город Москва |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А40-293073/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Захаровой Т.В., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фокиным К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июня 2023 года
по делу N А40-293073/2022,
по иску ОАО "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Самусенко Г.С. по доверенности от 08.12.2020,
от ответчика - Трифонова О.П. по доверенности от 12.10.2022
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 2 973 060 руб.
Решением от 01.06.2023 Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, представил письменный отзыв. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что иск заявлен в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по Государственному контракту N 28/ДТО-2022/4929341 от 12.08.2022 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Общий срок оказания услуг в соответствии с п. 11.2 Контракта с 21.04.2022 по 31.12.2022 включительно.
В соответствии с п.2.1. Контракта, предметом Контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием.
Использование привлеченных вагонов и/или контейнеров для Заказчика осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных Постановлением Правительства РФ (п. 5.4. Контракта).
Услуги по перевозкам оказывались ОАО "РЖД" Ответчику с привлечением подвижного состава (вагонов), контейнеров, принадлежащего иным владельцам.
Порядок расчетов за оказанные услуги установлен главой 6 Контракта, предусматривающей ежемесячное формирование по начисленным суммам и акцептованным счетам за выполненные Услуги (воинские железнодорожные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава и дополнительные услуги) в 2 экземплярах сводного акта оказанных услуг за воинские железнодорожные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава и дополнительные услуги (далее - Сводный акт оказанных услуг).
Оплата за оказанные и акцептованные Услуги осуществляется ежемесячно с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя. Датой оплаты оказанных Услуг считается дата списания денежных средств с лицевого счета Заказчика в течение 10 рабочих дней после предоставления Исполнителем Заказчику Сводного акта оказанных услуг с приложением счетов на оказанные Услуги (п.п. 6.3., 6.4. Контракта).
Согласно п. 6.8. Контракта авансирование Исполнителя по Контракту не предусмотрено.
Требования к оказанию Услуг по Контракту определены в Техническом задании -Приложение N 1 к Контракту.
Так, п. 1.1. Технического задания определено, что Исполнитель обязан на возмездной основе оказывать дополнительные услуги, определенные настоящим пунктом, в том числе по организации перевозок в железнодорожно-паромном сообщении с использованием паромных линий Усть-Луга-Балтийск-Усть-Луга, Ванино-Холмск-Ванино (п. 1.1.6. Технического задания)
В случае организации воинских грузовых перевозок и перевозок домашних вещей в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга, Ванино-Холмск - Ванино, в стоимость перевозки включается тариф морского перевозчика и стоимость услуг паромных комплексов, если иное не предусмотрено договором Заказчика с морским перевозчиком (п. 2.1. Технического задания).
Начисление сборов и плат в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга, как указано в п. 5.19 Технического задания, осуществляется в соответствии с Соглашением между ОАО "РЖД" и ФГУП "Росморпорт" от 13.08.2010 N 882 "Об общих принципах регулирования цены при организации работ на железнодорожных станциях Лужская и Балтийск и железнодорожно-паромных комплексах в портах на линии Усть-Луга - Балтийск и стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск" по ставкам, указанным в Приложении N 9 к Контракту.
Перевозки воинских грузов и домашних вещей в вагонах и контейнерах на (с) Калининградскую железную дорогу осуществляется только с использованием линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга (абз.2 п.5.19 Технического задания).
В соответствии с Приложением N 9 к Контракту в редакции протокола разногласий от 12 августа 2022 года, подписанного сторонами, с 21.04.2022 по 31.05.2022 установлена ставка платы за услуги по перевозке паромной линией Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга одного вагона воинских грузов (кроме опасных грузов 1 класса) и домашних вещей всех во всех типах вагонов в размере 98 614 руб. (без учета НДС), в том числе за возврат порожнего вагона в размере 29 850 руб. (без учета НДС).
ОАО "РЖД", как единственный исполнитель по организации железно дорожно-паромных перевозок согласно распоряжению Правительства РФ от 07.07.2018 N 1405-р, оформляет перевозки воинских грузов в интересах Минобороны России и других силовых министерств, ведомств с вышеуказанной тарификацией и оплачивает услуги морских перевозчиков и паромных комплексов за счет собственных средств (до акцепта и оплаты перевозок силовыми министерствами, ведомствами в рамках заключенных с ними государственных контрактов) по фактически выполненным паромным перевозкам как груженых вагонов с воинским грузом, так и порожних вагонов после выгрузки воинских грузов.
С апреля по май 2022 года ОАО "РЖД" осуществляло перевозки грузов для нужд Минобороны России с различных станций российских железных дорог на станции Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по следующим ж/д накладным N N Х340960, Х340959, Х340967, Х340698, Х342805, Х342809, Х342810, Х342804, Х502505, Х502506, Х502514, Х502515, Х502516, Х502518, Х548800.
К участию в вышеуказанных перевозках в соответствии с порядком, установленным Постановлением N 1590, был привлечен подвижной состав, который после раскредитования накладных и выдачи грузов частично (не использованный под следующую погрузку подвижной состав) железнодорожно-паромным сообщением с использованием линии Усть-Луга - Балтийск был возвращен владельцам вагонов.
Таким образом, согласно вышеизложенным положениям Контракта, Постановлению N 1590 оплата условно порожнего рейса возложена на Заказчика воинских железнодорожных грузовых перевозок, то есть на Минобороны России.
Позиция Минобороны России по не акцепту платы за возврат порожних вагонов паромом противоречива, так как плата за возврат порожнего вагона по инфраструктуре ОАО "РЖД" Минобороны России акцептована, а плата за морской участок пути (перевозка паромом) нет.
В случае Калининградской железной дороги представителем Заказчика является начальник военных сообщений Калининградского управления военных сообщений (далее - КУ ВОСО).
В соответствии с требованиями п.п. 3.1. и 3.2. Технического задания Перевозчик направил представителю Заказчика счет N 86 за период с 01.01.2022 по 31.07.2022 (с актом оказанных услуг N В/1002602499/10/2021/2022 от 10.08.2022, перечнем первичных документов к нему, включающим отправки NN Х340959, Х340960, Х340967, Х340968, Х342805, Х342809, Х342810, Х342804, Х502505, Х502506, Х5025014, Х502515, Х502516, Х502518, Х548800) на оплату оказанных услуг по вышеуказанным ж/д накладным.
Вышеуказанный счет представителем Заказчика был акцептован не в полном объеме, а именно не был акцептован сбор за условно порожний рейс подвижного состава по морскому участку пути. В качестве мотива для отказа давалась ссылка на указание начальника Управления военных сообщений Департамента транспортного обеспечения Минобороны России от 08.05.2020 N 257/6/3999, что считаем неправомерным и незаконным.
Фактически, Минобороны России, отказываясь принимать к акцепту стоимость оказанных услуг, нарушает условия государственного контракта и нормы Постановления N 1590.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.1998 N 761, п. 3.5 Контракта существует перечень воинских железнодорожных перевозок, которые не подлежат прекращению или ограничению, независимо от того, оплачиваются они Министерством обороны РФ или нет.
Согласно ст. 7 Устава железнодорожного транспорта РФ, владельцы инфраструктур и перевозчики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляют военно-транспортным органам необходимые услуги для обеспечения их основной деятельности. Воинские железнодорожные перевозки осуществляются в приоритетном порядке.
Таким образом, Ответчику обеспечено исключительное положение на рынке железнодорожных перевозок, которым он в данном случае злоупотребляет, уклоняясь от оплаты фактически оказанных услуг.
ОАО "РЖД", в свою очередь, руководствуется положениями договора N 4218876 на оказание услуг морской перевозки по морскому участку пути Усть-Луга - Балтийск, Балтийск - Усть-Луга в интересах силовых министерств (ведомств), заключенного 29.12.2020 между ОАО "РЖД" и ООО "Оборонлогистика", согласно которому ОАО "РЖД" является Заказчиком, а ООО "Оборонлогистика" является Исполнителем -владельцем паромного судна, присоединившимся к Общим коммерческим условиям организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях Усть-Луга -Балтийск, Усть-Луга - Зассниц, Балтийск - Зассниц, Кавказ - Крым, Кавказ - Керчь от 13.08.2010 N 14569.
Срок действия договора N 4218876 от 29.12.2020 согласно п. 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения N 2 от 30.12.2021 к договору с 01.04.2020 по 30.05.2023.
Согласно п. 2.1 договора N 4218876 от 29.12.2020 Исполнитель обязуется оказать Заказчику услугу - перевозку вагонов/контейнеров и сопровождающих (пассажиров), выполняемую исполнителем железнодорожно-паромным сообщением по морскому участку пути Усть-Луга - Балтийск, Балтийск - Усть-Луга в интересах, в том числе Минобороны России, а Заказчик обязуется уплатить Исполнителю установленную договором плату за услугу (морской фрахт).
Согласно п. 4.1 договора N 4218876 от 29.12.2020 размеры ставок морского фрахта установлены исходя из предельного уровня ставки за перевозку по морскому участку пути, установленного в соответствии с п. 4 Общих коммерческих условий на 2020 год, Соглашением об общих принципах регулирования цен при организации работ на железнодорожных станциях Лужская и Балтийск и железнодорожно-паромных комплексах в портах Усть-Луга и Балтийск и стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск от 13.08.2010 N882, условий государственных контрактов и указаны в приложении N 3 к настоящему договору.
В соответствии с приложением N 3 к договору N 4218876 от 29.12.2020 в редакции дополнительного соглашения N 3 от 14.03.2022 размер ставки за перевозку вагонов/контейнеров с грузом составляет 68 764 руб., порожних вагонов/контейнеров -29 850 руб.
Согласно п. 5.1 договора N 4218876 от 29.12.2020 основанием для расчетов между ОАО "РЖД" и ООО "Оборонлогистика" являются согласованные сторонами акты, корректировочные акты, счет-фактуры, корректировочные счет-фактуры и счета на оплату.
Заказчик был обязан оплатить оказанные услуги по перевозке вагонов/контейнеров на морском участке пути согласно актам N 699 от 30.04.2022 о выполненных работах за период с "01" апреля по "30" апреля 2022 г., N 698 от 30.04.2022 о выполненных работах за период с "01" апреля по "30" апреля 2022 г., N 888 от 30.04.2022 о выполненных работах с "01" апреля по "30" апреля 2022 г., N 700 от 30.04.2022 о выполненных работах с "01" апреля по "30" апреля 2022 г., N 992 от 31.05.2022 о выполненных работах с "01" мая по "31" мая 2022 г., N 993 от 31.05.2022 о выполненных работах с "01" мая по "31" мая 2022 г., N 994 от 31.05.2022 о выполненных работах с "01" мая по "31" мая 2022 г., N 1428 от 30.06.2022 о выполненных работах с "01" июня по "30" июня 2022 г., N 1429 от 30.06.2022 о выполненных работах с "01" июня по "30" июня 2022 г., N 1430 от 30.06.2022 о выполненных работах с "01" июня по "30" июня 2022 г..
Оплата выполненного в апреле, мае и июне 2022 года морского фрахта подтверждается платежными поручениями N N 873026 от 13.05.2022, 873024 от 13.05.2022, 875105 от 17.06.2022, 873025 от 13.05.2022, 874846 от 14.06.2022, 874845 от 14.06.2022, 874844 от 14.06.2022, 876454 от 12.07.2022, 877415 от 28.07.2022, 876456 от 12.07.2022.
Для урегулирования вопроса по оплате задолженности Перевозчиком в адрес Минобороны России были направлены претензии от 14.10.2022 N ИСХ-4544/КЛНГ ТЦФТО, от 14.10.2022 N ИСХ-4545/КЛНГ ТЦФТО, от 14.10.2022 N ИСХ-4546/КЛНГ ТЦФТО, от 14.10.2022 N ИСХ-4548/КЛНГ ТЦФТО, от 14.10.2022 N ИСХ-4549/КЛНГ ТЦФТО.
В ответе на претензии (исх.N 257/8/10716 от 02.11.2022) Минобороны России в удовлетворении претензий отказало.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ставка платы за возврат порожнего вагона установлена Приложением N 9 к Контракту в редакции протокола разногласий подписанного ОАО "РЖД" и Минобороны России 12 августа 2022 года.
Согласно условиям Контракта начисление сборов и плат в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга, как указано в п.5.19 Технического задания, осуществляется в соответствии с Соглашением между ОАО "РЖД" и ФГУП "Росморпорт" от 13.08.2010 N 882 "Об общих принципах регулирования цены при организации работ на железнодорожных станциях Лужская и Балтийск и железнодорожно-паромных комплексах в портах на линии Усть-Луга -Балтийск и стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск" по ставкам, указанным в Приложении N 9 к Контракту.
В соответствии с приложением N 9 к Контракту (в редакции протокола разногласий от 12.08.2022., подписанного сторонами), с 21.04.2022 установлена ставка платы за услуги по перевозке паромной линией Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга для одного вагона воинских грузов (кроме опасных грузов 1 класса) и домашних вещей всех во всех типах вагонов в размере 98 614 руб., в том числе за возврат порожнего вагона в размере 29 850 руб.
Ставка платы в размере 29 850 руб. в свою очередь установлена морским перевозчиком - ООО "Оборон логистика" в соответствии с дополнительным соглашением N 3 от 14.03.2022 к договору N 4218876 от 29.12.2020 на оказание услуг морской перевозки по морскому участку пути Усть-Луга - Балтийск, Балтийск - Усть-Луга в железнодорожном паромном сообщении Усть-Луга-Балтийск, Балтийск-Усть-Луга в интересах силовых министерств (ведомств), заключенным ОАО "РЖД" с ООО "Оборонлогистика".
Документов, свидетельствующих о том, что ответчик выразил несогласие с предложенной истцом в протоколе разногласий редакцией спорных пунктов, настаивал на заключении контракта в первоначальной редакции либо в любой иной редакции, в деле не имеется. В самом протоколе разногласий такие отметки отсутствуют. Доказательства, подтверждающие направление ответчиком истцу протокола урегулирования разногласий, содержащего иную редакцию спорных пунктов, либо иного письменного уведомления о несогласии с предложенной истцом редакцией, суду первой и второй инстанции не представлены. За разрешением спора, связанного с заключением договора, ответчик в суд не обращался.
Таким образом, сторонами согласованы условия Контракта в редакции Протокола разногласий, в том числе установлена ставка платы за перевозку порожних вагонов железнодорожно-паромным сообщением в Приложении N 9 к Контракту.
Оказание услуг по Контракту (п.2.1.) осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.
Использование привлеченных вагонов и/или контейнеров для Заказчика осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных Постановлением Правительства РФ (п.5.4. Контракта).
Возврат порожних вагонов - неотъемлемая составная часть услуги по предоставлению вагонов.
Тот факт, что указанные в иске привлеченные вагоны использовались исключительно для нужд перевозки грузов Минобороны России, после которой были возвращены собственнику вагонов, Ответчиком не оспаривается и подтвержден материалами дела.
Факт возврата порожних вагонов с участием морского перевозчика -ООО "Оборонлогистика" подтверждается материалами дела, а именно договорами перевозки порожних вагонов - железнодорожными накладными N N ЭС265245, ЭС252719, ЭС412243, ЭС412312, ЭС411837, ЭС707412, ЭС711554, ЭС707049, ЭС733159, ЭС707412, ЭС765442, ЭТ299835, ЭТ300023, ЭТ299835, ЭТ299068, ЭУ140043, ЭТ755465, ЭУ059762, ЭТ723669, ЭУ059762, ЭУ104135, ЭТ988518.
Оформление приема груза (порожних вагонов) к перевозке и их прибытие на станцию назначения подтверждается календарными штемпелями Перевозчика (ОАО "РЖД") в соответствующих графах "Оформление приема груза к перевозке" и "Прибытие на станцию назначения".
Факт возврата порожних вагонов с участием морского перевозчика и с использованием паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга также подтверждается представленными в материалы дела подписанными актами о выполненных работах (оказанных услугах) к договору между ОАО "РЖД" и ООО "Оборонлогистика" от 29.12.2020 N 4218876.
Таким образом, поскольку услуга по возврату порожних вагонов, являющаяся неотъемлемой составной частью услуги по предоставлению вагонов, была оказана, то в соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ она должна быть оплачена.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что иск подлежит удовлетворению, является обоснованным.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июня 2023 года по делу N А40-293073/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-293073/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31817/2023
12.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39123/2024
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31817/2023
12.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50570/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-293073/2022