город Самара |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А55-16047/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от инспекции - Варламова Т.С., доверенность от 30 сентября 2022 года; Дикарев А.Г., доверенность от 03 июля 2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2023 года по делу N А55-16047/2023 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс Солнечный" (ИНН 6382075599, ОГРН 11763130711296), с. Подстепки Самарской области,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ИНН 6317038043, ОГРН 1036300665532), г. Самара,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс Солнечный" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция, административный орган), о признании незаконным постановления N 104415/1 от 19.04.2023 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ к штрафу в размере 250 000 руб.
Решением суда от 28.07.2023 г. заявление общества удовлетворено.
Инспекция, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, о чем в судебном заседании просили и представители инспекции.
Заявитель, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области, 06.03.2023 г. была проведена проверка, в ходе которой административный орган выявил факт нарушения со стороны ООО "ЖК Солнечный" жилищного законодательства в части правомерности начисления платы в платежных документах за октябрь и ноябрь 2022 г. по адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, кв. 5, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46 за электроснабжение, потребленное в периоде с августа 2020 г. по август 2021 г. многоквартирными домами при самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отоплению проведена внеплановая документарная проверка.
По данному факту административным органом в отношении общества был составлен протокол N 104415/1 от 29.03.2022 г. об административном правонарушении, а постановлением N 104415/1 от 19.04.2023 г., общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ к штрафу в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества, исходя из следующего.
Частью 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.
ООО "ЖК Солнечный" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии N 063000468 от 28.11.2017 г.
Многоквартирный дом по адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, оборудован индивидуальными тепловыми пунктами для самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).
Согласно п. 54 и 55 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.
В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
По адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, кв. 5, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, согласно платежным документам с декабря 2020 г. по август 2021 г. начисление платы за электроснабжение, потребленное в периоде с декабря 2020 г. по август 2021 г. при самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не производилось.
Коммунальная услуга по горячему водоснабжению по адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, кв. 5, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 35, 36, 37, 385J39, 42, 43, 44, 45, 46, с декабря 2020 г. по август 2021 г. ООО "ЖК Солнечный" фактически предоставлялась.
ООО "ЖК Солнечный" в платежных документах за октябрь и ноябрь 2022 г. по указанному адресу произведено начисление платы за период не начисления платы за электроснабжение, в том числе потребленное при самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе анализа платежных документов за октябрь и ноябрь 2022 г. по адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, кв. 5, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, и разъяснений, полученных от ООО "ЖК Солнечный", установлено, что ООО "ЖК Солнечный" произведено начисление платы за электроснабжение, потребленное при самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, за период с августа 2020 г. по август 2021 г. исходя из размера общей площади помещений в нарушение требований п. 54 Правил N 354.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (п. 1 Правил N 416).
В силу п. 2 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.п. "ж" п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу п.п. "а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Таким образом, требования к порядку расчета платы за коммунальные услуги, являются лицензионными требованиями. Соответственно указанные нарушения жилищного законодательства являются нарушением лицензионных требований.
Факт совершения ООО "ЖК Солнечный" административного правонарушения по адресу: Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, кв. 5, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 названного Кодекса, составляет 2 месяца.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения правонарушения, а не с момента обнаружения, как ошибочно указывает административный орган.
Принимая во внимание, что событие вмененного в вину заявителю правонарушения заключается в неправомерном начислении платы за электроснабжение, которое было произведено в платежных документах за октябрь и ноябрь 2022 г., суд обоснованно пришел к выводу о том, что срок привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления (19.04.2023 г.) истек.
В силу положений ч. 1 ст. 4.5. и п. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, суд правильно указал, что административным органом в один день - 19.04.2023 г. в отношении заявителя было вынесено 2 постановления о назначении административного наказания N 104380/1 и N 104415/1.
При этом в обоих случаях заявитель привечен к административной ответственности за неправомерное начисление платы за электроснабжение в многоквартирном доме по адресу Ставропольский район, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11.
В обоих случаях в платежных документах за октябрь и ноябрь 2022 г. производились доначисления за электроснабжение, потребленное при самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с декабря 2020 г. по август 2021 г.
Таким образом, и как следует из материалов дела, общество, будучи привлеченным к ответственности постановлением о назначении административного наказания N 104380/1 от 19.04.2023 г. за нарушение лицензионных требований, выразившихся в неправомерном начисление платы за электроснабжение в многоквартирном доме по адресу: Ставропольский район, с. Подстепки, ул. Школьная, д. 11, было повторно привлечено к административной ответственности за то же деяние постановлением N 104415/1 от 19.04.2023 г.
Согласно ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2023 года по делу N А55-16047/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16047/2023
Истец: ООО "ЖК Солнечный"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области