12 сентября 2023 г. |
Дело N А83-26809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7"- Дмитренко В.В., представитель по доверенности от 08.02.2023 N 9/4, представлен диплом;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2023 года по делу N А83-26809/2022, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7" к муниципальному казенному учреждению Управлению наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконными предписаний N 1645, N 1646 от 21.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7" (далее - заявитель, общество, ООО "Аптека 36,7") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными предписаний муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации администрации города Симферополя Республики Крым (далее - управление) от 21.10.2022 N 1645 и N 1646 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации.
В деле участвует в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Симферополя Республики Крым (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Аптека 36,7" просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, предписания выданы в отсутствие законных оснований, поскольку уполномоченным органом в отношении общества проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не проводилась, что является самостоятельным основанием для признания предписаний незаконными. Кроме того, полагает, что согласование на установку и эксплуатацию информационной таблички законодательством не предусмотрено, а из предписаний управления не усматривается, что информационные конструкции могут быть квалифицированы в качестве объектов, требующих обязательное согласование на их установку.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возразило на приведенные в жалобе доводы, полагая их несостоятельными и указывая, что действующие Правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденные решением Симферопольского городского совета от 29.12.2014 N 157 (далее - Правила N 157), устанавливают требования к установке и эксплуатации на территории муниципального образования не только рекламы, но и информационных конструкций, размещение которых подлежит согласованию.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Управление ходатайством известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии с частями 3, 5 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившегося представителя, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что управлением наружной рекламы и информации администрации города Симферополя Республики Крым 20.10.2022 в ходе мониторинга по выявлению объектов наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ), размещенных с нарушением требований законодательства, выявлены две информационные конструкции: панель-кронштейн, прикрепленная к фасаду здания, имеющая информационные поля с позиционированием на бул.Ленина и ул. Проездная, содержащая надпись "Аптека" и панель-кронштейн двухсторонняя, с собственной внутренней подсветкой (в виде зеленого креста), прикрепленная к фасаду здания по адресу: г. Симферополь, ул.Ленина, д.20 (далее - конструкции), владелец ОНРИ - ООО "Аптека 36,7", согласование на установку и эксплуатацию которых отсутствует.
Результаты проверки и фотофиксация отражены в актах о выявлении ОНРИ от 20.10.2022 N 1051 и N 1052.
Управление, ссылаясь на пункт 1.8 Правил N 157, пункты 7 и 9 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 02.04.2015 N 223 (далее - Порядок демонтажа N 223), выдало обществу предписания от 21.10.2022 N 1645 и N 1646, которыми предписано в срок до 21.11.2022 демонтировать конструкции, а также в течение трех дней с момента получения предписания удалить информацию, размещенную на конструкции; после демонтажа восстановить за свой счет место, занимаемое ОНРИ, в первоначальное состояние.
Не согласившись с предписаниями управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае какая-либо проверка, в отношении которой подлежали применению положения Закона N 294-ФЗ, не проводилась, управлением осуществлялись мероприятия по выявлению объектов ОНРИ, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования без согласования на их установку и эксплуатацию, проведение которых регламентировано Порядком демонтажа N 223; в силу пунктов 1.8, 4.5.3 Правил N 157 установка информационных конструкций требует согласования на их размещение, выдаваемого Администрацией города Симферополя в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Согласование установки информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких согласований", утвержденным постановлением администрации от 08.08.2016 N 1772.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными и отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
На территории муниципального образования городской округ Симферополь в целях обеспечения единой политики в сфере наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, усиления муниципального контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации, использованием муниципальной собственности в целях распространения наружной рекламы и информации разработаны и приняты Правила N 157, которые устанавливают требования к установке и эксплуатации ОНРИ на территории муниципального образования.
Правила N 157 регулируют общественные отношения в сфере размещения наружной информации исключительно в целях обеспечения эстетического состояния территории муниципального образования, и устанавливают требования к внешнему виду фасадов, что в силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к благоустройству.
В этой связи орган местного самоуправления вправе определить порядок размещения и дифференцирование информационных конструкций, не являющихся рекламными, то есть не отнесенных к сфере регулирования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N 67-АПГ18-4).
В соответствии с пунктом 4.1 Правил N 157 (здесь и далее в редакции, действующей на момент вынесения спорных предписаний) объекты наружной рекламы и информации подразделяются на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции), объекты городской информации, объекты информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения (вывески и информационные конструкции), а пунктом 4.5.3 и его соответствующими подпунктами установлены требования к информационным конструкциям, пункт 10 предусматривает обязанность оформления разрешительных документов на установку и эксплуатацию информационных конструкций.
Так, пунктом 4.5.3 Правил N 157 предусмотрено, что предприятия и организации по обслуживанию населения в дополнение к вывеске могут устанавливать информационные конструкции, предназначенные для размещения информации на русском языке, а дополнительно, по усмотрению владельца, на других государственных языках Республики Крым (согласно Конституции Республики Крым) о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей о местах осуществления розничной торговли обслуживания населения.
Информационная конструкция предприятия и организации по обслуживанию населения может быть установлена:
- на фасаде здания, в котором расположено предприятие, в пределах занимаемого помещения или над входом в него;
- на крышах зданий в виде крышной конструкции из отдельных букв, если все здание находится в собственности лица, устанавливающего информационную конструкцию, либо находится у лица, обладающего правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом, а также правом аренды, при наличии письменного согласия собственника здания.
Информационные конструкции могут быть подсвечены в темное время суток внутренними источниками света. Возможность применения внешних источников света определяется администрацией в каждом конкретном случае. Информационная конструкция должна быть согласована с администрацией и строго соответствовать Стандартам размещения информационных и рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Управлением установлено, подтверждено материалами дела, что по адресу г. Симферополь, бул. Ленина, 20/ул. Проездная, д.1 в соответствии с договором аренды объекта недвижимости от 31.12.2019, заключенным между ООО "Таврида Фарм" и ООО "Аптека 36,7", последнее является пользователем нежилых помещений общей площадью 100,6 кв.м. Информационные конструкции установлены обществом на фасаде здания, как дополнительная информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей о местах осуществления розничной торговли обслуживания населения, которая имеет непосредственное отношение к деятельности общества, что не оспаривалось обществом.
Согласно пункту 1.8 Правил N 157 установка и эксплуатация информационных конструкций на территории городского округа Симферополь осуществляется на основании согласования на установку и эксплуатацию информационных конструкций, выдаваемого Администрацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, и в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Согласование установки информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких согласований", утвержденным постановлением Администрации от 08.08.2016 N 1772.
Согласно пункту 10.1 Правил N 157 к разрешительным документам на установку и эксплуатацию информационных конструкций относится согласование на установку и эксплуатацию информационной конструкции, которое оформляется и выдается администрацией в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
На выявленные ОНРИ, расположенные по вышеуказанному адресу, отсутствует согласование на их размещение.
В соответствии с пунктом 13.1 Правил N 157 демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых без разрешения либо согласования (самовольная установка), либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, либо объекта, в отношении которого истек срок действия выданного ранее разрешения, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь.
Таким нормативным правовым актом является Порядок демонтажа N 223, положения которого применяются к объектам наружной рекламы и информации - специальным конструкциям (рекламным, информационным), предназначенным для размещения наружной рекламы и информации в случаях, если информационные конструкции установлены без согласования на установку и эксплуатацию информационной конструкции (пункт 4).
Судом верно установлено, что управлением мероприятия по выявлению ОНРИ, установленных без согласования на их установку и эксплуатацию, проведены на законных основаниях, следствием их проведения явились акты о выявлении ОНРИ от 20.10.2022 N N 1051, 1052 и выдача обществу, которое эксплуатирует этот объект как информационную конструкцию, предписаний от 21.10.2022 NN 1645, 1646 о демонтаже конструкций.
Довод общества о нарушении управлением положений Закона N 294-ФЗ правомерно отклонен судом, поскольку процедура выдачи предписания не относится к проверочным мероприятиям предпринимательской деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и не является муниципальным контролем.
Как верно указал суд, требования Закона N 294-ФЗ не распространяются на осуществление визуального осмотра без проведения мероприятий по контролю в отношении деятельности юридического лица на предмет соответствия обязательным требованиям.
Указанная правовая позиция нашла отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2020 N 303-ЭС20-9217, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2021 по делу N А83-14287/2019, от 23.08.2023 по делу NА84-7793/2022.
В данной ситуации управление не осуществляло муниципальный контроль в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ, а реализовывало свои полномочия в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляло мероприятия по выявлению самовольно установленных информационных конструкций на территории городского округа от имени муниципального образования. Рассматриваемые правоотношения направлены на обеспечение законности размещения информационных конструкций на территории города Симферополя вне зависимости от того, кто является их владельцем.
Заявителем не учтено, что проверка в порядке муниципального контроля за деятельностью общества не проводилась, мероприятия управлением были проведены в отношении выявления ОНРИ, установленных и эксплуатируемых в отсутствие согласования на их установку и эксплуатацию, в рамках норм Правил N 157 и Порядка демонтажа N 223 по результатам мониторинга.
Довод общества об отсутствии у него обязанности получать согласование на размещение информационной конструкции в силу положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", подлежит отклонению как несостоятельный.
Пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), обязанность размещать по месту их нахождения и осуществления деятельности вывески с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы.
Вместе с тем данная норма регламентирует правоотношения в иной сфере и определяет вывеску в качестве способа размещения информации о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), но не единственно возможного вида информационной конструкции. Федеральное законодательство, в том числе названный Закон, не содержит перечень видов информационных конструкций, размещаемых без получения разрешения.
При обстоятельствах настоящего спора, нарушение установлено управлением в соответствии с Правилами N 157 на основании актуальной информации, как о собственнике конструкции, так и при доказанности отсутствия у него соответствующего согласования на установку информационной конструкции. Указанных обстоятельств достаточно для выдачи предписания на демонтаж.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания выданы уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта с учетом доводов, приведенных в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500,00 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 апреля 2023 года по делу N А83-26809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аптека 36,7" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500, 00 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 23 от 19.05.2023 через РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь при подаче в арбитражный суд апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-26809/2022
Истец: ООО "АПТЕКА 36,7"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ