г. Киров |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А28-10286/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя третьего лица - Федько С.Н., действующего на основании доверенности от 15.06.2023.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области и общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 по делу N А28-10286/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр" (ИНН 4345211137, ОГРН 1074345054167)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр" (далее - заявитель, общество, ООО ОА "Кедр") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (далее - ответчик, Управление, Управление Росгвардии по Кировской области, административный орган) о признании недействительным предписания от 18.07.2022 N 525/1342.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - третье лицо, Отделение).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ОА "Кедр" и Отделение обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Отделение просит отменить решение в части выводов о нарушении Обществом требований, установленных абзацем 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1) при осуществлении охраны объектов Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области. ООО ОА "Кедр" просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым выданное Управлением предписание от 18.07.2022 признать недействительным.
Отделение и ООО "Кедр" приводят доводы о том, что объекты Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов не относятся к перечню объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. ООО ОА "Кедр" также приводит доводы о нарушении Управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу третьего лица, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ протокольным определением апелляционного суда от 15.08.2023 судебное разбирательство отложено до 14 часов 40 минут 12.09.2023.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Щелокаевой Т.А. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Минаеву Е.В., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Представитель третьего лица в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы Отделения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО ОА "Кедр" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1074345054167.
Управлением Росгвардии по Кировской области ООО ОА "Кедр" выдана лицензия от 23.08.2013 N 021289 на срок до 23.08.2023 (далее - лицензия N 021289) на осуществление частной охранной деятельности с оказанием услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1).
На основании распоряжения Управления от 01.06.2022 N 128 проведена внеплановая проверка ООО ОА "Кедр". Законность распоряжения о проведении проверки подтверждена решением Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2022 по делу А28-7307/2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2022.
Административным органом установлено, что Общество оказывает охранные услуги:
- силами охранников, не прошедших периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, а именно: 22.06.2022 на объекте "Педагогический колледж им. Н.К.Кулагина" по адресу: г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 1, силами охранников Каракулина А.В. и Курлаева П.П.; на объекте ГБДОУ Детский сад N 36 компенсирующего вида Приморского района г. Санкт-Петербурга, по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Испытателей, д. 11, силами охранника Кирьянен А.В.;
- силами работников организации в отсутствие личной карточки охранника, выданной Управлением: 20.06.2022 на объекте в Отделении Пенсионного фонда по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Комсомольская, д.43, охранниками Баковкиной Е.В. и Козина В.В.; 22.06.2022 на объекте ГБДОУ Детский сад N 36 компенсирующего вида Приморского района г. Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, пр.Испытателей, д. 11 охранником Кирьянен А.В.; 22.06.2022 - КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Красноармейская, д. 43 охранниками Шуниной И.П. и Велигжаниной Е.А.; 23.06.2022 - АО "ЭнергосбыТ Плюс" по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д. 28 охранником Викуловым В.А.
- при несоблюдении правил оборота оружия и специальных средств, а именно: 20.06.2022 специальные средства (палка резиновая - 2 штуки, наручники - 2 штуки), выданные на объект Отделение Пенсионного фонда по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Комсомольская, д.43, на момент проверки не использовались охранниками Баковкиной Е.В. и Козиным В.В., хранились вне сейфа, в условиях не обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц; 09.07.2022 установлено, что на объекте Отделение Пенсионного фонда по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Комсомольская, д.43 Общество не ведет учет специальных средств по моделям, а именно в журнал выдачи и приема специальных средств в период с 13.04.2022 по 19.06.2022 не заносилась модель выданного специального средства, 20.06.2022 не занесена модель специального средства наручники и вид специального средства "ПР" (палка резиновая); в книге учета специальных средств в период с 01.03.2022 по 17.06.2022 не заносилась модель выданных специальных средств - палки резиновой, наручников, шлема и жилета защитного, 27.06.2022 в журнал выдачи и приема специальных средств не занесена модель выданных специальных средств: наручников, шлема и жилета защитного; работник Катрич А.И., на которого выдано разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему серии РСЛ, а N 4777142, действительного до 09.01.2024 на служебное огнестрельное нарезное короткоствольное оружие МР-71, не прошел периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств;
- в виде вооруженной охраны имущества при этом в договорах на оказание охранных услуг не указаны виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг (договор от 26.04.2022 N 12/А-2022; контракт от 10.01.2022 N 03402000033210143610001; договор от 21.03.2022 N ЭА 10/153; контракт от 12.01.2022 N 0324100001121000343-1; контракт от 25.04.2022 N 0307100020422000001; контракт от 09.01.2022 N 05/01-2022; договор от 01.11.2021 N 0340100009921000128; контракт от 27.12.2021 N 0124200000621008335; контракт от 11.11.2021 N А99/2021; контракт от 24.12.2021 N 054.005.22.018 ЭА; контракт от 30.12.2021 N 06/01-2022)
- ООО ОА "Кедр" оказывало охранные услуги силами охранников в специальной форменной одежде, не позволяющей определить их принадлежность к конкретной частной охранной организации: 20.06.2022 на объекте в Отделении Пенсионного фонда по Кировской области по адресу: г. Киров, ул. Комсомольская, д.43, охранником Козиным В.В., на специальной форменной одежде которого был шеврон "Охранное агентство "СКИФ"; 24.06.2022 на объекте в Управлении Пенсионного фонда России по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 36, охранником Концур И.И.;
- 23.06.2022 на объекте АО "ЭнергосбыТ Плюс" по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д. 28 оказывались охранные услуги силами охранника Викулова В.А., при этом должностная инструкция не доведена до сведения частного охранника, обеспечивающего внутриобъектовый и пропускной режимы в пределах объекта охраны, не сделана отметка об ознакомлении с должностной инструкцией в листе ознакомления.
- 24.06.2022 на объекте в Управлении Пенсионного фонда России по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 36, оказывались услуги охранниками Воробьевым В.А. и Концур И.И., при этом должностная инструкция не доведена до сведения частных охранников, обеспечивающих внутриобъектовый и пропускной режимы в пределах объекта охраны, не сделана отметка об ознакомлении с должностной инструкцией в листе ознакомления;
- ООО ОА "Кедр" оказывало охранные услуги работниками в отсутствие у них правового статуса "Частный охранник", подтвержденного удостоверением частного охранника, дающего право на оказание охранных услуг, и не имеющими личной карточки охранников: 22.06.2022 - КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 21 работником Сединой С.А.; 24.06.2022 - в Управлении Пенсионного фонда России по Республике Коми по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 36, охранниками Воробьевым В.А. и Концур И.И.;
- ООО ОА "Кедр" оказывает охранные услуги на объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется, а именно: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (контракты от 25.11.2021 N 1295, от 17.12.2021 N 275, от 20.12.2021 N N 285, 286, 287, 288, 287), Отделение Пенсионного фонда по Кировской области (контракты от 28.12.2021 N 0240100000121000073 и N 0240100000121000074), Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкар" (договоры от 24.01.2022 N2902 и N2903);
- ООО ОА "Кедр" не проинформировало Управление о дате прекращения трудовых договоров общества с приложением копий приказов (распоряжений) о прекращении трудовых договоров с 571 работниками в срок не более 5 рабочих дней с даты прекращения трудового договора
Результаты проверки отражены в акте от 11.07.2022.
18.07.2022 Управление выдало Обществу предписание N 525/1342 об устранении перечисленных выше нарушений.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, заслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения указанного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
В связи с чем доводы ООО ОА "Кедр" о нарушении Управлением Росгвардии по Кировской области указанного Закона признаются несостоятельными.
Статьей 1 Закона N 2487-1 предусмотрено, что частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Перечень предоставляемых в целях охраны услуг определен частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1.
Оказание перечисленных в части 3 статьи 3 настоящего Закона услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (часть 1 статьи 11 Закона N 2487-1).
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании, Положение N498).
В подпункте "г" пункта 3 Положения N 498 указано, что лицензионным требованием при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1, являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой, второй и третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона N 2487-1.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Положения N 498 одним из лицензионных требований при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона N 2487-1, является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 498 лицензионным требованием при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 Положения N 498, является наличие на объекте (объектах) охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденной лицензиатом.
Лицензионным требованием при осуществлении обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона N 2487-1, дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 Положения N498, является наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны (пункт 8 Положения N 498).
Пунктом 9 Положения N 498 предусмотрено, что лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 3-6 и 8 Положения N 498.
Частью 2 статьи 12.1 Закона N 2487-1 установлено, что действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждены Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 (далее - Приказ N 419).
Согласно пункту 4 Приказа N 419 должностная инструкция составляется в двух экземплярах. Один экземпляр должностной инструкции направляется в территориальный орган Росгвардии по месту нахождения соответствующего объекта охраны в сроки, установленные для уведомления частной охранной организацией территориальных органов Росгвардии о начале оказания охранных услуг. Второй экземпляр должностной инструкции хранится в частной охранной организации. Заверенная копия должностной инструкции хранится на объекте охраны.
Согласованная и утвержденная должностная инструкция доводится до сведения частных охранников, обеспечивающих внутриобъектовый и пропускной режимы в пределах объекта охраны, о чем делается соответствующая отметка в листе ознакомления. Лист ознакомления хранится совместно с заверенной копией должностной инструкции на объекте охраны (пункт 7 Приказа N 419).
В силу статьи 11.1 Закона N 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет.
Обязательным требованием в силу абзаца 7 статьи 12 Закона N 2487-1 является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения N 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности являются, в том числе нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ N 2487-1. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Правила N 587).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 587 частная охранная организация обязана вести учет специальных средств по виду, моделям и их количеству.
Специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника.
По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны (пункт 8 Правил N 587).
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 2487-1 частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, правила проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, содержание периодических проверок и срок их проведения определены Приказом Росгвардии от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" (далее - Порядок N 387).
Пунктами 4, 4.1, 4.2 Порядка N 387 установлено, что периодической проверке подлежат частные охранники и работники юридических лиц с особыми уставными задачами.
Комиссия проводит следующие периодические проверки: первичные - в отношении частных охранников, впервые назначенных на должность, в течение одного месяца после назначения на должность и работников, впервые принятых на работу, в течение одного месяца после прохождения испытания при приеме на работу и (или) профессиональной подготовки (пункт 5.1 Порядка N 387); плановые - в отношении частных охранников и работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку, один раз в год в течение месяца, предшествующего дате прохождения последней периодической проверки (пункт 5.2 Порядка N 387); повторные - в отношении частных охранников и работников, не прошедших первичную либо плановую проверки (пункт 5.3 Порядка N 387).
Нарушение перечисленных выше норм Обществом по существу не оспаривается, подтверждается материалами настоящего дела.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения N 498 охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что на основании государственных контрактов от 25.11.2021 N 1295, от 17.12.2021 N 275, от 20.12.2021 N N 285, 286, 287, 288 от 28.12.2021 N 0240100000121000073 и N 0240100000121000074 и договоров от 24.01.2022 N2902 и N2903 Общество осуществляет охранные услуги на объектах Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень N 587).
В Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации (пункт 1 Перечня N 587).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (далее - Положение N 2122-1, утратило силу с 01.01.2023).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 указанного Положения ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Средства ПФР направляются на: выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР (пункт 6 Положения).
ПФР выполняет отдельные функции государственного органа с предоставлением государственных услуг с учетом утвержденных административных регламентов в установленной сфере деятельности.
На основании части 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 13 Закона N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом, и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (статья 2 действует с 01.01.2023) Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Фонд может от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в рамках компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 11 статьи 2 Закона N 236-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 236-ФЗ (действует с 01.01.2023) установлено, что Фонд осуществляет:
1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;
2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;
6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;
9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Данная правовая позиция изложена в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, объект охраны ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" относятся к объектам, которые подлежат государственной охране.
Иных доводов в подтверждение позиций Отделения и ООО ОА "Кедр" о недействительности оспариваемого предписания подателями жалоб не заявлено.
Доводы апелляционных жалоб, по существу повторяющие позиции заявителя и третьего лица в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 по делу N А28-10286/2022 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Общества и Отделения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Отделение освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 по делу N А28-10286/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области и общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Кедр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10286/2022
Истец: ООО "КЕДР"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кировской области
Третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области