г. Москва |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А40-53483/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.М. Мухина |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "БФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2023 по делу N А40-53483/23 (121- 315)
по заявлению АО "БФ" (ОГРН: 1027716007890, ИНН: 7716222984)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Кизирия В.Г. по дов. от 01.08.2023; |
от ответчика: |
Геворков И.С. по дов. от 22.12.2022 N 33-Д1521/22; |
от третьего лица: |
Геворков И.С. по дов. от 19.07.2023 N 4-47-1513/23; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Башня Федерация" (далее - АО "БФ", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 10.02.2023 года N 33-5-2662/23-(0)-1.
Решением суда от 26.06.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неприменение закона подлежащего применению.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ДГИ г.Москвы и Правительства Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Башня Федерация" (Арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:33 с адресным ориентиром: участок N 13ММДЦ "МОСКВА-СИТИ", предоставленного на основании договора аренды от 29 сентября 2004 года N М-01-02743, заключенного с Московским земельным комитетом. Договор аренды был заключен во исполнение Договора купли-продажи опциона от 17.01.2003 года N 2/03 на приобретение права на заключение Договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1.1 Договора (в редакции Дополнительного соглашения от 08.09.2005 года к Договору), п.1 Дополнительного соглашения от 14.07.2006 года к Договору земельный участок представлен Арендатору до 10 ноября 2029 года в долгосрочную аренду для строительства и последующей эксплуатации многофункционального офисно-рекреационного комплекса.
25 декабря 2017 года Арендатор закончил строительство многофункционального офисно-рекреационного комплекса, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-181000-008187-2017.
По состоянию на сегодняшний день, Арендатору принадлежит на праве собственности лишь 128 объектов недвижимого имущества, расположенных в Комплексе, общей площадью 12 981,7 кв.м., что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН, оставшаяся часть объектов недвижимости Комплекса с момента окончания его строительства отчуждалась иным собственникам, так по состоянию на 16 августа 2018 года помимо Арендатора собственниками помещений являлись как минимум 55 собственником.
16 января 2023 года в соответствии с Административным регламентом, утвержденным п.1.13 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственный услуги Департаментом городского имущества города Москвы", Арендатор обратился в Департамент городского имущества города Москвы с запросом N 33-5-2662/23-(0)-0 по вопросу предоставления услуги "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в Москве) - заключение дополнительного соглашения на условиях множественности лиц на стороне арендатора.
Письмом от 10.02.2023 года N 33-5-2662/23-(0)-1 Ответчик, сославшись на п.п. 2.10.1.4, 2.10.1.7. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве", утвержденного постановлением Правительством г. Москвы от 15.05.2012 г. N 199-П, отказал в предоставлении заявленной услуги, указав на следующие причины:
- Заявителем в нарушении п. 4.4. раздела 4 "Особые условия договора" договора аренды не передан в собственность города Москвы пешеходный переход;
- на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004042:77 возведена самовольная постройка - пешеходный переход площадью 146,7 кв.м., соединяющий здания по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д.12 и здание по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 2. Наличие указанной постройки зафиксировано Актом Государственной инспекции по недвижимости от 15.09.2022 N 9012277.
Считая, что отказ от 10.02.2023 года N 33-5-2662/23-(0)-1 является незаконным, АО "БФ" обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ), одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Постановление N 199-ПП) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.
Постановление N 199-ПП имеет статус нормативного-правового акта, ввиду чего при предоставлении государственных услуг в сфере земельно-правовых отношений Департамент, а также лица, обращающиеся за получением государственных услуг, обязаны руководствоваться данным документом и не пренебрегать положениями последнего.
Следовательно, доводы Заявителя о неприменимости положений нормативных актов субъекта при рассмотрении обращения последнего несостоятельны. Заявителем также не обоснован довод о том, каким именно нормам федерального законодательства противоречат положения постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Согласно указанному Административному регламенту с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services. Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме "личный кабинет".
Юридические лица для получения индивидуального кода доступа к официальному сайту используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".
Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на бумажном носителе, законом не предусмотрено. Заявление на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению к Административному регламенту, (п.п. 1.5., 2.4.3.2, 2.4.5, 2.5.1.1 Административного регламента).
Указанные положения являются общим стандартом предоставления государственных услуг города Москвы.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" (далее - Административный регламент) утвержден в Приложении N 13 к Постановлению N 199-ПП.
Таким образом, обращение ЗАО "Башня Федерация" рассмотрен Департаментом с учетом положений раздела 2.8 Административного регламента, в рамках отведенных полномочий.
В соответствии с п. 2.10.1. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:
- неисполнение обязательств, предусмотренных договором аренды земельного участка (п. 2.10.1.4);
- наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка (п. 2.10.1.7).
Ранее, в соответствии с положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом получен Акт Госинспекции по недвижимости от 15.09.2022 N 9012277 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка и наличия объекта самовольного строительства.
Так, Госинспекцией по недвижимости в ходе проведения обследования земельных участков:
- площадью 107.657 кв. м с кадастровым номером 77:01:0004042:77, расположенного по адресу: г. Москва, Краснопресненская, набережная, набережная Тараса Шевченко, Шелепихинская набережная, ММДЦ "МОСКВА-СИТИ" (далее - Участок I);
- площадью 10730 кв. м с кадастровым номером 77:01:0004042:33, расположенного по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, набережная Тараса Шевченко. Шелепихинская набережная, ММДЦ "МОСКВ Л-СИТИ" (уточненный: г. Москва, участок 13 ММДЦ "МОСКВА-СИТИ") (далее - Участок 2), выявлен объект, обладающий признаками самовольного строительства.
Участок 1 оформлен в собственность города Москвы (запись в ЕГРН от 04.08.2022 N 77:01:0004042:77-77/051/2022-37) и предоставлен Государственному бюджетному учреждению г. Москвы "Автомобильные дороги" на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН от 14.03.2022 N77:01:0004042:77-77/051/2022-36).
Участок 1 является проезжей частью ММДЦ "МОСКВА-СИТИ".
Участок 2 предоставлен ЗАО "Башня Федерация" в соответствии с договором аренды от 29.09.2004 N М-01 -027431 по 10.11.2029 для строительства и последующей эксплуатации многофункционального офисно-рекреационного комплекса (действует).
Актом Госинспекции по недвижимости от 15.09.2022 N 9012277 установлено, что в границах Участка 2 расположено здание площадью 13472,2 кв.м. 2017 года постройки с кадастровым номером 77:01:0004034:1013 и с адресным ориентиром: г. Москва, Пресненская наб., д. 12, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
Установлено, что в 2017 году на минус первом этаже здания с кадастровым номером 77:01:0004034:1013 на Участке 1 возведена пристройка площадью 146,7 кв. м (пешеходный переход к зданию по адресу: г. Москва. Пресненская набережная, д. 2).
Указанная пристройка на государственный кадастровый учет не поставлена, имущественными правами не оформлена.
Учитывая, что земельный участок для целей возведения пристройки не предоставлялся, разрешительная документация на строительство и ввод объекта в эксплуатацию выдана не была, пристройка площадью 146,7 кв. м на минус первом здания с кадастровым номером 77:01:0004034:1013, расположенного по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 12 (Участок 2), обладает признаками самовольного строительства.
Кроме того, в обоснование оспариваемого отказа в предоставлении государственной услуги Департамент указал, что согласно п. 4.4. раздела 4 "ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОЕОВОРА" договора аренды от 29.09.2004 N М-01-027431 в течение срока действия договора арендатор принял на себя обязательства по финансированию с последующей передачей в собственность городу Москве пешеходного перехода между:
- участками N 12 и N 13 в полном объеме в соответствии с проектом;
- участком N 13 и центральным ядром в полном объеме в соответствии с проектом.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени указанные объекты в собственность города Москвы не переданы. Доказательств, опровергающих данные доводы, заявителем не представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, а также наличия акта Государственной инспекции недвижимости, Департамент, руководствуясь положениями п. 2.10.1.4, п. 2.10.1.7 Административного регламента, правомерно отказал в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
При этом, суд первой инстанции верно критически относится к доводам Заявителя об отсутствии у последнего статуса застройщика и обязанности построить вышеуказанный пешеходный переход.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
В данном случае условиями Договора аренды прямо оговорена обязанность Заявителя профинансировать и передать в собственность города Москвы пешеходный переход в соответствии с согласованным проектом, т.е., принимая во внимание цель заключения договора аренды - под строительство многофункционального офисно-рекреационного комплекса - пешеходный переход, как элемент благоустройства и организации движения, исходя из условий договора должен быть возведен за счет средств Общества и передан городу Москве.
Учитывая изложенное, доводы заявителя, не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2023 по делу N А40-53483/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "БФ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53483/2023
Истец: ЗАО "БАШНЯ ФЕДЕРАЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ