г. Тула |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А68-4576/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дайнеко М.М., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2023 по делу N А68-4576/2023 (судья Е.В. Горькова), принятое в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Технодор" (ИНН 7202243200, ОГРН 1137232009661) к ГУ Тульской области "Тулаупрадор" (ИНН 7107081622, ОГРН 1047101125730) о взыскании пени по контракту N0366200035621001415_51192 от 23.04.2021 за период с 17.01.2022 по 09.12.2022 в размере 193 789 руб.19 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 6 814 руб.,
УСТАНОВИЛ:
решением суда от 13.07.2023 иск удовлетворен частично, взысканы пени в сумме 84 745 руб.74 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 980 руб. Ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, полагает, что взысканная судом неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства и подлежит уменьшению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Как следует из материалов дела между ГУ ТО "Тулаупрадор" (далее также - "заказчик", "ответчик") и ООО "Технодор" (далее также - "подрядчик", "истец") заключен государственный контракт N 0366200035621001415 51192 от 23.04.2021 (далее - "контракт") на выполнение работ по разработке проектной документации "Реконструкция мостового перехода через р. Волоть на км 17+990 автомобильной дороги Тула-Ленинский в Ленинском районе Тульской области".
Ранее Арбитражным судом Тульской области рассмотрено дело N А68-493/2022 по иску ООО "Технодор" к ГУ ТО "Тулаупрадор" о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту N 0366200035621001415 51192 от 23.04.2021 в размере 2 370 510 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.07.2022 исковые требования ООО "Технодор" удовлетворены, с ГУ ТО "Тулаупрадор" взысканы денежные средства в размере 2 370 510 руб. и расходы по уплате государственной пошлины. Апелляционной и кассационной инстанциями решение суда оставлено без изменения.
05.11.2021 письмом N 494/21 подрядчик сдал заказчику результат выполненных по контракту работ согласно накладной N 17/21. 18.11.2021 письмом N 505/21 подрядчиком в адрес заказчика были направлены ответы на замечания, изложенные в мотивированном отказе от согласования проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также направлен повторно полный комплект проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта, заказчик, получивший от подрядчика проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий, производит их проверку в течение 10 (десяти) рабочих дней и, при отсутствии недостатков в ней, подписывает и возвращает подрядчику акт согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий.
Пунктом 3.5 контракта предусмотрено, что в случае, если заказчик в предусмотренный контрактом срок не произвел проверку проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий, не возвратил подрядчику подписанный со своей стороны акт согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий или не направил мотивированный отказ от согласования, данный акт считается подписанным заказчиком, а проектная документация и отчеты по результатам инженерных изысканий - согласованными.
Таким образом, переданная проектная документация и отчеты по результатам инженерных изысканий считаются согласованными заказчиком 02.12.2021.
Пунктом 3.6 контракта установлено, что заказчик не позднее 10 (десяти) рабочих дней после подписания сторонами акта согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий передает проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы в учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Однако, заказчик не передал проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий для прохождения государственной экспертизы.
Пунктом 3.7 контракта предусмотрено, что в случае, если заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания акта согласования проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий не представит проектную документацию и отчеты по результатам инженерных изысканий для проведения государственный экспертизы, стороны договорились считать, что заказчик осуществил окончательную приемку проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий, подписал акт сдачи-приемки выполненных работ.
Таким образом, проектная документация и отчеты по результатам инженерных изысканий считаются принятыми заказчиком 16.12.2021.
Согласно п. 4.3.7. контракта заказчик обязан произвести приемку выполненных работ и оплатить выполненные подрядчиком работы, в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
Согласно п. 2.5. контракта заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненные работы на основании акта сдачи-приемки выполненных работ, подписанного уполномоченными представителями заказчика и подрядчика, и предоставления подрядчиком заказчику платежных документов.
Оплата производится в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ, на основании акта сдачи-приемки выполненных работ и при условии наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставления подрядчиком заказчику платежных документов.
Обязанности заказчика по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с расчетного счета заказчика (п. 2.6. контракта).
Таким образом, работы, выполненные ООО "Технодор", должны быть оплачены не позднее 14.01.2022 г.
В соответствии с п. 6.4. контракта, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Сумма задолженности взыскана подрядчиком с заказчика на основании решения Арбитражного суда Тульской области от 05.07.2022 в рамках дела N А68-493/2022 по иску ООО "Технодор" к ГУ ТО "Тулаупрадор" о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту N 0366200035621001415_51192 от 23.04.2021 в размере 2 370 510,00 руб. (решение суда первой инстанции оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции).
Оплата выполненных работ на основании вступившего в законную силу решения суда произведена заказчиком 09.12.2022, согласно платежному поручению N 1274 от 08.12.2022.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит сумма неустойки за период с 17.01.2022 по 09.12.2022 в размере 193 789,19 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по контракту, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст.12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Как предусмотрено п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по контракту в установленный срок истец просит взыскать пени за период с 17.01.2022 по 09.12.2022 в размере 193 789 руб.19 коп., рассчитанные в порядке п. 6.4.1. контракта.
Пунктом 6.4.1. Контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Ответчик просил снизить предъявленную истцом ко взысканию неустойку на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд области, проверив расчет истца, обоснованно признал расчет неустойки неверным, поскольку при расчете не учтены требования постановления Правительства РФ от 28.03.22 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемых кредиторами".
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"), далее - Закон о банкротстве, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления (далее - Постановление N 491).
Постановление N 497 вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение шести месяцев (с 01.04.2022 до 01.10.2022).
Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", целью введения моратория является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам (пункт 1 Постановления Пленума ВС N44). По смыслу Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 ограничения по кругу лиц не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 Постановления Пленума ВС N 44).
В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ООО "Технодор" о взыскании с ГУ Тульской области "Тулаупрадор" пени за периоды с 17.01.2022 г. по 31.03.2022 г. и с 02.10.2022 г. по 09.12.2022 г. в сумме 84 745 руб.74 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что взысканные проценты являются несоразмерными не принимается судом, поскольку основан на неверном толковании приведенных норм, решение в указанной части принято судом с учетом обстоятельств спора в пределах предоставленного законом судебного усмотрения в связи с чем не подлежит переоценке.
Руководствуясь ст. 110, 265, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 13.07.2023 по делу N А68-4576/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4576/2023
Истец: ООО "Технодор", ООО "Технодор"
Ответчик: ГУ ТО "Тулаупрадор"