1-3 "самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, б/у, предназначенная для эксплуатация в условиях бездорожья", задекларированных по ДТ N 10009100/220922/113363.
Согласно разделу XIX перечня самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, классифицируемые по коду 8704 10, мощностью силовой установки менее 650 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет, применяется коэффициент расчета размера утилизационного сбора- 51,12.
Исходя из сведений, заявленных при декларировании, о годе выпуска и мощности силовой установки рассматриваемых самоходных машин, таможенный орган заключил, что в отношении спорных товаров N 1-3, заявленных в ДТ N 10009100/220922/113363, подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 26 454 600 рублей.
Из совокупного содержания положений пунктов 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах.
В частности, в рассматриваемом случае таможенным органом не учтено, что Перечень N 81 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
В названный Перечень согласно разделу XIX включены "Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья", классифицируемые по коду 8704 10.
Таким образом, разделом XIX Перечня N 81 утилизационный сбор установлен исключительно для самосвалов. В свою очередь товары N 1-3, заявленные в спорных декларациях, под названную категорию не подпадают.
При этом коллегия учитывает, что код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень. В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8704101080, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к самосвалам, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
При указанных обстоятельствах заявленные требования о взыскании утилизационного сбора в отношении товаров 1-3, задекларированных по ДТ N 10009100/220922/113363, в сумме 26 454 600 руб. и начисленных за неуплату утилизационного сбора пеней в размере 1 177 229,70 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В этой связи, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Перечня N 81, с учетом подлежащих применению базовой ставки и коэффициентов, принимая во внимание описание товаров в графе 33 по спорным ДТ, пришел к выводу о правомерности заявленных таможней требований о взыскании с общества 402 135 450 руб. неуплаченного утилизационного сбора.
Ссылка таможни на допущенную судом первой инстанции арифметическую ошибку: при расчете окончательной суммы подлежащего взысканию утилизационного сбора судом была допущена арифметическая ошибка, вместо подлежащей взысканию суммы в размере 402 13.450 руб. судом ошибочно принята сумма 401 516 450 руб., подлежит отклонению, поскольку на основании части 3 статьи 179 АПК РФ допущенная ошибка самостоятельно исправлена судом путем вынесения определения от 04.09.2023.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
Обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
Таким образом, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Суд первой инстанции, проверив расчет пени, пришёл к выводу о том, что расчет пени по части спорных ДТ должен производиться в ином порядке исходя из следующего.
Выпуск товара по ДТ N N 10009100/130922/3108145, 10009100/130922/3108185, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108168, 10009100/130922/3108177 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 16.09.2022, по ДТ N10009100/130922/3108257 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 17.09.2022, по ДТ NN 10009100/190922/3111064, 10009100/220922/3113844, 10009100/230922/3114254 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 24.09.2022, по ДТ NN 10009100/200922/3111894, 10009100/220922/3113259, 10009100/230922/3114211, 10009100/230922/3114250, 10009100/230922/3114266 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 23.09.2022, по ДТ NN 10009100/051022/3121737, 10009100/031022/3119959, 10009100/031022/3119830, 10009100/290922/3117886, 10009100/031022/3119736, 10009100/041022/3120788 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 07.10.2022, по ДТ NN 10009100/141022/3127191, 10009100/141022/3127181, 10009100/141022/3127192, 10009100/141022/3127185, 10009100/141022/3127182, 10009100/141022/3127196 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 14.10.2022, по ДТ NN 10009100/181022/3129828, 10009100/131022/3126968 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 21.10.2022, по ДТ NN 10009100/021122/3138734, 10009100/101122/3143726 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 12.11.2022, по ДТ NN 10009100/091122/3142908, 10009100/091122/3143215, 10009100/101122/3143724, 10009100/101122/3143725, 10009100/101122/3143727, 10009100/101122/3144190 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 11.11.2022, по ДТ N 10009100/171122/3148113 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 18.11.2022, по ДТ NN 10009100/161122/3147315, 10009100/171122/3147958 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 25.11.2022, по ДТ N 10009100/051222/3159303, в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 09.12.2022.
Соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны были быть представлены декларантом по ДТ N 10009100/130922/3108145, 10009100/130922/3108185, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108168, 10009100/130922/3108177 в период с 17.09.2022 по 01.10.2022, по ДТ N 10009100/130922/3108257 в период с 18.09.2022 по 02.10.2022, по ДТ N N 10009100/190922/3111064, 10009100/220922/3113844, 10009100/230922/3114254 в период с 25.09.2022 по 09.10.2022, по ДТ NN 10009100/200922/3111894, 10009100/220922/3113259, 10009100/230922/3114211, 10009100/230922/3114250, 10009100/230922/3114266 в период с 24.09.2022 по 08.10.2022, по ДТ NN 10009100/051022/3121737, 10009100/031022/3119959, 10009100/031022/3119830, 10009100/290922/3117886, 10009100/031022/3119736, 10009100/041022/3120788 в период с 08.10.2022 по 22.10.2022, по ДТ NN 10009100/141022/3127191, 10009100/141022/3127181, 10009100/141022/3127192, 10009100/141022/3127185, 10009100/141022/3127182, 10009100/141022/3127196 в период с 14.10.2022 по 29.10.2022, по ДТ NN 10009100/181022/3129828, 10009100/131022/3126968 в период с 22.10.2022 по 29.10.2022, по ДТ NN 10009100/021122/3138734, 10009100/101122/3143726 в период с 13.11.2022 по 27.11.2022, по ДТ NN 10009100/091122/3142908, 10009100/091122/3143215, 10009100/101122/3143724, 10009100/101122/3143725, 10009100/101122/3143727, 10009100/101122/3144190 в период с 12.11.2022 по 26.11.2022, по ДТ N 10009100/171122/3148113 в период с 19.11.2022 по 03.12.2022, по ДТ NN 10009100/161122/3147315, 10009100/171122/3147958 в период с 26.11.2022 по 10.12.2022, по ДТ N 10009100/051222/3159303 в период с 10.12.2022 по 24.12.2022.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что последний день срока по всем вышеуказанным ДТ выпадает на выходной день. При этом, ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков.
Согласно части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
При таких обстоятельствах, применение судом первой инстанции по аналогии порядка исчисления срока, предусмотренного как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, судебная коллегия признаёт правильным.
Делая данный вывод, суд обоснованно принял во внимание принцип универсальности воли законодателя, а также то, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не являет налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Принимая во внимание дату выпуска товаров по ДТ N N 10009100/130922/3108145, 10009100/130922/3108185, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108201, 10009100/130922/3108168, 10009100/130922/3108177, судом установлено, что датой начала периода для расчета является 04.10.2022, по ДТ N10009100/130922/3108257 датой начала периода для расчета является 04.10.2022, по ДТ NN 10009100/190922/3111064, 10009100/220922/3113844, 10009100/230922/3114254 датой начала периода для расчета является 11.10.2022, по ДТ NN 10009100/200922/3111894, 10009100/220922/3113259, 10009100/230922/3114211, 10009100/230922/3114250, 10009100/230922/3114266 датой начала периода для расчета является 11.10.2022, по ДТ NN 10009100/051022/3121737, 10009100/031022/3119959, 10009100/031022/3119830, 10009100/290922/3117886, 10009100/031022/3119736, 10009100/041022/3120788 датой начала периода для расчета является 25.10.2022, по ДТ NN 10009100/141022/3127191, 10009100/141022/3127181, 10009100/141022/3127192, 10009100/141022/3127185, 10009100/141022/3127182, 10009100/141022/3127196 датой начала периода для расчета является 01.11.2022, по ДТ NN 10009100/181022/3129828, 10009100/131022/3126968 датой начала периода для расчета является 08.11.2022, по ДТ NN 10009100/021122/3138734, 10009100/101122/3143726 датой начала периода для расчета является 29.11.2022, по ДТ NN 10009100/091122/3142908, 10009100/091122/3143215, 10009100/101122/3143724, 10009100/101122/3143725, 10009100/101122/3143727, 10009100/101122/3144190 датой начала периода для расчета является 29.11.2022, по ДТ N 10009100/171122/3148113 датой начала периода для расчета является 06.12.2022, по ДТ NN 10009100/161122/3147315, 10009100/171122/3147958 датой начала периода для расчета является 13.12.2022, по ДТ N 10009100/051222/3159303 датой начала периода для расчета является 27.12.2022
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию пени по спорным ДТ всего в размере 22 809 109,30 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования таможни частично, взыскал с общества утилизационный сбор в размере 402 135 450 руб. и пени в размере 22 809 109,30 руб., рассчитанной на дату вынесения решения.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора.
Ссылку апеллянта на судебную практику суд апелляционной инстанции отклоняет, как не имеющую преюдициального значения для данного дела. Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 по делу N А51-7906/2023 (с учетом определения от 04.09.2023 об исправлении опечатки) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7906/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "КОНТИНЕНТ"
Третье лицо: Арбитражный суд Приморского края