город Самара |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А72-4477/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Николаевой С.Ю., рассмотрев дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2023 (резолютивная часть от 13.06.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-4477/2023 (судья Леонтьев Д.А.).
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" (ОГРН 1187325004635, ИНН 7325158949)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ОГРН 1047301036133, ИНН 7325051113)
о признании незаконным и отмене решения N 26-16/47 от 10.01.2023 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Промсервис" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ответчику - Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения N 26-16/47 от 10.01.2023 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ.
Определением арбитражного суда от 12.04.2023 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
13.06.2023 Арбитражным судом Ульяновской области было принято решение в виде резолютивной части решения в соответствии с ч. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым заявление Общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" оставлено без удовлетворения.
26.06.2023 арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Промсервис", не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в требовании о представлении документов (информации) не указано, в отношении кого проводится камеральная налоговая проверка, ООО "Промсервис" в ответ на требование просило уточнить предмет сделки или реквизиты документов, позволяющих их идентифицировать, налоговый орган не представил данных о наличии ошибок в налоговой декларации; запросил документы, которые не служат основанием для исчисления и уплаты налогов, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 принята к производству апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2023 (резолютивная часть от 13.06.2023), разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, которым установлены сроки представления сторонами доказательств и отзыва, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощённого производства.
В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Налоговым органом представлен отзыв, в котором просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, мотивированном отзыве инспекции, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с проведением Межрайонной ИФНС России N 23 по Саратовской области камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года, представленной ООО "Саратов Ресурс Центр", ИНН 6453111180, Инспекцией установлен контрагент ООО "Брандмастер", ИНН 7328070393, контрагентом которого является ООО "Промсервис".
В соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации на основании поручения Инспекции от 17.08.2022 N 4405 об истребовании документов (информации) Управлением в адрес ООО "Промсервис" по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) направлено требование о предоставлении документов (информации) от 24.08.2022 N 26-19829 по взаимоотношениям с ООО "Брандмастер".
Данным требованием у заявителя запрашивались документы и информация по взаимоотношениям с ООО "Брандмастер".
Требование о представлении документов (информации) от 24.08.2022 N 2619829 было направлено по телекоммуникационным каналам связи - 24.08.2022, файл не был получен налогоплательщиком, в связи с чем, требование направлено заказным письмом 29.09.2022 по адресу регистрации ООО "Промсервис" (почтовый идентификатор ООО "Региональная курьерская связь" N 1216227042749).
Согласно п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации требование считается полученным налогоплательщиком на шестой день с даты направления корреспонденции.
В соответствии с п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
ООО "Промсервис" было обязано в пятидневный срок с момента получения требования направить запрашиваемые документы и информацию налоговому органу или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Таким образом, документы и информация должны были быть представлены не позднее 14.10.2022.
Запрашиваемые документы и информацию ООО "Промсервис" в адрес налогового органа представило 27.12.2022.
В связи с нарушением Обществом установленного срока для представления документов (информации) Управлением составлен акт от 28.10.2022 N 26-30/39785 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Акт направлен по почте заказным письмом по адресу регистрации ООО "Промсервис" 09.11.2022 и считается полученным 17.11.2022.
Материалы проверки, а также возражения Общества рассмотрены Управлением 23.12.2022 при участии представителя лица, привлекаемого к ответственности, Юрченко Татьяны Александровны (доверенность N б/н от 21.12.2022).
По результатам рассмотрения материалов проверки УФНС России по Ульяновской области вынесено решение N 26-16/47 от 10.01.2023 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Указанным решением ООО "Промсервис" привлечено к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 500 руб., а также по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 250 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Не согласившись с решением Управления от 10.01.2023 N 26-16/47, заявитель обжаловал его в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу.
Решением МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу от 06.03.2023 N 07-08/0552@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Промсервис" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием задолженности возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 93.1 Кодекса, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Согласно пункту 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации отказ лица от представления истребуемых в соответствии со статьей 93.1 Кодекса документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
Согласно п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
В рассматриваемом случае спорное требование от 24.08.2022 N 26-19829 выставлено со ссылкой на пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исполнения поручения другого налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки.
В связи с проведением Межрайонной ИФНС России N 23 по Саратовской области камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года, представленной ООО "Саратов Ресурс Центр" ИНН 6453111180, установлен контрагент ООО "Брандмастер" ИНН 7328070393, который в свою очередь является контрагентом ООО "Промсервис".
В соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации на основании поручения Межрайонной ИФНС России N 23 по Саратовской области об истребовании документов N 4405 от 17.08.2022 УФНС в адрес ООО "Промсервис" было сформировано и направлено требование о предоставлении документов (информации) от 24.08.2022 N 26-19829 по взаимоотношениям с ООО "Брандмастер".
Информация о проведении камеральной налоговой проверки ООО "Саратов Ресурс Центр" ИНН 6453111180, которое является контрагентом ООО "Брандмастер", указана в требовании о предоставлении документов (информации) от 24.08.2022 N 26-19829, поручении об истребовании документов N 4405 от 17.08.2022.
В требовании о предоставлении документов (информации) от 24.08.2022 N 26-19829 указаны:
- конкретные запрошенные документы и период с 01.04.2022 по 30.06.2022, за который необходимо представить документы: договор, действовавший в указанный период, согласно примечанию - все договоры, заключенные (действующие) с ООО "Брандмастер" ИНН 7328070393 с приложениями и дополнительными соглашениями, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, акт сверки взаимных расчетов, акты выполненных работ, подтверждающие фактическое исполнение сделки сторонами. В требовании указано, что документы необходимо представить по вопросу взаимоотношений с контрагентом, являющимся по цепочке контрагентом проверяемого лица - ООО "Саратов Ресурс Центр" ИНН 6453111180;
- информация, которую необходимо представить: ООО "Брандмастер" ИНН 7328070393 является производителем или перепродавцом товара (работ, услуг), реализованного в адрес ООО "Промсервис"; в случае, если ООО "Брандмастер" является перепродавцом товара или услуги выполнены не собственными силами, в адрес ООО "Промсервис", указать поставщиков (ИНН, юридический адрес); каким видом транспорта (марка, номер и др. данные) и за чей счет вывозился товар со склада ООО "Брандмастер" ИНН 7328070393 с приложением доверенности на получение товара (с указанием номера, даты выдачи, ФИО получателя, наименование товара); при отсутствии какого-либо документа (информации) необходимо представить письменные пояснения.
Соответственно, сообщение Обществом в ответе на требование от 08.09.2022 об уточнении предмета сделки или реквизитов документов, позволяющих её идентифицировать, является неправомерным.
В требовании о представлении документов (информации) от 24.08.2022 N 26-19829 содержится вся необходимая информация, позволяющая определить, какие конкретно документы и информация необходимы налоговому органу.
Соответственно, у налогоплательщика отсутствовали правовые основания в предоставлении истребуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не указал в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты документов, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть в силу ряда причин не указаны либо вообще не определены.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714 указал, что статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении.
Обязанность налогового органа при осуществлении мероприятий налогового контроля в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснять лицу, у которого истребуются документы (информация), относимость конкретных документов (информации) к деятельности проверяемого налогоплательщика не предусматривается положениями НК РФ и приказа ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628.
Согласно ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, а налогоплательщик, в свою очередь, не вправе оценивать целесообразность требования налоговым органом у него документов. Перечень документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщика, статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не определен и устанавливается налоговым органом в конкретном случае.
Довод ООО "Промсервис" о том, что налоговым органом было выставлено повторное требование N 26-520 от 12.01.2023 о представлении документов по взаимоотношениям ООО "Промсервис" с ООО "Саратов Ресурс Центр", в котором указаны номера первичных документов, является несостоятельным.
Указанное требование выставлено не повторно, а в рамках п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с мероприятиями вне рамок налоговых проверок в отношении ООО "Саратов Ресурс Центр" с ООО "Промсервис". Данное требование не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Доводы заявителя о нарушении при выставлении требования о предоставлении документов 24.08.2022 N 26-19829 норм статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации были подробно изучены арбитражным судом и правомерно отклонены арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (абзац второй пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации).
Главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации предусматриваются формы налогового контроля, одной из которых является истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках установлен статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган вправе запрашивать документы как у налогоплательщика, так и у контрагента, располагающего сведениями о налогоплательщике (п. 1 ст. 93, п. п. 1, 1.1, 2, 2.1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о предоставлении документов (информации) от 24.08.2022 N 2619829 было выставлено заявителю на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому положения ст. ст. 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации о запросе документов у проверяемого налогоплательщика при наличии ошибок в налоговой декларации в данном случае не применяются.
Положения ст. ст. 82, 89, 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат оснований для ограничения истребования документов только у первого контрагента проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго и последующего звена) (определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 309-КГ18-10529 по делу N А60-62474/2017).
При таких обстоятельствах привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, произведено Инспекцией обоснованно и правомерно. Оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2023 (резолютивная часть от 13.06.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-4477/2023, оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4477/2023
Истец: ООО "ПРОМСЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ