г. Киров |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А28-15986/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Зленко И.В., действующего на основании доверенности от 30.03.2022,
представителя ответчика - Шемановской Е.А., действующей на основании доверенности от 24.01.2023 N 2.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зуевское любимое"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2023 по делу N А28-15986/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зуевское любимое" (ИНН: 4309006654, ОГРН: 1134312001537) к Управлению ветеринарии Кировской области (ИНН: 4345036206, ОГРН: 1034316540060)
о признании незаконным решения от 30.09.2022 N 69 в части определения суммы ущерба за изъятую птицу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зуевское любимое" (далее - заявитель, Общество, ООО "Зуевское любимое") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению ветеринарии Кировской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 30.09.2022 N 69 в части определения суммы ущерба за изъятую птицу.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Зуевское любимое" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Зуевское любимое" в апелляционной жалобе указало, что в рассматриваемом случае размер ущерба должен определяться по цене за одну голову молодняка птицы. Из жалобы следует, что поскольку данных о цене птицы за голову в Кировстате не имеется, расчет должен производиться по заключению оценщика с учетом исходной единицы - цены за голову.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что размер стоимости единицы веса изъятой 04.11.2021 птицы (в живом весе) определен органом по рыночной стоимости изъятой птицы, определенной в соответствии с официальной статистической информацией Кировстата.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 04.09.2023 до 12 часов 55 минут 11.09.2023.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Протокольным определением от 11.09.2023 в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ к материалам дела приобщены дополнительно представленные Управлением ветеринарии Кировской области копии актов об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных на территории ООО "Зуевское любимое".
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.10.2021 Правительством Кировской области издано распоряжение N 207 "Об организации и проведении изъятия птицы и продуктов птицеводства при ликвидации очага высокопатогенного гриппа птиц на отдельных территориях Кировской области".
При ликвидации очага особо опасной болезни по акту от 04.11.2021 у ООО "Зуевское любимое" изъяты животные и продукты животноводства. В акте об изъятии животных и (или) продуктов животноводства от 04.11.2021 указан вес изъятой птицы в килограммах.
Общество обратилось к ответчику с заявлением от 12.11.2021 о возмещении ущерба, причиненного изъятием животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и приложенным к нему актом об изъятии животных (сельскохозяйственной птицы).
23.09.2022 Управление ветеринарии Кировской области направило в адрес ООО "Зуевское любимое" запрос о предоставлении данных бухгалтерского учета с целью решения вопроса о возмещении ущерба, понесенного заявителем в результате изъятия птицы и продуктов птицеводства.
30.09.2022 ответчик принял оспариваемое решение N 69 о возмещении ущерба Обществу за изъятую птицу и продукты птицеводства в размере 3 757 144 рублей.
Письмом от 10.10.2022 Общество представило органу оборотно-сальдовые ведомости с разбивкой по количеству килограмм и голов изъятой птицы. 13.10.2022 Общество уточнило представленные сведения, указав, что среди изъятой птицы имелась птица различных категорий (молодняк, кура-несушка), а соответственно различной стоимости.
По запросу ООО "Зуевское любимое" Кировстат представлены сведения от 17.10.2022 о том, что разработка данных о цене птицы сельскохозяйственной за голову и 1 кг живого веса по категориям, породе и возрасту не предусмотрена ФПСР. Согласно имеющимся данным о средних ценах производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями Кировской области, стоимость одной тонны птицы сельскохозяйственной живой в октябре 2021 года составляла 54 200 рублей 47 копеек.
19.10.2022 Общество направило в Управление письмо, в котором сообщило, что расчет размера ущерба за изъятую птицу должен производиться по двум количественным показателям: стоимости за килограмм и стоимости за голову. Поскольку по сведениям Кировстата сведения о рыночной стоимости птицы возрастом до 5 месяцев за голову отсутствуют, определение рыночной стоимости такой птицы должно производиться по заключению оценщика.
Письмом от 08.11.2022 Управление сообщило Обществу, что на момент изъятия птицы и продуктов птицеводства при ликвидации очага высокопатогенного гриппа птиц на территории Зуевского района Кировской области расчет ущерба определялся исключительно исходя из единицы веса изъятых животных (птицы). Также ответчик указал, что им осуществляется определение стоимости продукции животноводства в соответствии Законом N 135-ФЗ; на основании заключения оценщика будут внесены изменения в решения Управления от 30.09.2022 N 69, 70 в части уточнения суммы ущерба за изъятую продукцию птицеводства.
09.11.2022 Управление направило запрос в Кировстат о средних ценах на продукцию птицеводства. В ответ орган статистики представил, помимо прочего сведения о том, что в октябре 2021 года стоимость птицы сельскохозяйственной (за тонну) составляла 54 200 рублей 47 копеек.
Решением ответчика от 21.11.2022 N 86 "О внесении изменений в решение Управления ветеринарии Кировской области от 30.09.2022 N 69" общая сумма ущерба за птицу и продукты птицеводства, изъятые 04.11.2021, определена в размере 4 578 161 рубля 92 копеек.
Не согласившись с решением Управления от 30.09.2022 N 69 (в редакции решения от 21.11.2022 N 86) в части суммы возмещенного ущерба, причиненного изъятием птицы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, указанные в пункте 1 статьи 3.1 настоящего Закона, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
В силу части 1 статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 17 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных установлен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 "Об утверждении Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - Правила N 310).
Согласно пункту 3 правил N 310 животные и (или) продукты животноводства могут быть изъяты при ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню особо опасных болезней животных, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
По результатам изъятия животных и (или) продуктов животноводства уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации составляется акт об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных в 3 экземплярах по форме согласно приложению. Один экземпляр акта вручается гражданину - собственнику животных и (или) продуктов животноводства или уполномоченному представителю юридического лица - собственника животных и (или) продуктов животноводства. Второй экземпляр акта направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Третий экземпляр акта направляется в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Акт об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных направляется в указанные органы уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 1 рабочего дня со дня составления акта (пункт 8 Правил N 310).
Пунктом 9 Правил N 310 установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, в размере стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (пункт 10 Правил N 310).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 310 размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Порядок расходования средств областного бюджета, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кировской области утвержден постановлением Правительства Кировской области от 14.10.2021 N 541-П (далее - Порядок N 541-П).
Согласно пункту 4 Порядка N 541-П возмещение ущерба осуществляется на основании:
правового акта Правительства Кировской области об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - правовой акт об изъятии);
акта об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных (далее - акт об изъятии), оформленного согласно приложению к Правилам изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об утверждении Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
Согласно приложению к Правилам N 310 (форма Акта об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных) акт составлен в 3 экземплярах:
1-й экземпляр вручен гражданину - собственнику изъятых животных и (или) продуктов животноводства или уполномоченному представителю юридического лица - собственника изъятых животных и (или) продуктов животноводства;
2-й экземпляр направлен в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
3-й экземпляр направлен в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Пунктом 5 Порядка N 541-П (в редакции от 14.10.2021) было предусмотрено, что размер ущерба, подлежащего возмещению (S ущерба), определяется управлением по следующей формуле: S ущерба = (K1 x Ц1) + (K2 x Ц2)... (Kn x Цn), где:
K1,2...n - вес изъятых животных (по видам животных в живом весе) и (или) продуктов животноводства (по видам животных), килограммов;
Ц1,2...n - размер стоимости единицы веса изъятых животных (в живом весе) и (или) продуктов животноводства (по видам животных), рублей за 1 килограмм. Размер стоимости единицы веса изъятых животных (в живом весе) и (или) продуктов животноводства (по видам животных) определяется управлением на основании государственных регулируемых цен в случае их установления, в иных случаях - по рыночной стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, определенной в соответствии с официальной статистической информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат) за последний отчетный период (данные Кировстата "Средние цены и индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями в Кировской области", "Средние цены на отдельные потребительские товары (услуги) в Кировской области").
Таким образом, пунктом 5 Порядка N 541-П в редакции на дату издания Правительством Кировской области распоряжения об изъятия птицы и обращения ООО "Зуевское любимое" с заявлением в Управление ветеринарии Кировской области о возмещении ущерба было предусмотрено изъятие птицы исключительно по весу.
На дату принятия оспариваемого решения от 30.09.2022 N 69 пункт 5 Порядка N 541-п действовал в следующей редакции. Размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется по стоимости (цене) изъятых животных и (или) продуктов животноводства на дату принятия правового акта об изъятии, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях расчет стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства определяется на основании рыночной стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Рыночная стоимость изъятых животных и (или) продуктов животноводства определяется в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат), а в случае отсутствия таких данных - по заключению оценщика в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации":
за 1 килограмм живого веса животного;
за 1 голову молодняка птицы в возрасте до 5 месяцев, иных видов восприимчивых животных, расчет стоимости 1 килограмма живого веса которых невозможен;
за 1 килограмм продуктов животноводства;
за 1 штуку яиц.
Размер ущерба, подлежащего возмещению (S ущерба), определяется управлением по следующей формуле: S ущерба = РВСжв + РВСгол + РВСпрод, где:
РВСжв - размер возмещения стоимости изъятых животных (рублей);
РВСгол - размер возмещения стоимости изъятого молодняка птицы в возрасте до 5 месяцев, иных видов восприимчивых животных, расчет стоимости 1 килограмма живого веса которых невозможен (рублей);
РВСпрод - размер возмещения стоимости изъятых продуктов животноводства (рублей).
Из толкования пункта 5 Порядка N 541-П следует, что размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется по стоимости (цене) изъятых животных и (или) продуктов животноводства на дату принятия правового акта об изъятии на основании государственных регулируемых цен, а в случае, если таковые не установлены - на основании рыночной стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства. Рыночная стоимость изъятых животных и (или) продуктов животноводства определяется в соответствии с данными Кировстата, если соответствующие данные отсутствуют - по заключению оценщика. При этом независимо от того, каким образом установлена рыночная стоимость - по данным Кировстата или по заключению эксперта за основу расчета принимается 1 килограмм живого веса животного. Вопреки ошибочным данным заявителя, исчисление размера ущерба исходя из количества голов молодняка птицы допустимо лишь в случае, когда расчет стоимости 1 килограмма живого веса невозможен.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела размер ущерба, подлежащего возмещению (в части изъятой птицы), подлежал определению по рыночной стоимости изъятой птицы на дату издания Правительством Кировской области распоряжения от 29.10.2021 N 207. Сведения о рыночной стоимости представлены Кировстатом письмами от 17.10.2022 в адрес ООО "Зуевское любимое" и от 11.11.2022 в адрес Управления: 54 200 рублей 47 копеек за одну тонну птицы сельскохозяйственной живой.
Следовательно, указанные сведения Кировстата обоснованно использованы ответчиком при расчете размера ущерба, причиненного изъятием сельскохозяйственной птицы и подлежащего возмещению на основании положений Порядка N 541-П. В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Управления ветеринарии Кировской области от 30.09.2022 N 69 в части определения суммы ущерба за изъятую птицу соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Вопреки ошибочным доводам жалобы в рассматриваемом случае ущерб в связи с изъятием птицы не подлежал расчету по цене за 1 голову молодняка, поскольку на момент изъятия птицы расчет ущерба определялся исключительно исходя из единицы веса изъятой птицы. Ни формой акта об изъятии (приложение к Правилам N 310), ни пунктом 5 Порядка N 541-П не была предусмотрена обязанность органа по установлению количества изымаемых голов.
Следует отметить, что в акте об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни у животных ООО "Зуевское любимое" от 04.11.2021 фиксировался вес изъятой птицы в килограммах.
В ходе и непосредственно после изъятия животных и продукции животноводства ООО "Зуевское любимое" также не представляло уполномоченным лицам сведений об изъятии именно молодняка.
Представленные в последующем акты заселения и списания птицы не опровергают обоснованность расчета Управления, поскольку соответствующие доказательства представлены лишь после изменения редакции пункта 5 Порядка N 541-П и являются односторонними актами заявителя.
Поскольку в силу пункта 4 Порядка N 541-П возмещение ущерба осуществляется на основании акта об изъятии животных и (или) продуктов животноводства, в котором указан вес изъятой птицы, а поголовное изъятие птицы не производилось, при расчете ущерба ООО "Зуевское любимое" ответчиком обоснованно учтен живой вес птицы. Доводы ООО "Зуевское любимое" об обратном основаны на ошибочном толковании положений Порядка N 541-п.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания решения Управления от 30.09.2022 незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2023 по делу N А28-15986/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.06.2023 по делу N А28-15986/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зуевское любимое" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15986/2022
Истец: ООО "Зуевское любимое"
Ответчик: Управление ветеринарии Кировской области
Третье лицо: Представитель заявителя Зленко Игорь Викторович