город Воронеж |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А35-7411/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Маховой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Заря" (ИНН 4606004498, ОГРН 1024601223206, далее - ЗАО "Заря" или заявитель):
от Министерства имущества Курской области (ИНН 4629011325, ОГРН 1024600947502, далее - Министерство):
от Министерства природных ресурсов Курской области (ИНН 4632027163, ОГРН 1024600953024):
от Администрации Железногорского района Курской области (ИНН 4633017538, ОГРН 1054679025774):
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области: |
Борзенков Р.Э. - представитель от 15.11.2021 по доверенности;
Олейников П.С. - представитель по доверенности от 25.05.2023 N 03.4-01.01-19/6404;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.06.2023 по делу N А35-7411/2022, принятое по заявлению ЗАО "Заря" к Министерству имущества Курской области о признании незаконным выраженного в письме от 31.05.2022 N 01.01-32/863 отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108, об обязании предоставить ЗАО "Заря" без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:108,
третьи лица: Министерство природных ресурсов Курской области, Администрация Железногорского района Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Заря" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущества Курской области (прежнее наименование - Комитет по управлению имущества Курской области) о признании незаконным выраженного в письме от 31.05.2022 N 01.01-32/863 отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108, об обязании предоставить ЗАО "Заря" без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:108.
Дело рассматривалось при участи третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Курской области, Администрации Железногорского района Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.06.2023 по делу N А35-7411/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными выраженные в письме от 31.05.2022 N 01.01-32/863 действия Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108.
На Министерство имущества Курской области возложена обязанность предоставить закрытому акционерному обществу "Заря" без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:108.
Взыскать с Министерства имущества Курской области в пользу закрытого акционерного общества "Заря" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущества Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для выкупа спорного земельного участка.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 01.09.2023.
Определением суда апелляционной инстанции ЗАО "Заря" предложено представить дополнительные письменные пояснения со ссылками на доказательства (указать листы дела) по доводу о пересечении (непересечении) земельного участка кадN 46:06:000000:108 с землями лесного фонда, а также нормативно обосновать исполнимость судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований (с учётом довода о моратории на приватизацию).
Министерству имущества Курской области предложено представить дополнительные письменные пояснения со ссылками на доказательства, обосновывающие категории и виды разрешённого использования земельных участков кад N 46:06:000000:108 и всех, выделенных ранее из него.
Во исполнение указаний суда Министерство имущества Курской области представило дополнение к апелляционной жалобе от 31.08.2023.
ЗАО "Заря" представило дополнения к отзыву на апелляционную жалобу от 22.08.2023, от 01.09.2023.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольными определениями от 01.09.2023. от 08.09.2023.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 08.09.2023.
В продолженном судебном заседании представитель ЗАО "Заря" поддержал ранее высказанную правовую позицию по делу.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 26.01.2007 между ЗАО "Заря" (арендатор) и администрацией Железногорского района Курской области (арендатор) заключен договор аренды N 27 земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108, площадью 7 989 506,53 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский р-н, фонд перераспределения МО "Рышковский сельсовет" сроком аренды с 01.01.2007 по 31.12.2032 (т. 1 л.д. 32-40).
Данный земельный участок, согласно кадастровому плану (т. 1 л.д. 36-38) состоял из 20 частей (обособленных участков), каждой из которых был присвоен кадастровый номер.
Земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:108 передан арендатору по акту приема-передачи от 26.01.2007 (т. 1 л.д. 39).
07.05.2007 вышеуказанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке (номер государственной регистрации 46-46-07/010/2007-143). 10.08.2018 между администрацией Железногорского района Курской области и ЗАО "Заря" заключено соглашение N 1 о внесении изменений в договор аренды N 27 от 26.01.2007, предусматривающее уменьшение площади арендуемого земельного участка с 7 989 506,53 кв.м. до 7 665 599,53 кв.м. (т. 1 л.д. 41-44).
Уменьшение площади арендуемого земельного участка было обусловлено, как следует из заявления, выделением из исходного земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 трех земельных участков с кадастровыми номерами: 46:06:142101:13 площадью 268 623,00 кв.м.; 46:06:142101:14 площадью 24 149,00 кв.м.; 46:06:142101:15 площадью 31 135 кв.м.
12.03.2019 между администрацией Железногорского района Курской области и ЗАО "Заря" заключено соглашение N 2 о внесении изменений в договор аренды N 27 от 26.01.2007, предусматривающее уменьшение площади арендуемого земельного участка с 7 665 599,53 кв.м. до 6 934 469,53 кв.м. (т. 1 л.д. 45-46).
Уменьшение площади арендуемого земельного участка было обусловлено, как следует из заявления, исключением из состава арендуемого земельного участка входящих в его состав частей (обособленных участков) с кадастровыми номерами: 46:06:141502:2 площадью 560 878,54 кв.м., 46:06:141502:3 площадью 170 250,95 кв.м.
В целях образования двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 (с сохранением исходного в измененных границах) общество обратилось в комитет заявлением от 27.01.2022 об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 560 878,54 кв.м. и площадью 170 250,95 кв.м.
Решением комитета от 02.03.2022 N 01.01-35/14 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 560 878,54 кв.м. и 170 250,95 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Курская область, Железногорский район, Рышковский сельсовет, с видом разрешенного использования - для размещения сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), в границах территориальной зоны СХ2 - зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения, в соответствии с местными условиями, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108, площадью 7 989 506,53 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, Рышковский сельсовет.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 кадастровым инженером Чайковской Л.В. подготовлены межевые планы (т. 1 л.д. 58-96), на основании которых 22.04.2022 и 28.04.2022 на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 46:06:141502:123 (выделенная часть с кадастровым номером 46:06:141502:3) и 46:06:141502:124 (выделенная часть с кадастровым номером 46:06:141502:2).
16.05.2022 заявитель, ссылаясь на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратился в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 в собственность без проведения торгов.
В связи с поступлением указанного заявления комитетом организовано направление межведомственных запросов в органы государственной власти и местного самоуправления с целью решения вопроса о возможности предоставления земельного участка.
Письмом от 01.06.2022 N 07-0635-АВ/22 Управление Росреестра по Курской области сообщило об отсутствии информации о выявленных в рамках осуществления функции государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 по состоянию на 30.05.2022.
Администрация Железногорского района Курской области в ответ на запрос сообщила, что из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:108 является многоконтурным участком, состоит из 20 контуров общей площадью 7 989 506,53 кв.м., в то время как ЗАО "Заря" использует на основании договора аренды только часть земельного участка (15 контуров площадью 6934469,53 кв.м.), на оставшуюся часть (5 контуров) договор аренды не заключен (письмо от 25.05.2022 N 06-1743).
Комитет природных ресурсов Курской области (в настоящее время Министерство природных ресурсов Курской области) письмом от 30.05.2022 N 05.2-01-33/5385 сообщил, что испрашиваемый участок имеет пересечение с лесным фондом, а именно кв. 70 выд. 16, Кармановского участкового лесничества, Железногорского лесничества ур. Жидеевская дача и кв.58 выд. 7,5 Кармановского участкового лесничества, Железногорского лесничества.
Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в письме от 25.05.2022 N УФС-ВТ-12.1/2848 сообщило о том, что не располагает информацией о выявленных в рамках государственного земельного контроля (надзора) за последние 3 года и неустраненных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации в отношении спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "Заря" комитет письмом от 31.05.2022 N 01.01-32/863 уведомил заявителя о принятом на основании пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ решении об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Причинами для отказа послужили:
- отраженная в Едином государственном реестре недвижимости информация о пересечении границы испрашиваемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:141502:123, 46:06:141502:124, 46:06:142101:13, 46:06:142101:14, 46:06:142101:15;
- несоответствие площади испрашиваемого земельного участка, указанной в ЕГРН (7 989 506,53 кв.м.), площади, которую использует ЗАО "Заря" на основании договора аренды (6 934 469,53 кв.м.);
- наличие пересечения границ испрашиваемого земельного участка с лесным фондом, а именно кв. 70 выд. 16 Кармановского участкового лесничества, Железногорского лесничества ур. Жидеевская дача и кв. 58 выд. 7,5 Кармановского участкового лесничества, Железногорского лесничества).
Полагая, что действия Комитета по отказу в реализации права на приобретение в собственность земельного участка не соответствуют закону, нарушают права и интересы ЗАО "Заря" в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что основания для отказа в предоставлении земельного участка фактически отсутствовали, а наличие ошибки в сведениях о границах испрашиваемого земельного участка с учетом характера и оснований возникновения такой ошибки не может являться основанием для отказа в его предоставлении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 09.06.2018 N Ф10-1809/2018 по делу N А14-3684/2017.
Материалами настоящего дела подтверждается, что спорный земельный участок был предоставлен ЗАО "Заря" в аренду на основании договора от 26.01.2007 N 27.
Площадь предоставленного земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 составляла 7 989 506,53 кв.м. и включала в себя, в том числе, площади выделенных впоследствии из него земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:142101:13, 46:06:142101:14, 46:06:142101:15, 46:06:141502:123, 46:06:141502:124.
В 2018 году общество инициировало выделение из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 трех земельных участков, которым впоследствии были присвоены кадастровые номера 46:06:142101:13 (площадью 268 623,00 кв.м.), 46:06:142101:14 (площадью 24 149,00 кв.м.) и 46:06:142101:15 (площадью 31 135 кв.м.), о чем свидетельствует заявление общества об утверждении схемы расположения земельных участков от 15.02.2018 (т. 2 л.д. 146), выписка из протокола заседания комиссии по распоряжению земельными участками, расположенными в границах территории Железногорского района от 14.03.2018 (т. 2 л.д. 146, оборотная сторона), а также постановление администрации Железногорского района Курской области от 16.03.2018 N 199 "Об утверждении схем расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108" (т. 2 л.д. 147).
До образования земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:141502:123 и 46:06:141502:124 общество в 2018 году (письмо N 305 от 27.09.2018 - т. 2 л.д. 142) инициировало внесение изменений в договор аренды N 27 от 26.01.2007 в связи с отказом от использования обособленных участков с кадастровыми номерами 46:06:141502:2 и 46:06:141502:3 (которые впоследствии будут поставлены на кадастровый учет с присвоением номеров 46:06:141502:123 и 46:06:141502:124) по причине того, что земли на данных участках малопродуктивны.
Комитет лесного хозяйства Курской области письмом от 24.05.2019 N 07.3-01-23/1649 (т. 2 л.д. 138) обращался к Главе Железногорского района с просьбой дать согласие на перевод в категорию земель лесного фонда земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:142101:13, 46:06:142101:15, 46:06:142101:14 и обособленного участка с номером 46:06:141502:2.
Согласие на перевод в категорию земель лесного фонда земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:142101:13, 46:06:142101:15 и 46:06:142101:14 выражено в письме администрации Железногорского района Курской области от 23.90.2021 N 06- 3382 (т. 2 л.д. 154).
Впоследствии комитет лесного хозяйства Курской области обращался с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 46:06:142101:13, 46:06:142101:15 и 46:06:142101:14 в категорию земель лесного фонда в комитет по управлению имуществом Курской области (который отказал в удовлетворении данного ходатайства по причине отсутствия полномочий на его рассмотрение - письмо от 21.10.2021 N 05.6-01.01-19/14211 - т. 2 л.д. 155, оборотная сторона) и в Федеральное агентство лесного хозяйства, которое письмо от 03.11.2021 N АВ-03-27/25475 (т. 2 л.д. 156) разъяснило, что установление границ лесничеств осуществляется на основании документированной информации государственного лесного реестра, в том числе картографических материалов лесоустройства; основанием для внесения документированной информации в акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр является первичная документация, в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество являлось инициатором раздела арендуемого им земельного участка с целью выделения из него площадей, не используемых по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства) и имеющих на своей территории лесные насаждения.
При этом территорию земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 в существующих границах (т.е. после выделения из него вышепоименованных участков) ЗАО "Заря" с 2007 года использовало для сельскохозяйственного производства, а деятельность, связанная с использованием лесов, не осуществлялась.
Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям и Управление Росреестра по Курской области в письмах от 25.05.2022 N УФСВТ-12.1/2848 и от 01.06.2022 N 07-0635-АВ/22 сообщили об отсутствии информации о выявленных в рамках осуществления функции государственного земельного контроля (надзора) и неустраненных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В подтверждение факта пересечения границ испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда в материалы дела представлен ответ филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Залеспроект" от 28.02.2023 N 32/202 (т. 3 л.д. 48-54), к которому приложено заключение кадастрового инженера о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, вместе с тем, как обоснованно учтено судом первой инстанции, согласно сведениям публичной кадастровой карты, кварталы, указанные в выноске 1 (кв. 70 выд. 16, кв. 71 выд. 15, 19, кв. 74 выд. 12, 13, кв. 78 выд. 3,4,6) входят в состав земельного участка с кадастровым номером 46:06:141002:3, в то время как сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:108 отсутствуют (т. 3 л.д. 135-136), а кварталы, указанные в выноске 2 (кв. 38 выд. 5, кв. 50 выд. 4,6) входят в состав земельного участка с кадастровым номером 46:06:142201:20 (т. 3 л.д. 133-144), т.е. пересечение со спорным участком также отсутствует.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участков с землями лесного фонда.
Оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Комитета оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 31.05.2022 N 01.01-32/863.
Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона N101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу указанного Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 названного Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время пунктом 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" (далее - Закон N 104-ЗКО).
Согласно статье 4 Закона N 104-ЗКО (в редакции Законов Курской области от 02.05.2012 N 46-ЗКО, от 11.12.2019 N 115-ЗКО) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2050 года, за исключением земельных участков, указанных в частях 2 - 4 статьи 7 настоящего Закона.
До 11.12.2019 приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области в соответствии с указанной статьей осуществлялась с 1 января 2020 года.
Согласно частям 3, 4 статьи 7 Закона N 104-ЗКО предусмотрено приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий; приобретение религиозными организациями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенных для сельскохозяйственного производства, в собственность бесплатно.
Часть 2 статьи 7 Закона N 104-ЗКО, предусматривающая, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, составляющей 20 процентов его кадастровой стоимости, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка, утратила силу в соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015 N 20-ЗКО "О внесении изменений в Закон Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области".
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.03.2023 N 310-ЭС22-22518 по делу N А36-8482/2021, установленный региональным законодательством мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает общество возможности продолжать использовать спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения на праве аренды. После прекращения моратория или в случае внесения изменений в соответствующий закон, которыми могут быть предусмотрены исключения из общего правила о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, общество будет вправе приобрести участки в собственность.
Таким образом, на дату обращения ЗАО "Заря" с заявлением о выкупе земельного участка 16.05.2022 действующее региональное законодательство позволяло осуществлять приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ранее 01.01.2050 только сельскохозяйственными организациями, КФХ для осуществления их деятельности, земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также религиозными организациями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенных для сельскохозяйственного производства.
Поскольку момент обращения заявителя в Комитет о предоставлении в собственность спорного земельного участка на территории Курской области действовал мораторий на приватизацию, установленный статьей 4 Закона N 104-ЗКО, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требования общества.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заявителя об ошибочности мотивов отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, изложенных в письме от 31.05.2022 N 01.01-32/863, однако указанное обстоятельство при установлении других обстоятельств, препятствующих положительному решению о предоставлении земельного участка в собственность, не может подтверждать факт нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Курской области от 07.06.2023 по делу N А35-7411/2022 подлежит отмене, а требования ЗАО "Заря" - оставлению без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения настоящей жалобы, судебные расходов, понесенные заявителем при обращении в арбитражный суд первой инстанции подлежат отнесению на общество и не подлежат возмещению со стороны Министерства.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 07.06.2023 по делу N А35-7411/2022 отменить полностью.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Заря" отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7411/2022
Истец: ЗАО "Заря"
Ответчик: Министерство имущества Курской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет природных ресурсов Курской области, Министерство природных ресурсов Курской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Курской области