г. Самара |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А65-27176/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.09.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котельникова А.Г., судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вдовенко А.А.,
представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2023 принятое по делу N А65-27176/2022 (судья Королева Э.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803), г. Казань
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 42 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1620004448, ОГРН 1021606757710), Зеленодольский район, пгт Нижние Вязовые
о взыскании 39 244 рублей 74 копеек долга за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, 8 637 рублей. 63 копеек неустойки за период с 12 января 2021 года по 31 марта 2022 года, неустойки, рассчитанной с 01 апреля 2022 года по дату фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент фактической оплаты основного долга, исключая период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2022 года N 127-ФЗ,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Федеральная антимонопольная служба,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 42 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о взыскании 39 244 рублей 74 копеек долга за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, 8 637 рублей. 63 копеек неустойки за период с 12 января 2021 года по 31 марта 2022 года, неустойки, рассчитанной с 01 апреля 2022 года по дату фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент фактической оплаты основного долга, исключая период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2022 года N 127-ФЗ.
Исковое заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 декабря 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Федеральная антимонопольная служба.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2023 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 42 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" 33 701 руб. 77 коп. долга, 7 198 руб. 03 коп. пени, пени с 02 октября 2022 года по дату фактического исполнения обязательства, начисленные на сумму долга 33 701 руб. 77 коп. по 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, 1 708 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
ООО "УК "ПЖКХ" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда от 10.07.2023 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что считает необоснованным и незаконным вывод суда о том, что требование о взыскание задолженности с учетом НДС удовлетворению не подлежит.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем на основании положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2023 исходя из нижеследующего.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 270818/2342676/03 от 25.09.2018).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 8 (17) Постановления N 1156 от 12 ноября 2016 года предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы истцом на официальном сайте http;//clcity.ru/ukpgkh., а 27 декабря 2019 года размещено предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газете "Республика Татарстан" N 196 (28767) от 27 декабря 2019 года (страница 9).
Как усматривается из материалов дела, между МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 42 "Аленький цветочек" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "УК "ПЖКХ" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1620004448/1 от 01.01.2020 на условиях типового договора, по цене, указанной Региональным оператором в проекте данного договора.
В соответствии с пунктом 1 данного договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 5 договора указано, что под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
В соответствии с условиями договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец указывает, что надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, оказав ответчику услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, что подтверждается представленными первичными документами (актами оказанных услуг), направленными ответчику почтой. Стоимость оказанных услуг составила 39 244,74 руб. Со своей стороны ответчик обязательства по оплате оказанных истцом услуг по обращению с ТКО не исполнил.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате долга, которая ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате долга, оставленная ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Ответчик отзыва на исковое заявление в суд первой инстанции не представил.
Суд первой инстанции дал оценку доводам сторон и представленным им доказательствам и вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства". При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями статей 779 - 783 ГК РФ, а также разъяснениям, приведенным в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В данном случае истцом обжалуется решение суда только в части частичного отказа в удовлетворении исковых требований в связи с вычетом из стоимости оказанных услуг размера начисленного НДС. В остальной части решение суда ни истцом, ни ответчиком не обжалуется. В связи с чем апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения регулируются положениями главы 39 ГК РФ об оказания услуг. В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Ответчик не предъявлял истцу за спорный период какие-либо замечания по качеству оказываемых услуг, не составлял акты о нарушении региональным оператором договорных обязательств, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны регионального оператора.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 г. N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов как от объектов жилищного фонда Республики Татарстан, так и от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан.
Расчет объема оказанных услуг произведен истцом исходя из норматива накопления как для "объектов общеобразовательных организаций (за исключением объектов для круглосуточного пребывания обучающихся (граждан))", а стоимость оказанных услуг рассчитана истцом исходя из установленного пунктом 25 контракта способа определения объема накопления ТКО по нормативам, которые установлены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан".
Расчет суммы задолженности произведен истцом на основании положений постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922 (в редакции от 26.11.2018) "Об утверждений нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан", исходя из нормативов установленных постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от N 10190/кс от 19.12.2018 "Об установлении единого тарифа N 11-55/тко от 19 декабря 2019 года "Об установлении единого тарифа на услуги оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 г.
Постановлением Государственного Комитета РФ по тарифам от 19.12.2018 N 10-190/кс, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО УК "ПЖКХ" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан (тариф действует с 01.01.2019 по 31.12.2019) согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения (тарифы указаны с учетом НДС) - 439,03 руб., для иных потребителей (тарифы указаны без учета НДС) - 365,86 руб.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
К услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2020 N 03-07-07/72871 операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" составляет: за первое полугодие 2020 года - 365 руб. 86 коп.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - 380 руб. 52 коп.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407 руб. 16 коп./куб. м., за второе полугодие 2022 года - 423 руб. 43 коп. куб. м.
Как следует из вышеуказанного постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы, согласно приложению к данному постановлению, установлен: для населения с учетом НДС, для иных потребителей без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены органом регулирования тарифов без НДС, а также учитывая, что оказываемые истцом услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствовали законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о перерасчете стоимости оказанных истцом услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" без учета НДС: за первое полугодие 2020 года - в размере 365,86 руб., за второе полугодие 2020 года - в размере 380,52 руб., и взыскал с ответчика в пользу истца основной долг за оказанные услуги по обращению с ТКО в общей сумме 33 701 руб. 77 коп. за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Суд апелляционной инстанции проверил данный расчет и нашел его верным.
Ссылка истца на постановление Государственного комитета РТ по тарифам N 25-2/тко-2023 от 24.03.2023 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку на дату вынесения решения доказательств официального опубликования данного постановления (вступления в законную силу) представлено не было.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика пени неустойки в размере 8 637 руб. 63 коп. за период с 12.01.2021 по 31.03.2022.
Суд первой инстанции признал данное требование основанным на нормах закона (статья 330 ГК РФ) и положениях договора - пункт 32, согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки; пункт 6 - потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
С учетом уменьшения размера основного долга суд первой инстанции пересчитал и размер взыскиваемой неустойки. По подсчету суда размер неустойки за указанный в иске период составил 7 198 руб. 03 коп.
Заявленное истцом требование о взыскании неустойки, начисленной за каждый день просрочки от суммы долга за период с 02.10.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент фактической оплаты долга, основано на положениях закона (п. 3. ст. 395 ГК РФ) с учетом разъяснений, приведенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ходатайство ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ судом первой инстанции было отклонено ввиду отсутствия законных оснований, поскольку взыскиваемый с ответчика размер неустойки не является несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции. Решение суда в указанной части никем из сторон не обжалуется.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ - пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, и не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Ссылки истца в апелляционной жалобе на судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому спору.
При вынесении решения суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и представленные в дело доказательства в совокупности, правильно применил нормы права. Оснований для иной оценки обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов арбитражный апелляционный суд не находит, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2023 по делу N А65-27176/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Г. Котельников |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.