г. Хабаровск |
|
12 сентября 2023 г. |
А73-3738/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Розыевым С.С.
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск": Воронкова Е.В. по доверенности от 26.12.2022 N 565, Приходченко Д.О. по доверенности от 04.09.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2023
по делу N А73-3738/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск" (ОГРН 1172724025627, ИНН 2722099024)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2023 N 05.2-10-144/2023
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск" (далее - ООО "Газэнергосеть Хабаровск") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление) от 28.02.2023 N 05.2-10-144/2023 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.07.2023 заявленное требование удовлетворено. Постановление от 28.02.2023 N 05.2-10-144/2023 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об оставлении в силе оспариваемого постановления.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в силу пункта 11 раздела V приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ООО "Газэнергосеть Хабаровск" не вправе было превышать допустимые сроки перерыва газоснабжения. Суд ошибочно применил пункт 120 Правил N 354, поскольку он является общим для любого вида коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение) и предусматривает максимально возможное время для возобновления предоставления услуги именно в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации, однако сведений о неисправностях предохранительного оборудования, обеспечивающего отключение газоснабжения в случае образования конденсата, ремонт которого требовал бы значительных временных затрат, обществом не представлено, аварийность возникшей ситуации не подтверждена.
ООО "Газэнергосеть Хабаровск" не согласилось в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
В судебном заседании представители общества поддержали изложенную в отзыве позицию, настаивая на обоснованности выводов суда, просили в удовлетворении требования по жалобе отказать.
В соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие Главного управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
По материалам дела установлено, что ООО "Газэнергосеть Хабаровск" является ресурсоснабжающей организацией и предоставляет коммунальную услугу "газоснабжение" потребителям, проживающим по ул. Краснодарская в многоквартирных домах N N 41,43,45,75, по пер. Краснодарский в многоквартирных домах NN 15,17,19 (562 квартиры). Дома подключены к газорегуляторной установке (далее - ГРУ) N 369.
Прокуратурой Железнодорожного района города Хабаровска проведена проверка деятельности общества по факту отсутствия 25.01.2023 в период с 08 часов 36 минут до 16 часов 17 минут газоснабжения в вышеуказанных домах.
25.01.2023 в 08 часов 36 минут сотрудниками общества обнаружено нарушение режима работы запорно-регулирующей арматуры ГРУ N 369 - сработка предохранительной арматуры ПКК-40, вызванное образованием конденсата в редукционных головках ГРУ и фасадном газопроводе дома по пер. Краснодарскому 19а, что повлекло за собой срабатывание предохранительной арматуры, в результате чего газоснабжение остановлено в вышеуказанных домах.
Подача газоснабжения восстановлена 25.01.2023 в 16 часов 17 минут. Аварийное отключение жилищного фонда составило свыше 07 часов 41 минуты.
09.02.2023 заместителем прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по факту правонарушения, квалифицированного по статье 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ материалы административного дела направлены прокурором в Главное управление для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением заместителя начальника государственного органа жилищного надзора от 28.02.2023 N 05.2-10-144/2023 ООО "Газэнергосеть Хабаровск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение установленных действующим законодательством требований, правил и режима предоставления коммунальных услуг.
Субъектами нарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами и нарушившие установленные нормами действующего законодательства требования режима такого обеспечения.
Исходя из смысла частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности только в случае совершения противоправных, виновных действий (бездействия).
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе коммунальная услуга "газоснабжение", то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 11 приложения 1 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг коммунальная услуга по газоснабжению должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Пунктом 115 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил (пункт 120 Правил N 354).
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя, в том числе из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
Подпунктом "а" пункта 22 Правил N 549 установлена обязанность поставщика газа обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях: а) авария в газораспределительной сети; б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования; в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 532 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" (далее - Правила N 532), устанавливающие требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах хранения, транспортирования и использования сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) (давление насыщенных паров СУГ избыточное при температуре +450 C не более 1,6 мегапаскалей (далее - МПа)), используемых в качестве топлива, а также к эксплуатации объектов хранения, транспортирования и использования СУГ.
В силу пункта 276 Правил N 532 работы по устранению утечек сжиженных углеводородных газов и ликвидации последствий аварий проводятся без нарядов-допусков до устранения прямой угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (в том числе обслуживающему персоналу), вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, зданиям и сооружениям и выполняются по планам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность проведения не только работ по ликвидации последствий аварии, но и работ, связанных с предотвращением возникновения аварий.
В нарушение пункта 11 приложения 1 Правил N 354 длительность перерыва подачи ООО "Газэнергосеть Хабаровск" газа в спорные жилые дома составила 07 часов 41 минута единовременно, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, то обстоятельство, что общество является ресурсоснабжающей организацией и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей Кодекса, само по себе не означает возможность наступления его публично-правовой ответственности в отсутствии вины и не освобождает административный орган от обязанности установления его виновности.
В материалах дела имеются представленные обществом график технического осмотра (обхода) за январь 2023 года, рапорт от 25.01.2023, выписки из журнала аварийно-диспетчерской службы, из журнала эксплуатации резервуарных установок ГРУ N 369, из эксплуатационного журнала газопровода ГРУ N 369, служебная записка от 26.01.2023 N 06-09/20, пояснения от 02.02.2023 N ХБ-243 заместителю прокурора Железнодорожного района, исходя из которых следует, что причиной остановки потребителям в спорных домах оказания коммунальной услуги и длительного отсутствия газоснабжения явилась сработка предохранительной арматуры ПКК-40, вызванное образованием конденсата в редукционных головках ГРУ N 369 и фасадном газопроводе дома по пер. Краснодарскому 19а из-за резких отрицательных температур воздуха, что повлекло за собой срабатывание предохранительной арматуры.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции и документально не опровергнуто административным органом, по материалам административного производства не установлены обстоятельства нарушения обществом правил ведения работ, выход из строя оборудования, способные привести к дальнейшему перерыву газоснабжения.
Действия общества по восстановлению газоснабжения после завершения работ предприняты оперативно. Дальнейшая задержка продиктована сугубо требованиями соблюдения мер безопасности и недопущения возникновения аварийных ситуаций, способных повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу жильцов, учитывая высокую опасность произведенных работ.
Таким образом, общество при восстановлении услуги "газоснабжение" действовало с целью исключить причинение вреда жизни и здоровью граждан. Задержка в возобновлении подачи газа сверх 4-х часов вызвана объективными причинами.
Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что административным органом не доказана вина ООО "Газэнергосеть Хабаровск" в совершении вмененного административного правонарушения, в свою очередь, заявитель по делу доказал, что действовал в ситуации аварийного отключения с целью соблюдения принципа избежания причинения вреда жизни и здоровью граждан, учитывая высокую опасность производимых работ.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, Главным управлением не представлено доказательств, что работы по устранению аварийной ситуации могли быть проведены в срок менее чем 4 часа при низких температурах.
При установленных по делу фактических обстоятельствах в действиях ООО "Газэнергосеть Хабаровск" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и как следствие, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам, установленным на основании представленных обществом в материалы дела доказательств.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2023 по делу N А73-3738/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3738/2023
Истец: ООО "Газэнергосеть Хабаровск"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края