г. Санкт-Петербург |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А56-119187/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Титовой М.Г., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.,
при участии:
от истца: Лемешкина К.А. по доверенности от 18.02.2020 (онлайн),
от ответчика: 1) Романовски Е.Е. по доверенности от 26.12.2022,
2) не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27563/2023) ООО "Джи1 Интертейнмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2023 по делу N А56-119187/2022, принятое
по иску ООО "Джи1 Интертейнмент";
к 1) ООО "Деловые Линии";
2) ООО Страховая компания "Сбербанк Страхование"
3-е лицо: ООО "Зеркалов";
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Джи1 Интертейнмент" (далее - Истец, ООО "Джи1 Интертейнмент") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые Линии" (далее - Ответчик, ООО "Деловые Линии") с требованием о взыскании 48 820 руб. 00 коп.
Решением от 21.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
ООО "Джи1 Интертейнмент", не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ответчик знал, что принимает к перевозке хрупкий груз.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ООО "Деловые Линии" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в июле 2022 года ООО "Джи1 Интертейнмент" заказало у ООО "Зеркалов" (Поставщик) товар: зеркала на рамке с подсветкой (2 шт.) стоимостью 48 820 руб. 00 коп. 02.08.2022 представитель Поставщика сдал Товар на терминал ООО "Деловые Линии".
Истцом передан Ответчику груз на экспедирование 2 места, 42 кг, 0,1 м3 согласно приемной накладной N 22-01091124467. 18.08.2022 груз был доставлен Истцу.
По мнению Истца, доставленный груз имел повреждения. Полагая, что повреждения грузы произошли по вине Ответчика, Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия с требованием оплатить задолженность, однако претензия осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортной экспедиции) экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции, а согласно пункту 4 статьи 4 в момент принятия груза обязан выдать экспедиторский документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 87-ФЗ в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Передача груза по накладной является безусловным акцептом на размещенную Экспедитором в открытом доступе для неограниченного круга лиц на официальном сайте http://www.dellin.ru/ оферту (договор транспортной экспедиции) на оказание услуг по организации доставки грузов и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты.
В соответствии с условиями Договора транспортной экспедиции (п.3.1.1), размещенного в общем доступе в сети интернет на сайте Ответчика http://www.dellin.ru/., прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки.
Указанным пунктом договора также предусмотрено, что по соглашению сторон экспедитор и клиент могут предусмотреть иной порядок приема груза, в том числе с досмотром внутреннего содержимого принимаемого к перевозке груза.
В этом случае стороны заключают дополнительное соглашение, в котором отражают обязательства сторон при приеме груза с досмотром внутреннего содержимого и порядок оплаты услуг экспедитора.
Грузополучатель (Истец) подписал приемную накладную (экспедиторскую расписку) N 22-01091124467, то есть присоединился к условиям договора публичной оферты (договор транспортной экспедиции), размещенной на сайте www.dellin.ru, принял и согласился со всеми условиями такой оферты.
В соответствии с п. 3.1.1 договора приём груза экспедитором производится по количеству грузомест, объему и весу, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, внутренней комплектации, количества, качества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному и механическому воздействию.
В рассматриваемом случае какого-либо дополнительного соглашения относительно осмотра груза между сторонами заключено не было, таким образом, при приеме груза ООО "Деловые линии" обязано было определить лишь количество мест груза, их вес и объем (согласно накладной N 22- 01091124467).
При отправке груза отправителем какие-либо сопроводительные документы (таковыми могут быть договор купли-продажи, акт приема-передачи, накладная, счет, опись, платежные документы) на груз не представлялись, что подтверждается отсутствием в накладной соответствующей отметки экспедитора.
В представленных в материалы дела документах отсутствуют отметки ответчика о принятии сопроводительных документов на груз при его экспедировании.
В соответствии с п. 82 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза составляется акт. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В пунктах 84 и 85 Правил N 2200 указано, что акт должен быть составлен в присутствии водителя и содержать в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактическое состояние.
Из материалов дела следует, что груз был получен в неповрежденной комплексной упаковке экспедитора.
Заявленные Истцом повреждения груза в результате действий Ответчика не носили скрытый характер, а определены им обычным способом. То есть Истец имел возможность обнаружить повреждения груза (разбитое зеркало) визуальным способом в день выдачи груза или на следующий день.
На основании вышеизложенного довода, с учетом характера повреждений груза, которые могли быть обнаружены обычным визуальным способом, составление коммерческого акта должно было состояться в день выдачи груза или на следующий день, чего не было предпринято истцом. Акт осмотра товара при приемке от 02.09.22 г. был составлен в одностороннем порядке.
Таким образом, Истцом акт в дату выдачи груза или на следующие сутки не составлялся. Из материалов дела следует, что экспедитор не был своевременно извещен о месте и времени составления коммерческого акта. Разумные сроки для направления своего представителя у Ответчика отсутствовали.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств в обоснование довода истца о том, что Ответчиком была оказана некачественного услуга по упаковке груза, а именно выбрана неподходящая упаковка для груза Истца.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на экспедирование принят сборный груз, без досмотра и проверки содержимого, без сопроводительных документов, по количественным характеристикам. В представленных в материалы дела документах отсутствуют отметки ответчика о принятии сопроводительных документов на груз при его экспедировании.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании убытков в заявленном размере с ответчика.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июня 2023 года по делу N А56-119187/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119187/2022
Истец: ООО "ДЖИ1 ИНТЕРТЕЙНМЕНТ"
Ответчик: ООО "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ"
Третье лицо: ООО "ЗЕРКАЛОВ", ООО Страховая компания "Сбербанк Страхование"