г. Вологда |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А44-693/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 мая 2023 года по делу N А44-693/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (ИНН 5321100694, ОГРН 1045300293411; адрес: 173002, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17; далее - Управление Росеестра) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (ИНН 5321134051, ОГРН 1095321003030, 173004, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Фёдоровский ручей, д. 6; далее - Теруправление) о возложении на ответчика обязанности принять в казну Российской Федерации нежилое помещение с кадастровым номером 53:18:0010418:69, общей площадью 42,7 кв. м, расположенное по адресу: Новгородская обл., п. Хвойная, ул. Советская, д. 4, РНФИ П 13540000754.
Решением суда от 25 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Теруправление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. В случае отказа от права оперативного управления требуется проведение осмотра помещения, предложение данного помещения заинтересованным лицам. Судом установлен неразумный срок для принятия нежилого помещения.
Кроме того, Теруправление в апелляционной жалобе заявило ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы отказать.
Рассмотрев материалы дела, доводы ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд апелляционной инстанции определил восстановить срок подачи апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение с кадастровым номером 53:18:0010418:69, общей площадью 42,7 кв. м, расположенное по адресу: Новгородская обл., п. Хвойная, ул. Советская, д. 4, РНФИ П 13540000754, является собственностью Российской Федерации и закреплено за Управлением Росреестра на праве оперативного управления, право оперативного управления на данное имущество зарегистрировано за истцом 21.04.2014, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 06.09.2022 (листы дела 11-14).
Указанное имущество использовалось Управлением Росреестра в своей деятельности, связанной с оказанием государственных услуг.
Письмом от 14.09.2022 N 03-00974/22 Росреестр согласовал Управлению Росреестра по Новгородской области отказ от права оперативного управления на нежилое помещение площадью 42,7 кв. м с кадастровым номером 53:18:0010418:69, расположенное по адресу: Новгородская обл., п. Хвойная, ул. Советская, д. 4 (лист дела 10).
Поскольку необходимость в использовании указанного нежилого помещения отпала, Управление Росреестра письмом от 14.10.2022 обратилось в Теруправление с заявлением об отказе от права оперативного управления на указанное нежилое помещение. Аналогичное обращение повторно направлено в адрес ответчика 07.02.2023 (листы дела 8-9).
Ответ на данные обращения Теруправление в адрес истца не направило; вопрос о принятии нежилого помещения в казну Российской Федерации не разрешило.
Полагая, что непринятие в казну Российской Федерации имущества, не используемого Управлением Росреестра, противоречит полномочиям в сфере деятельности истца, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованного объекта недвижимости за счет бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ.
Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ Управления Росреестра от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 465 (далее - Положение), следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, также относится к компетенции Теруправления в силу пункта 4.1.21 Положения.
Материалами дела подтверждено, что закрепленный за истцом объект недвижимого имущества им не эксплуатируется; иная заинтересованность в недвижимом имуществе отсутствует; согласование прекращения права оперативного управления на объект недвижимости истцом получено.
При указанных обстоятельствах, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Управления Росреестра; отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Установленный судом срок для принятия имущества в казну, вопреки утверждения ответчика, является разумным и достаточным.
Кроме того, согласно информации предоставленной Управлением Росреестра, решение суда в настоящий момент исполнено, акт приема-передачи имущества подписан, право оперативного управления погашено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 мая 2023 года по делу N А44-693/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-693/2023
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Ответчик: МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд