г. Киров |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А31-9174/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Колос"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2023 по делу N А31-9174/2022
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Костромы "Костромагорводоканал" (ИНН 4401000622; ОГРН 1024400535356)
к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН 4414010674; ОГРН 1054477629601)
третьи лица: администрация Костромского муниципального района Костромской области, лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Колос" (ИНН 4414000884, ОГРН 1024402235395),
о признании недействительным постановления от 23.05.2022 N 40,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Костромы "Костромагорводоканал" (далее - заявитель, Предприятие, МУП "Костромагорводоканал") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - ответчик, администрация Минского сельского поселения) о признании недействительным постановления от 23.05.2022 N 40 "О временном эксплуатационном обслуживании бесхозяйных объектов водоотведения на территории Минского сельского поселения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костромского муниципального района Костромской области, лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Колос" (далее - Учреждение, ЛПУ "Санаторий "Колос").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЛПУ "Санаторий "Колос" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда о принадлежности сетей ЛПУ "Санаторий "Колос" не соответствует обстоятельствам дела, не подтвержден документально. ЛПУ "Санаторий "Колос" указывает, что оно использует имущественный комплекс санатория на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 30.06.2003; согласно приложению к указанному договору в оперативное управление Учреждению передавались наружные сети водопровода и канализации, а также очистные сооружения (коллектор) а пределах огороженной территории санатория.
МУП "Костромагорводоканал" в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами ЛПУ "Санаторий "Колос", просило оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрацией Минского сельского поселения 23.05.2022 принято постановление N 40 "О временном эксплуатационном обслуживании бесхозяйных объектов водоотведспия на территории Минского сельского поселения".
Посчитав, что указанный выше акт содержит положения, нарушающие права заявителя, поскольку возлагает на него обязанности по эксплуатационному обслуживанию и содержанию сети водоотведения, находящейся за пределами муниципального образования, МУП "Костромагорводоканал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931).
Пунктом 3 Порядка N 931 закреплено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В силу пункта 5 Порядка N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Положениями части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Поскольку спорный участок сети водоотведения расположен на территории Минского сельского поселения, администрацией Минского сельского поселения канализационный самотечный коллектор протяженностью 1249 м, расположенный по адресу: Костромской район, Минское сельское поселение, ЛПУ "Колос, ОАО "Костромской речной порт", постановлен на учет в Росреестре КО с кадастровым номером 44:00:000000:13664, о чем в адрес администрации Минского сельского поселения направлено уведомление.
Указанные обстоятельства следуют из представленного в материалы дела протокола от 18.05.2022 N 1 об обслуживании бесхозяйных сетей водоотведения, расположенных в м.Колос Минского сельского поселения Костромского муниципального района.
Факт определения МУП "Костромагорводоканал" гарантирующей организаций для централизованных сетей холодного водоснабжения и водоотведения на территории Минского сельского поселения постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 11.10.2019 N 2312 стороны, третьи лица не оспаривают.
Однако при вынесении оспариваемого постановления от 23.05.2022 N 40 о временном эксплуатационном обслуживании бесхозяйных объектов водоотведения на территории Минского сельского поселения ответчик не учел следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения вопросы водоснабжения населения и водоотведения не относятся.
Частью 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Частью 1.1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Законом Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения" иного не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не имела полномочий по определению в качестве организации для содержания и обслуживания сетей МУП г. Костромы "Костромагорводоканал".
При таких обстоятельствах в решении сделан правильный вывод о том, что постановление администрации от 23.05.2022 N 40 является недействительным в связи с нарушением процедуры определения организации для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей.
Поскольку вопрос о наличии оснований для возложения на гарантирующую организацию МУП "Костромагорводоканал" обязанностей по содержанию и обслуживанию канализационного самотечного коллектора с кадастровым номером 44:00:00000:13664 не был предметом оценки уполномоченного органа (органа местного самоуправления муниципального района), аргументы Учреждения в части наличия оснований для признания рассматриваемого объекта бесхозяйным подлежат отклонению.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае постановление ответчика от 23.05.2022 N 40 противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении им норм действующего законодательства.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2023 по делу N А31-9174/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрация Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ее заявитель по платежному поручению от 12.07.2023 N 469 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, плательщику надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2023 по делу N А31-9174/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Колос" - без удовлетворения.
Возвратить лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Колос" (ИНН 4414000884, ОГРН 1024402235395) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.07.2023 N 469.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-9174/2022
Истец: МУП ГОРОДА КОСТРОМЫ "КОСТРОМАГОРВОДОКАНАЛ"
Третье лицо: Администрация Костромского муниципального района, ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ "КОЛОС"", АДМИНИСТРАЦИЯ МИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ