г. Челябинск |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А76-8211/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2023 по делу N А76-8211/2023.
В судебном заседании приняли участие:
Представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Фатеева Анна Владимировна (доверенность от 01.07.2021, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом);
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мухамеджанов Бегижан Мухамедярович (паспорт).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - истец, Министерство, 1047424529987) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мухамеджанову Бегижану Мухамедяровичу (далее - ответчик, ИП Глава КФХ Мухамеджанов Б.М., ОГРНИП 319745600037470) о взыскании суммы гранта, предоставленного на поддержку начинающихся фермеров в рамках соглашения N 27-02-07 от 01.07.2019, в размере 3 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2023 (резолютивная часть от 28.06.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции ошибочно принял во внимание доводы ответчика о наличии факта всех допустимых возможностей поиска нового работника ответчиком при условии отсутствия доказательств данного утверждения у ответчика, за исключением справки ОКУ "Центр занятости населения Нагайбакского района".
Апеллянт не согласен с выводом суда о формальности примененных Министерством норм законодательства в части наступления ответственности, поскольку Министерство, являясь исполнительным органом Челябинской области в своей деятельности, руководствуется Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами и актами.
Так, Министерство не имеет полномочий по освобождению от ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей от выполнения условий, которые отражены порядком и Соглашениями о предоставлении грантов.
По мнению подателя жалобы, суд, при вынесении решения не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общие требования и Порядок.
При этом, условия предоставления гранта, а также порядок возврата бюджетных средств при нарушений его условий также определены Соглашением о предоставлении Гранта и не учтены судом.
От Министерства поступили доказательства направления апелляционной жалобы в адрес лиц, участвующих в деле. Указанный документ приобщен к материалам дела.
От ИП Главы КФХ Мухамеджанова Б.М. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году оказание государственной поддержки на создание и развитие (фермерского) хозяйства на территории Челябинской области регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-п (ред. от 23.08.2018) "О Порядке предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (далее - Постановление N 174-п, Порядок), который в настоящее время утратил силу.
В рамках реализации Постановления N 174-п Министерством сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) в 2019 году проведен конкурс по отбору начинающих фермеров.
26.05.2019 в Министерство поступила заявка от ИП Главы КФХ Мухамеджанова Б.М. (грантополучатель) на участие отборе на предоставление гранта на поддержку начинающих фермеров (л.д. 17- 19).
По результатам отбора, на основании перечня победителей конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов начинающим фермерам (далее именуется - грант) в 2019 году, утвержденного приказом Министерства от 18.06.2019 г. N 361 ИП Глава КФХ Мухамеджанов Б.М. признан победителем конкурсного отбора (л.д. 20-24).
01.07.2019 между Министерством и ИП Главой КФХ Мухамеджановым Б.М. заключено Соглашение N 27-02-07 о предоставлении гранта за счет средств областного бюджета и средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета в 2019 году (далее - соглашение) (л.д. 25-34).
Согласно п. 1.1 предметом соглашения является предоставление за счет средств областного бюджета и средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, в 2019 году ИП Главе КФХ Мухамеджанову Б.М. гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров.
Согласно п. 2 соглашения, грант предоставляется за счет средств областного бюджета, в том числе средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета (далее - грант) в рамках Подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П, в следующем размере: 3 000 000 (Три миллиона) рублей 00 копеек.
В соответствии с пп. 8 п. 7 порядка и п. 3.8 соглашения, одним из условий предоставления гранта является создание планируемого количества постоянных рабочих мест (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) в году получения гранта в соответствии с условием, предусмотренным подпунктом 10 пункта 14 порядка, а именно: глава крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является начинающий фермер, планирует создание в году получения гранта не менее 3 постоянных рабочих места, в случае если размер гранта составляет более 1,5 миллиона рублей.
На основании п. 5.3.12, 5.3.13 соглашения о предоставлении гранта ответчик обязался создать 4 постоянных рабочих места и сохранить их в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Согласно пп. 9 п. 7 порядка и п. 3.9 соглашения о предоставлении гранта также определено условие предоставления гранта, при котором начинающий фермер должен обеспечить сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.
В соответствии с п. 39-41 порядка, а также п. 5.3.5 соглашения о предоставлении гранта, в целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств получатель гранта - начинающий фермер представляет в Министерство отчетность о финансово-экономическом состоянии крестьянского (фермерского) хозяйства по формам и в сроки, утвержденные Министерством в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в течение 5 лет со дня получения гранта. К годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается копия формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа о принятии формы. Федеральным законом от 28.01.2020 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой сведения о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.
На основании абз. 1 п. 43 порядка при нарушении условий предоставления Гранта, предусмотренных п. 7 порядка, за исключением пп. 4 (в части срока использования средств Гранта), 8, 10, 13 п. 7 порядка, средства гранта начинающим фермерам подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
Также, согласно п. 6.3.1 соглашения о предоставлении гранта в случае нарушения ответчиком условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных порядком и соглашением о предоставлении гранта, грант подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Согласно п. 6.2 соглашения о предоставлении гранта, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению о предоставлении гранта, Министерство и ответчик несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с планом расходов соглашения с участием средств гранта предусмотрено: приобретение сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования (2 шт.), приобретение крупного рогатого скота мясного направления (20 голов) (л.д. 34).
Общая стоимость проекта составляет 3 800 000 руб. (в том числе 3 000 000 руб. грант и 800 тыс. руб. собственные средства).
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 637496 от 25.07.2019 (л.д.35).
Пункт 44 порядка определяет, что обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов начинающим фермерам получателями грантов - начинающими фермерами осуществляется Министерством и Главным контрольным управлением Челябинской области.
На основании п. 5.3.12, 5.3.13 соглашения о предоставлении гранта предусмотрена обязанность грантополучателя создать 4 постоянных рабочих места в году получения гранта и сохранять их не менее 5 лет после получения гранта.
Согласно расчету по страховым взносам за 2021 год, представленным ИП Главой КФХ Мухамеджановым Б.М. в Минсельхоз Челябинской области в составе отчетности о финансово-экономическом состоянии крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 36-50), среднесписочная численность работников крестьянского (фермерского) хозяйства за 2021 год составила 3 человека.
Протоколом заседания комиссии Министерства для осуществления контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов N 4 от 03.10.2022 по итогам рассмотрения вопроса о признании ответчика нарушившим (не нарушившим) условие представления Гранта принято решение о признании ответчика нарушившим условие предоставление гранта, а именно пп. 9 п. 7 Порядка и п. 3.9.Соглашения о предоставлении гранта.
Приказом Министерства от 27.10.2022 г. N 901 ответчик признан допустившим нарушение условий, целей и порядка предоставления гранта.
В силу пункта 43 порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня, когда Министерству стало известно о нарушении условий предоставления грантов, предусмотренных пунктом 7 порядка, направляет получателю гранта - начинающему фермеру требование о возврате гранта с указанием причин возврата. Возврат средств гранта осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения получателем гранта - начинающим фермером указанного требования о возврате гранта начинающим фермерам, а в случае неисполнения требования - в судебном порядке. По мнению истца, невыполнение пункта 3.9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
В связи с вышеизложенным, в адрес ответчика направлено требование о возврате гранта N 16688 от 17.10.2022 в полном объеме (направлено заказным письмом с уведомлением) (л.д. 11).
Поскольку ответчиком вышеуказанные требования в добровольном порядке не удовлетворены, возврат бюджетных средств не осуществлен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком предприняты все зависящие от начинающего фермера меры для скорейшего трудоустройства граждан на созданные им рабочие места и уже к началу 2022 года ответчиком устранены нарушения условия о необходимости сохранения четырех постоянных рабочих мест. Суд посчитал, что допущенное ответчиком нарушение не подлежит отнесению к существенным, что позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П утвержден Порядок предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области (далее - Порядок).
Условия предоставления гранта начинающим фермерам указаны в п. 7 Порядка. К ним относятся, в том числе создание планируемого количества постоянных рабочих мест (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) в году получения гранта в соответствии с условием, предусмотренным подпунктом 10 пункта 14 настоящего Порядка; сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта начинающим фермерам (подпункты 9 и 10 пункта 7 Порядка соответственно).
В соответствии с п. 14 Порядка заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению гранта начинающим фермерам может подать гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствующий условиям участия в конкурсном отборе, в том числе: крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, планирует создание в году получения гранта начинающим фермерам в случае если размер гранта составляет более 1,5 миллиона рублей - не менее 3 постоянных рабочих мест (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) (подпункт 10 пункта 14 Порядка).
В целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств получатель гранта - начинающий фермер представляет в Министерство:
- отчет о целевом расходовании гранта начинающим фермерам по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку один раз в полгода до полного использования средств, предусмотренных планом расходов начинающего фермера, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- отчетность о финансово-экономическом состоянии крестьянского (фермерского) хозяйства по формам и в сроки, утвержденные Министерством в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в течение 5 лет со дня получения гранта начинающим фермерам;
- отчеты по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, один раз в полгода в год получения гранта, в последующие годы - один раз в год в течение 5 лет со дня получения гранта в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 39 Порядка).
К годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренной пунктом 39 настоящего Порядка, прилагается копия формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа о принятии формы. В случае сдачи данной формы в налоговые органы в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет или направления заказным письмом по почте прилагается документ о приеме формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год уполномоченным органом или копии описи вложения и квитанции об оплате заказного письма (п. 41 Порядка).
Согласно п. 43 Порядка при нарушении условий предоставления грантов начинающим фермерам, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 4 (в части срока использования средств гранта начинающим фермерам), 8, 10, 13 пункта 7 настоящего Порядка, средства гранта начинающим фермерам подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления ответчику требования о возврате суммы гранта послужили выводы истца о несоблюдении ответчиком условий подпункта 9 пункта 7 Порядка и пункта 3.9 соглашения о предоставлении гранта, согласно которому определено условие предоставления гранта, при котором начинающий фермер должен обеспечить сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.
По мнению истца, невыполнение подпункта 9 пункта 7 порядка и пункта 3.9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
Отклоняя доводы истца, суд первой инстанции обоснованно принял доводы ответчика и указал, что к началу 2022 года ответчик устранил нарушение условия о необходимости сохранения четырех постоянных рабочих мест, а к концу 2022 года увеличил количество постоянных рабочих мест сверх планового значения показателя до 5 человек.
Следовательно, ответчиком предприняты все зависящие от начинающего фермера меры для скорейшего трудоустройства граждан на созданные им рабочие места, что свидетельствует о том, что ответчик действовал с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, как от добросовестного участника гражданско-правовых отношений, в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Так, ИП Главой КФХ Мухамеджановым Б.М. указывает, что не смог обеспечить сохранение созданных рабочих мест в спорный период, в связи с тем, что в 2020 году одного из работников по уходу за животными (животновод) призвали на срочную службу в армию, в результате чего одно из четырех ранее созданных рабочих мест стало вакантным.
Согласно форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах) в 2019 году в КФХ Мухамеджанова Б.М. трудился, в том числе Мухамеджанов Е.Б. (л.д. 107).
В соответствии с отметками в военном билете Мухамеджанова Е.Б. (л.д. 105) указанное лицо убыло к месту прохождения военной службы 17.11.2020 года.
16.11.2020 ИП Мухамеджановым Б.М. издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) Мухамеджановым Е.Б. (животновод) (л.д. 104).
Таким образом, прекращение трудовых отношений с одним из четырех работников ИП Главой КФХ Мухамеджанова Б.М. произошло по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)).
Кроме того ответчик в суде первой инстанции пояснил, что для поиска работника давал объявления как устные, так и письменные, беседовал с людьми, приглашал их работать в хозяйстве ответчика, обращался в бюро занятости района.
Согласно справке, выданной Центром занятости населения Нагайбакского района, при устном обращении Мухамеджанова Б.М. в поиске работников "рабочий по уходу за животными", "животновод" в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на учете безработных с такой квалификацией не было (л.д. 75-76).
Материалами дела подтверждается, что в иные периоды действия соглашения N 27-02-07 от 01.07.2019, т.е. в 2019-2020 годах, и в 2022 году ответчик выполнял условие о создании и сохранении четырех постоянных рабочих мест (л.д. 78-86, 106-107).
Так, согласно форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" в 2019 году в КФХ Мухамеджанова Б.М. трудилось 4 человека (л.д. 107).
Среднесписочная численность работников КФХ Мухамеджанова Б.М. за 2020 год также составила 4 человека (л.д. 106).
Ответчиком в материалы дела представлена форма отчетности ОДВ-1 "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2022 год (л.д. 78-79).
Согласно указанной отчетности на 01.01.2022 в КФХ Мухамеджанова Б.М. трудилось 4 человека. По состоянию на 31.12.2022 в КФХ Мухамеджанова Б.М. трудится 5 человек.
Согласно форме отчетности "Персонифицированные сведения о физических лицах" за январь и февраль 2023 года в КФХ Мухамеджанова Б.М. также трудится 5 человек (л.д. 80-86).
Исходя из представленных ответчиком в материалы дела документов суд пришел к выводу, что ответчиком надлежащим образом исполнена обязанность, указанная в пунктах 5.3.12, 5.3.13 соглашения, по созданию четырех рабочих мест и предприняты все зависящие от начинающего фермера меры для скорейшего трудоустройства граждан на созданные им рабочие места, что свидетельствует о том, что ИП Глава КФХ Мухамеджанов Б.М. действовал с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, как от добросовестного участника гражданско-правовых отношений, в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
При указанных обстоятельствах коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что трудоустройство на созданное ИП Главой КФХ Мухамеджановым Б.М. рабочее место в отведенный соглашением срок не было произведено по объективным причинам, а именно в результате сложившегося кадрового дефицита в сельскохозяйственной отрасли и отсутствием соискателей по должности специалист-агроном на созданное ответчиком рабочее место.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник
бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Статьей 28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Учитывая изложенное, единственным законным основанием для возврата гранта является его нецелевое использование, что Министерством в рамках настоящего спора не доказано.
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть, в том числе, и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статьи 16, 20 ТК РФ).
Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Из буквального толкования условий соглашения N 27-02-07 от 01.07.2019 и приложений к нему в порядке статьи 431 ГК РФ следует, что указанным соглашением на ИП Мухамеджанова Б.М. возлагалась обязанность по созданию четырех рабочих мест к конкретному сроку.
Рабочие места были созданы в отведенный соглашением срок, вместе с тем, определенные сроки по трудоустройству граждан на созданные ответчиком рабочие места и ответственность за их несоблюдение соглашением не предусмотрены, в связи с чем основания для возврата предоставленного гранта отсутствуют.
Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае возврата гранта Министерству, достигнуты не будут, более того возврат предоставленного гранта может привести к неплатежеспособности ответчика и необходимости увольнения трудоустроенного работника, что влечет за собой негативные социально-экономические последствия.
При таких обстоятельствах, допущенное истцом нарушение не подлежит отнесению к существенным. В то время как позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Поскольку ответчик не нарушил целевую направленность использования гранта, использовал денежные средства, предоставленные Министерством на приобретение имущества, соответствующего плану расходов соглашения N 27-02-07 от 01.07.2019, предпринимал и продолжает предпринимать действия по созданию рабочих мест, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли ли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2023 по делу N А76-8211/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8211/2023
Истец: Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Ответчик: Глава КФХ Мухамеджанов Бегижан Мухамедярович