г. Хабаровск |
|
11 сентября 2023 г. |
А16-827/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Захаров М.А., по доверенности от 21.12.2022 N 134;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кочетыговой Ольги Владимировны; главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раскиной Алены Викторовны; Еврейской автономной области в лице департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кочетыговой Ольги Владимировны; главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раскиной Алены Викторовны
на решение от 20.06.2023
по делу N А16-827/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кочетыговой Ольги Владимировны; главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раскиной Алены Викторовны
к Еврейской автономной области в лице департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области; Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
о взыскании 4 013 070 руб.
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кочетыгова Ольга Владимировна (далее - Кочетыгова О.В.), глава крестьянского (фермерского) хозяйства Раскина Алена Викторовна (далее - Раскина А.В.) обратились в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент) о взыскании 4 013 070 руб. ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, из которых: 511 570 руб. - в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кочетыговой Ольги Владимировны; 3 501 500 руб. - в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раскиной Алены Викторовны.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
Решением суда от 20.06.2023 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Кочетыгова О.В. и Раскина А.В. заявили апелляционную жалобу. В обоснование жалобы приводят доводы о том, что на них распространяется действие Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера" (далее - Правила N 1441). Выражают несогласие с выводом суда об обязательном страховании защиты истцами своих интересов и невозможности в связи с этим получить возмещение ущерба, причиненного им в результате чрезвычайной ситуации. Указывают на то, что в законе отсутствует указание на обязательное страхование. Просят решение отменить, заявленное исковое требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда, а также в представленных возражениях на жалобу представитель Минсельхоза России выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Минсельхоза России, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 N 284-рг на территории Еврейской автономной области введен режим чрезвычайной ситуации.
Актами обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 07.10.2020 N 19бр, от 08.10.2020 N 28бр определен характер стихийного бедствия - сильное переувлажнение почвы в период уборки с 01.08.2020 по 20.08.2020, с 25.08.2020 по 11.09.2020 в течение 36 дней (19 и 17); высокие уровни воды категории НЯ рек Бира, Икура, Кирга и др. - погибли сельскохозяйственные культуры - соя.
Согласно актам обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера N 17-бр от 06.10.2020, 13-бр от 05.10.2020 определен характер стихийного бедствия-сильное переувлажнение почвы в период уборки с 01.08.2020 по 20.08.2020, с 25.08.2020 по 11.09.2020 в течение 36 дней (19 и 17); высокие уровни воды категории НЯ рек Бира, Икура, Кирга и др. Пойма р. Бира; устьевые участки рек, озер, проток Биробиджанского районов (протоки Головинская, Петровская и др.) впадающие в Амур ниже устья р. Сунгари, находились в подпоре вызывая затопление дорог, мостов, хозяйственных объектов, расположенных в пойме. Высокие уровни воды категории НЯ рек Б. Бира, Икура, Кирга и др. - погибли сельскохозяйственные культуры - соя.
Общая сумма материального ущерба главы КФХ Кочетыговой О.В. составила 511,57 тыс. рублей, главы КФХ Раскиной А.В. - 3 501,75 тыс. рублей.
Комиссией приняты решения: размер затрат, связанных с гибелью сельскохозяйственных культур, за счет средств местного/ регионального бюджета покрыть - 0,0 тысяч рублей.
Правительство Еврейской автономной области, рассмотрев коллективное обращение сельскохозяйственных товаропроизводителей Биробиджанского района по вопросу выплаты компенсации в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, письмом от 19.02.2021 N 04-17/71 сообщило, что после рассмотрения обращения губернатора ЕАО на имя Председателя Правительства РФ с просьбой оказать содействие в решении вопроса о выделении бюджету Еврейской автономной области межбюджетного трансферта из федерального бюджета на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, на имя губернатора Еврейской автономной области поступил ответ за подписью первого заместителя Министра сельского хозяйства Хатуова Д.Х., в котором было сказано, что отдельные решения и поручения Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации в части компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2020 году, которые не обеспечили в установленном порядке страховую защиты своих имущественных интересов, в Минсельхоз России не поступало. В связи с этим межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, не выделялись.
Получив отказ в компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, главы крестьянских (фермерских) хозяйств Кочетыгова О.В., Раскина А.В. обратились в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу подпункта "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти.
При этом размер резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, должен обеспечивать покрытие непредвиденных расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и не может превышать 3 процента, утвержденного указанными законами общего объема расходов соответствующего бюджета.
То есть, органы государственной власти субъекта уполномочены принимать решения о выделении из бюджетов своих субъектов денежных средств для компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на своих территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила N 1441), которыми установлен порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - иные межбюджетные трансферты).
Согласно пункту 2(1) Правил N 1441 иные межбюджетные трансферты предоставляются на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности обеспечения страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъекте Российской Федерации - по решениям Правительства Российской Федерации, принимаемым по отдельным субъектам Российской Федерации, на основании обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 2 (2) Правил N 1441).
В настоящем спорном случае губернатор Еврейской автономной области обращался к Председателю Правительства Российской Федерации (письма от 24.11.2020 N 03-14/12312, от 01.12.2020 N 03-11/12579) с просьбой оказать содействие в решении вопроса о выделении бюджету Еврейской автономной области межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 136 303, 66 тыс. рублей на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям области ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году.
При этом в ответе на обращение губернатора ЕАО сообщалось, что отдельные решения и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации в части компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2020 году, которые не обеспечили в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, не принимались.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в пункте 2(1) Правил N 1441 установлена зависимость межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации от наличия страховой защиты у пострадавших сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены основания для внесения в 2020 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в виде распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на 2020 год в объеме 2 513 666,9 тыс. рублей, на 2021 год в объеме 2 513 666,9 тыс. рублей и на 2022 год в объеме 2 513 666,9 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия возможности обеспечения страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъекте Российской Федерации - на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации по отдельным субъектам Российской Федерации, принимаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, доказательств принятия главами КФХ Кочетыговой О.В. и Раскиной А.В. мер по страховой защите своих интересов в материалы дела не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20.06.2023 по делу N А16-827/2022 оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.