г. Санкт-Петербург |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А42-1911/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.,
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии: не явились, извещены
- от истца: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22832/2023) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2023 по делу N А42-1911/2023, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Северная Сова"
к Министерству строительства Мурманской области
3-и лица:
1. Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области";
2. Правительство Мурманской области
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Сова" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области) с иском к Министерству строительства Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) об обязании включить дом N 4 по ул. Карла Маркса в городе Мурманск в Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023 -2025 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее - Фонд, Региональный оператор) и Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
В суде первой инстанции Компания уточнила исковые требования, просила обязать включить многоквартирный дом по ул. Карла Маркса в Мурманске в Краткосрочный план в части капитального ремонта кровли и фасадов.
Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2023 исковые требования полностью удовлетворены.
Не согласившись с решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на нарушение норм процессуального права, а также на неполное выяснение существенных обстоятельств дела.
Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. Заявление Компании подлежало рассмотрению по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 N 526-ПП, то есть представляет собой ненормативный правовой акт, на изменение которого направлены требования Компании.
Судом первой инстанции также не учтено, что истцом не представлено доказательств принятия мер, направленных на актуализацию региональной программы капитального ремонта в отношении спорного многоквартирного дома. В частности, Компанией не представлены документы, подтверждающие обращение в комиссию при Министерстве с целью переноса срока капитального ремонта общего имущества спорного дома на более ранний срок. В этой связи, Фонд полагает, что Компанией не соблюдена установленная процедура переноса срока капитального ремонта общедомового имущества на более ранний срок.
Фонд также полагает, что, удовлетворяя исковые требования, суд нарушил требования части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку не принял во внимание принцип обеспечения финансовой устойчивости регионального оператора. Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден с полным распределением предусмотренных Фонду финансовых средств. Оплата работ по капитальному ремонту общедомового имущества Компании, на необходимости выполнения которых настаивает истец, невозможна вследствие недостаточности объема ожидаемых поступлений денежных средств с учетом полного распределения финансовых ресурсов для реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.
По утверждению Фонда, в случае оплаты стоимости работ по капитальному ремонту общедомового имущества спорного дома за счет средств фонда капитального ремонта, то такая оплата будет являться нарушением пункта 2 статьи 14 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1631-01-ЗМО, то есть нецелевым расходованием средств фонда капитального ремонта.
Указанным доводам не дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.09.2023.
До заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно доводам отзыва, Министерство в полном объеме поддерживает доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания является управляющей организацией в многоквартирном жилом доме N 4 по улице Карла Маркса в городе Мурманск (далее - МКД), 1955 года постройки.
Договор управления МКД заключен Компанией с собственниками 01.03.2022.
Капитальный ремонт в МКД, согласно сведениям ГИС ЖКХ, не производился.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД, состоявшегося в форме очно-заочного голосования, от 24.07.2022 N 1, собственниками помещений приняты решения:
- разработать техническую документацию (проект) по устройству крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю;
- разработать техническую документацию (проект) по ремонту фасадов дома; произвести ремонт крыши и фасадов МКД в соответствии с разработанной проектной документацией (вопрос N 2);
- утвердить срок проведения капитального ремонта в период с 2023 по 2024 годы (вопрос N 3);
- утвердить источник финансирования капитального ремонта - за счет средств фонда капитального ремонта (вопрос N 4);
- утвердить Компанию в качестве лица, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено действовать в приемке работ (вопрос N 5), а также в качестве лица, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено представлять интересы в судах.
По всем вопросам "за" проголосовали 69,78% от общего числа всех голосов собственников в доме.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы", капитальный ремонт спорного МКД запланирован на 2035-2038 годы.
В Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы муниципальным образованием город Мурманск на 2023 -2025 годы капитальный ремонт спорный МКД не вошел.
Общество с ограниченной ответственностью "Северия" (рег. N 114 от 16.02.2010 СРО-П-045-09112009 от 09.11.2009) по заявке Компании изготовило заключение по результатам технического обследования фасадов и кровли здания, расположенного по адресу: Мурманск, ул. Карла Маркса, д.4 (N 379/2022-ТО).
В выводах заключения указано, что конструкции обследуемых фасадов и кровли находятся в недопустимом состоянии (категория технического состояния характеризуется снижением работоспосбности и эксплуатационных характеристик; физический износ превышает 80%), обнаружены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, что не соответствует требованиям СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"
Согласно описи документов (л.д.55), Компанией 15.06.2022 переданы Министерству: сопроводительное письмо; заявление по установленной форме об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; сведения о видах работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сроках их проведения; сведения о многоквартирном доме; экспертное заключение по итогам обследования многоквартирного дома.
Письмом от 11.07.2022 исх.N 07-02/2625-МА (л.д.56) Министерство сообщило, что обращение Компании рассмотрено без проведения заседания комиссии в связи с тем, что средства, которые региональный оператор ежегодно вправе использовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в части средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на 2023 год в границах муниципального образования городского округа города Мурманска отсутствуют.
В этой связи, Министерством принято решение об отказе в переносе срока проведения капитального ремонта МКД на более ранний срок.
Полагая, что Министерство обязано включить МКД в Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части капитального ремонта кровли и фасадов, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что степень износа кровли и фасадов спорного дома составляет 85% и более, что ответчиком не оспорено, признал исковые требования обоснованными.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
20 июня 2013 года принят Закон Мурманской области от 24.06.2013 N 1631-01-ЗМО "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" (далее - Закон МО), который в соответствии с ЖК РФ устанавливает порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Частью 1 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее - многоквартирные дома), определяется в региональной программе исходя из следующих критериев:
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома;
3) техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома.
Согласно части 3 и 4 статьи 2 Закона МО определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется с использованием критериев, указанных в пункте 1 данной статьи.
Порядок использования критериев, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона МО, при определении в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается Методикой.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы (далее - Постановление N 168-ПП).
Согласно Постановлению N 168-ПП, капитальный ремонт МКД N 4 по ул. Карла Маркса в городе Мурманск запланирован на 2035-2038 годы.
Частью 7 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Приведенная норма конкретизирована в статье 5 Закона МО, согласно которой в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно части 2 статьи 5 Закона МО формирование краткосрочного плана реализации региональной программы, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона МО органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области по форме, установленной государственным заказчиком, ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику.
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ (часть 5 статьи 5 Закона МО).
В силу части 7 статьи 5 Закона МО внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Мурманской области.
Методика формирования и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области (далее - Методика), порядок установления необходимости в проведении капитального ремонта, а также порядок использования критериев очередности проведения капитального ремонта установлен постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 N 626-ПП (далее - Постановление N 626-ПП).
В силу пункта 4 Методики, краткосрочные планы реализации региональной программы подлежат обязательному согласованию с Министерством.
Согласно пункту 5 Методики, внесение изменений в муниципальный краткосрочный план и его направление в уполномоченный орган (в настоящем случае - в Министерство) осуществляется органом местного самоуправления при наличии решения, принятого в соответствии с Порядком установления необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, в течение 20 рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения.
На основании утвержденного краткосрочного плана уполномоченный орган (Министерство) готовит постановление Правительства Мурманской области о внесении изменений в сводный краткосрочный план реализации региональной программы.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка установления необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением N 626-ПП, указанный Порядок применяется, в том числе в целях актуализации краткосрочных планов реализации региональной программы.
Согласно пункту 4 Порядка, для установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, Министерством как уполномоченным органом создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта, действующая на постоянной основе. К полномочиям указанной комиссии относится рассмотрение обращений, поступивших от лиц, указанных в пункте 5 Порядка, включая обращения лиц, осуществляющих управление МКД, с последующим принятием одного из решений, указанных в пунктах 5-17 Порядка.
Так, в пункте 8 Порядка установлено, что в случае поступления обращения об актуализации краткосрочных планов реализации региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) в региональную программу;
- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) в региональную программу.
Возможные основания для отказа во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план установлены пунктом 9 Порядка, к числу которых относится, в частности, случаи, когда размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее, чем 50% от размера представленных к оплате счетов, а также нарушение принципов формирования краткосрочных муниципальных планов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представленной в материалы дела описью вложения с отметкой Министерства о получении (л.д.55) подтверждается, что Компания 15.06.2022 передала для рассмотрения Министерству комплект документов, включая заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества спорного МКД, а также заключение N 379/2022-ТО, подготовленное ООО "Северия" по итогам технического обследования многоквартирного дома.
Согласно пункту 21 Порядка, введенного постановлением Правительства Мурманской области от 21.12.2021 N 968-ПП, при несоблюдении требований, указанных в подпунктах "г", "д" пункта 9 Порядка, а также при направлении документов, предусмотренных пунктами 4, 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган вправе без проведения заседания комиссии рассмотреть направленный пакет документов путем направления ответа заявителям, указанным в пункте 5 Порядка, содержащего разъяснения о порядке и основаниях для повторного обращения.
Письмом от 11.07.2022 N 07-02/2625-МА (л.д.56) Министерство уведомило Компанию о результатах рассмотрения заявления об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества спорного МКД, без проведения заседания комиссии на основании пункта 21 Порядка.
Министерством принято решение об отказе в переносе срока проведения капитального ремонта общедомового имущества спорного МКД на более ранний, ввиду отсутствия средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на 2023 год в границах муниципального образования городского округа города-героя Мурманска (на основании подпункта "г" пункта 9 Порядка).
Установленная региональным законодательством процедура переноса срока капитального ремонта общего имущества в МКД, как верно установил суд первой инстанции, Компанией соблюдена.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что, удовлетворив заявленные исковые требования, суд первой инстанции, по сути, подменил собой комиссию при Министерстве, к компетенции которой относится принятие решения по вопросу о переносе срока проведения капитального ремонта и о внесении соответствующих изменений в муниципальный краткосрочный план.
Фонд полагает, что истец не представил доказательств принятия мер, направленных на актуализацию региональной программы капитального ремонта в отношении спорного МКД, в частности, документов, подтверждающих обращение в комиссию при Министерстве для переноса срока проведения капитального ремонта на более ранний.
Однако апелляционный суд отмечает, что, отказывая без проведения заседания комиссии в переносе срока проведения капитального ремонта общедомового имущества спорного МКД на более ранний, Министерство в качестве причин отказа не приводило причины, связанные с предоставлением Компанией неполного пакета документов.
Принятие решения о рассмотрении обращения Компании без проведения заседания комиссии на основании подпункта "г" пункта 9 Порядка принято Министерством самостоятельно. Повторное обращение Компании к Министерству в указанном случае, вопреки доводам Фонда, не приведет к эффективной защите нарушенных прав Компании, поскольку именно Министерство уполномочено предварительно рассматривать поступившие обращения, а также принимать решения о передаче обращений на рассмотрение комиссии, созданной при Министерстве, при отсутствии оснований указанных в подпунктах "г", "д" пункта 9 Порядка (в силу пункта 21 Порядка).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец представил следующий расчет износа общедомового имущества МКЖ, подтверждающий необходимость проведения капитального ремонта кровли и фасадов:
- по году ввода в эксплуатацию имеет 10 баллов и износ 65%.
- по внутридомовым инженерным системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, имеет 5 баллов и износ от 45 до 25%.
- по крыше имеет 5 баллов и износ 85%.
- по подвальным помещениям имеет 5 баллов и износ свыше 25%.
- по фасаду имеет 5 баллов и износ 85%.
- по фундаменту имеет 5 баллов и износ 25%.
- по коллективным (общедомовым) приборам учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлам управления и регулирования потребления этих ресурсов, имеет 6 баллов.
Итоговый балл износа всего МКД составляет: 8,5 = 10*0,4 + 5*0,3 + 10*0,3.
Как установлено специалистами ООО "Северия" по результатам технического обследования МКД в июне 2022 года, техническое состояние фасадов характеризуется как недопустимое, ввиду снижения работоспособности и эксплуатационных характеристик. Техническое состояние кровли характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей (установлено поражение гнилью древесины, повреждение и частичное отсутствие обрешетки, нарушение защитного антисептического покрытия, отставание и трещины листов металла, разрушение кирпичной кладки вентиляционных шахт (л.д. 33 (оборотная сторона), 34)).
Расчеты истца, а также состояние и степень износа фасадов и кровли спорного МКД ответчиком, а также третьими лицами не оспариваются. Возражений в указанной части не представлено и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, Компания документально подтвердила необходимость проведения капитального ремонта кровли и фасадов спорного МКД и переноса сроков проведения такого ремонта с 2035-2038 годы, согласно утвержденной региональной программе, на более ранний срок.
В соответствии с положениями статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о необходимости проведения капитального ремонта крыши и фасадов дома N 4 по ул. Карла Маркса в городе Мурманск в период с 2023 по 2024 годы принято собственниками помещений в указанном доме, что подтверждается протоколом общего собрания от 24.07.2022 N 1 (л.д 23-26).
По вопросу N 4 повестки общего собрания, как следует из протокола от 24.07.2022 N 1, собственниками помещений в спорном МКД принято решение о финансировании капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Министерство и Фонд ссылаются на отсутствие денежных средств на капитальный ремонт кровли и фасадов спорного МКД в более ранние сроки, с учетом полного распределения финансовых ресурсов для реализации краткосрочной региональной программы.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Компании принято с нарушением принципа финансовой устойчивости регионального оператора, установленного частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Фонд также указывает на дефицит средств фондов капитального ремонта по городу Мурманску для оплаты работ по капитальному ремонту привлеченным подрядным организациям в сумме минус 78 688 031,41 рублей. (на 2023-2025 годы с учетом ожидаемых поступлений денежных средств).
В соответствии с частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации краткосрочные планы реализации региональной программы формируются и актуализируются, исходя из принципа использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Кодекса, а также с учетом фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав денежных поступлений, образующих фонд капитального ремонта, в который входят, в том числе взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений МКД.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как следует из сведений, размещенных на официальном сайте Компании в сети "Интернет" (https://uksova.ru/karla-marksa-4-2/) и не оспаривается Министерством и Фондом, взносы на капитальный ремонт собственников помещений в МКД N 4 по ул. Карла Маркса в городе Мурманск аккумулируются на счете регионального оператора, то есть Фонда.
Частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что средства фонда капитального ремонта носят целевой характер и могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров, необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 ЖК РФ, для погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Доказательств того, что взносов, уплаченных собственниками помещений, расположенных в спорном МКД, недостаточно для выполнения работ по капитальному ремонту кровли и фасадов МКД в период с 2023-2025 год, в случае включения МКД в соответствующий муниципальный краткосрочный план, Министерством и Фондом в материалы дела не представлено.
Доводы Министерства и Фонда об общем дефиците средств фондов капитального ремонта по городу Мурманску в указанном случае, с учетом положений части 1 статьи 174 ЖК РФ, не имеют правового значения и правомерно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд полагает, что Компания документально подтвердила необходимость переноса сроков капитального ремонта кровли и фасадов спорного МКД, с учетом их износа на 85% и более, на более ранний срок, а доводы Министерства, на основании которых Компании отказано в переносе срока проведения капитального ремонта и во включении спорного МКД в муниципальный краткосрочный план на 2023-2025 годы, не могут быть признаны судом обоснованными.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к верным выводам об удовлетворении заявленных требований об обязании Министерство включить многоквартирный дом N 4 по ул. Карла Маркса в городе Мурманск в Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 04.07.2022 N 526-ПП.
В апелляционной жалобе, а также в отзыве на жалобу Фонд и Министерство указывают на выбор истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Полагают, что требования Компании по существу направлены на оспаривание постановления Правительства Мурманской области от 04.07.2022 N 526-ПП, в связи с чем, подлежали рассмотрению судом общей юрисдикции по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, апелляционный суд не может согласиться с доводами Фонда в указанной части по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящем случае по субъектному составу иск отнесен к компетенции арбитражного суда, а сам спор вытекает из экономической деятельности истца.
Компания, как лицо, на которое возложено управление спорным МКД, является коммерческой организацией, осуществляющей оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества МКД. Приведение общего имущества МКД в удовлетворительное состояние направлено на минимизацию расходов Компании, будет способствовать более эффективному расходованию денежных средств, получаемых от граждан-потребителей услуг.
Иными словами, обращаясь в суд от имени собственников дома на основании протокола общего собрания от 24.07.2022 N 1 (вопрос N 6), Компания преследует и свой собственный экономический интерес, чем и обусловлено право на обращение с иском в арбитражный суд в рассматриваемом споре.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2023 по делу N А42-1911/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1911/2023
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ СОВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ", ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ