г. Киров |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А82-21398/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 по делу N А82-21398/2022,
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 114 (ИНН: 7610041508, ОГРН: 1027601113748)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942)
и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (ИНН: 7604380485, ОГРН: 1217600018151),
о признании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 114 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области о признании задолженности в размере 79 799 рублей 16 копеек пени по налогу на имущество организаций, безнадежной к взысканию и обязании произвести списание указанных сумм задолженности.
Определением суда от 30.12.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 требования, заявленные Учреждением, удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на представленные в материалы дела доказательства, заявитель жалобы указывает, что налоговым органом своевременно приняты все меры для принудительного взыскания задолженности, в связи с чем основания для признания её безнадежной к взысканию отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение не согласилось с данными налогового органа о наличии задолженности по пени по налогу на имущество организаций в размере 79 799 рублей 16 копеек, указанной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам организации по состоянию на 06.12.2022 (л.д. 39-40).
Полагая, что налоговым органом нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности и утрачено право на ее взыскание, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанной задолженности безнадежной к взысканию.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, Арбитражный суд Ярославской области, пришел к выводу о том, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания недоимки, указанной в справке от 06.12.2022.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в добровольном порядке является основанием для направления ему налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и пени, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 3 статьи 69 НК РФ).
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и составления соответствующего документа.
В абзаце 3 пункта 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2023, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3.1 статьи 46 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Пунктом 7 статьи 46 НК РФ предусмотрено право налоговых органов в случае отсутствия денежных средств либо информации о счетах налогоплательщика взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
На основании пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2023) безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ (ранее действующей редакции) следует, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При этом в силу положений статьи 59 НК РФ обстоятельство утраты возможности взыскания недоимки является основанием для признания таких сумм безнадежными ко взысканию. В свою очередь, указанное обстоятельство является основанием для прекращения обязательств налогоплательщика по исполнению обязанности по уплате таких сумм.
Как указывалось выше, в составе общей задолженности в справке N 96473 отражена задолженность в сумме 79 799 рублей 16 копеек (пени по налогу на имущество).
Как следует из материалов дела, 30.03.2022 Учреждением в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на имущество за 2021 год, в которой исчислены авансовые платежи:
за 1 квартал 2021 года в сумме 153 482 рубля по сроку уплаты 26.04.2021;
за 2 квартал 2021 года в сумме 153 073 рубля по сроку уплаты 26.07.2021;
за 3 квартал 2021 года в сумме 152 665 рублей по сроку уплаты 25.10.2021;
за 4 квартал 2021 года в сумме 149 805 рублей по сроку уплаты 01.03.2022.
Налог за 1, 2 кварталы 2021 года уплачен Учреждением 21.03.2022 (т.е. до представления декларации, в связи с чем требование на уплату налога Инспекцией не выставлялось), налог за 3 квартал 2021 года уплачен 16.09.2022, за 4 квартал 2021 года - 19.10.2022.
В силу статьи 373 НК РФ Учреждение является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии со статьей 379 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ярославской области от 15.10.2003 N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" предусмотрено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Пунктом 3 статьи 58 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" из статьи 386 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество.
Таким образом, до момента представления Учреждением налоговой декларации (30.03.2022) налоговому органу не могли быть достоверно известны как суммы авансовых платежей за 1, 2, 3 кварталы, так и сумма налога исчисленного по итогам года.
Из материалов дела следует, что в связи с несвоевременной уплатой налога:
- за 1 квартал 2021 года в сумме 153 482 рублей (по сроку 26.04.2021) Учреждению выставлено требований N 42796 от 01.09.2022 (л.д. 73-74) об уплате пени в сумме 23 907 рублей 38 копеек за период с 27.04.2021 по 21.03.2022 (фактическая уплата налога 21.03.2022);
- за 2 квартал 2021 года в сумме 153 073 рубля (по сроку уплаты 26.07.2021) Учреждению выставлено требование N 42796 от 01.09.2022 об уплате пени в сумме 18 746 рублей 34 копейки за период с 27.07.2021 по 21.03.2022 (фактическая уплата налога 21.03.2022);
- за 3 квартал 2021 года в сумме 152 665 рублей (по сроку уплаты 25.10.2021) Учреждению выставлено требование N 9541 от 20.04.2022 (л.д. 59-60) об уплате пени в сумме 15 220 рублей 70 копеек за период с 26.10.2021 по 19.04.2021 и требование N 42796 от 01.09.2022 об уплате пени в сумме 7 386 рублей 44 копейки за период с 20.04.2022 по 31.08.2022;
- за 2021 год в сумме 149 805 рублей (по сроку уплаты 01.03.2022) Учреждению выставлено требование N 9541 от 20.04.2022 об уплате пени в сумме 4 758 рублей за период с 02.03.2022 по 19.04.2022 и требование N 42796 от 01.09.2022 об уплате пени в сумме 7 248 рублей 06 копеек за период с 20.04.2022 по 31.08.2022.
В требовании N 42796 от 01.09.2022 налогоплательщику также предложено уплатить задолженность по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года и за 2021 год.
Требование на сумму пени 651 рубль 37 копеек за период с 01.09.2022 по 16.09.2022 за нарушение срока уплаты налога за 3 квартал 2021 года и на сумму пени 1 880 рублей 06 копеек за период с 01.09.2022 по 19.10.2022 за нарушение срока уплаты налога в сумме за 2021 год не выставлялось, т.к. по состоянию на 31.12.2022 срок выставления требования не истек.
Так, в силу статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Требование N 9541 от 20.04.2022 направлено в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи - 21.04.2022, получено - 26.04.2022, срок для добровольного исполнения - до 19.05.2022.
Требование N 42796 от 01.09.2022 направлено в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи - 13.09.2022, получено 16.09.2022, срок для добровольного исполнения - до 08.10.2022.
В соответствии со статьей 46 НК РФ Инспекцией вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (от 25.05.2022 N 3079, от 19.10.2022 N 6632) и решения о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (от 25.05.2022 N 182, от 19.10.2022 N 577), Решения от 25.05.2022 направлены Учреждению по телекоммуникационным каналам связи - 28.05.2022, получены - 30.05.2022; решения от 19.10.2022 направлены Учреждению по телекоммуникационным каналам связи - 19.10.2022, получены - 21.10.2022 (л.д. 63-66, 81-84).
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования и решения были приняты налоговым органом на основании статей 46, 47, 69, 70 НК РФ, предельные сроки взыскания задолженности и процедура взыскания по указанным выше требованиям и решениям налоговым органом соблюдена.
Принятые налоговым органом меры принудительного взыскания (выставление требований, решений), в установленном законом порядке Учреждением не обжалованы.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания спорной задолженности, в отношении которой налоговым органом своевременно приняты меры принудительного взыскания, не утрачена.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для вывода об утрате Инспекцией возможности принудительного взыскания с Учреждения задолженности по пени в сумме 79 799 рублей 16 копеек.
На основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции о признания невозможной ко взысканию задолженности в размере 79 799 рублей 16 копеек следует отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 по делу N А82-21398/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 114 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-21398/2022
Истец: МДОУ детский сад N 114
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области