город Воронеж |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А48-1380/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Аришонковой Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Оазис" (ОГРН 1155749001209, ИНН 5752070860, далее - ООО "Оазис", общество или заявитель):
от Правительства Орловской области (ОГРН 1025700834004, ИНН 5753010381, далее - Правительство):
от акционерного общества "Орелдорстрой" (ОГРН 1025700826469, ИНН 5753001002, далее - АО "Орелдорстрой"): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оазис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2023 по делу N А48-1380/2023, принятое по заявлению ООО "Оазис" к Правительству Орловской области о признании незаконным распоряжения от 22.11.2022 N 907-р,
третье лицо - АО "Орелдорстрой",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Оазис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Орловской области о признании незаконным распоряжения от 22.11.2022 N 907-р.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "Орелдорстрой"
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2023 по делу N А48-1380/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Оазис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на наличие оснований для изъятия испрашиваемого земельного участка для государственных нужд для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 08.09.2023.
Определением суда апелляционной инстанции обществу с ограниченной ответственностью "Оазис" предлагалось представить доказательства того, что спорный земельный участок относится к недрам местного значения.
Правительству Орловской области и акционерному обществу "Орелдорстрой" предложено представить доказательства использования спорного земельного участка.
Во исполнение указаний суда ООО "Оазис" направило ходатайство о приобщении к материалам дела распоряжения Правительства Орловской области от 27.11.2014 N 370-р.
Правительство Орловской области представило пояснения от 07.09.2023.
АО "Орелдорстрой" представило письменные объяснения от 07.09.2023 N юр/8-3/41.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 08.09.2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что АО "Орелдорстрой" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 57:10:0040101:1378 общей площадью 484262 кв.м, категории земель сельскохозяйственного назначения, в составе следующих участков:
1. Кадастровый номер 57:10:0040101:1374 площадью 46175 кв.м - пашня;
2. Кадастровый номер 57:10:0040101:1375 площадью 273799 кв.м - пашня;
3. Кадастровый номер 57:10:0040101:1376 площадью 88449 кв.м - пашня;
4. Кадастровый номер 57:10:0040101:1377 площадью 75839 кв.м - кормовые угодья.
Участок находится в поле N 4 рабочий участок N 3, поле N 4 рабочий участок N 4, поле 3 рабочий участок N 2, а также кормовые угодья, в примыкающей балке севернее д. Золотилово, южнее Казначеевского карьера Орловской области, Орловского района, с/п Становское, что подтверждается свидетельством о регистрации права N491315 от 12.02.2007, записью регистрации в ЕГРН N57-57-01/008/2007-053 от 12.02.2007.
ООО "Оазис" является правообладателем лицензии N ОРЛ 00078 ТЭ, выданной Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области, на пользование недрами с целью разведки и добычи песков строительных на участке N 6 Казначеевского месторождения (имеющим статус горного отвода), расположенного на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, сроком действия до 25 декабря 2038 года.
Согласно условиям пользования недрами лицензионный участок (горный отвод), право пользования недрами которого предоставлено заявителю, в контуре предварительных границ имеет площадь 24,84 га и расположен в границах 5-ти земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N 57:10:0040101 местоположение: Орловская область, Орловский район, Становское сельское поселение, том числе в границах земельных участков с условными кадастровыми номерами:
- 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (1);
- 57:10:00400101:1378:ЗУ1 (1);
- 57:10:00400101:1378:ЗУ1 (2);
- 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (3);
- 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (4).
Право пользования недрами по лицензии N ОРЛ 00078 ТЭ ООО "Оазис" распространяется на земельном участке, принадлежащим на праве собственности АО "Орелдорстрой".
Заявитель обратился к АО "Орелдорстрой" письмом от 24.01.2020 N 14 с предложением о выкупе вышеуказанных частей земельных участков общей площадью 121726 кв.м., необходимых ему для недропользования по цене 488 341, 54 руб., определенной на основании отчета ООО "Центр экспертизы и оценки" от 20.01.2020 N 5/2422/ЗУ.
Письмом от 13.02.2020 г.N юр/54 АО "Орелдорстрой" сообщило заявителю, что приобретение части земельного участка приведет к нарушению целостности, что создаст препятствия в использовании этих земельных участков.
Одновременно АО "Орелдорстрой" сообщило, что согласно продать земельный участок с кадастровым номером 57:10:0040101:1378 общей площадью 484 262 кв.м по цене 15 000 000 рублей.
28.09.2022 ООО "ОАЗИС" обратилось с ходатайством в Правительство Орловской области об изъятии вышеуказанных земельных участков, указав, что при предоставлении участков недр в пользование государство получает выгоду (прибыль) от недропользователей, которая способствует развитию социально-производственной инфраструктуры регионов, обеспечивает поступление налоговых и иных платежей в бюджеты различных уровней.
Распоряжением Правительства Орловской области от 22.11.2022 N 907-р, со ссылкой на подпункт 2 пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Оазис" отказано в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Не согласившись с указанным распоряжением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы ООО "Оазис" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку само по себе наличие действующей лицензии на право пользования участком недр местного значения, выданной по результатам аукциона, не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П, от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О, от 03.07.2007 N 714-О-П).
Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
В силу пункта 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.
Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики N 1 (2016), под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии со статьей 25.2 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Допускается осуществлять изъятие для государственных или 5 муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
При этом любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В статье 49 ЗК РФ установлены исключительные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя, должно быть обосновано, в частности лицензией на пользование недрами.
При обращении недропользователя с ходатайством об изъятии в последнем должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 ЗК РФ).
Обращение коммерческого предприятия (недропользователя) с ходатайством об изъятии земельного участка у иных лиц в целях осуществления им своей коммерческой деятельности, обусловливается коммерческим интересом указанной организации, которому сопутствует принятая для соответствующей добывающей отрасли государственная программа развития, в частности для угледобывающей отрасли, а также специфика правового регулирования добычи и использования соответствующего ресурса, его социальной значимости.
В связи с этим при разрешении спора об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях его использования для недропользования, подлежит доказыванию наличие непосредственно государственных (муниципальных) нужд в изъятии конкретного имущества.
Материалами настоящего дела подтверждается, что ООО "Оазис" является правообладателем лицензии на право пользования участком недр от 25.12.2019 N ОРЛ 00078 ТЭ сроком до 25.12.2038, расположенного в границах 5-ти земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N 57:10:0040101. местоположение: Орловская область, Орловский район, Становское сельское поселение, том числе в границах земельных участков с условными кадастровыми номерами: 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (1); 57:10:00400101:1378:ЗУ1 (1); 57:10:00400101:1378:ЗУ1 (2); 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (3); 57:10:00400101:1378:ЗУ2 (4), что свидетельствует о том, что право пользования недрами по лицензии NОРЛ 00078 ТЭ ООО "Оазис" распространяется на земельном участке, принадлежащим на праве собственности АО "Орелдорстрой".
В качестве цели изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в пункте 4.4 ходатайства ООО "Оазис" указало проведение работ, связанных с пользованием недрами, а в качестве обоснования (пункт 5.2) - сведения о лицензии на право пользования участком недр от 25.12.2019 N ОРЛ 00078 ТЭ (т.1 л.д. 40).
При этом иных сведений, свидетельствующих о наличии публично-правовой потребности в изъятии земельного участка, а равно доказательств в их подтверждение, заявителем не представлено.
Судом апелляционной инстанции учитывается намерение заявителя осуществлять деятельность по добыче песков в границах находящегося в собственности АО "Орелдорстрой" вместе с отсутствием доказательств потребностей публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что экономическая выгода в виде получения государством земельного налога в размере 3 868 рублей 45 копеек и налога на добычу полезных ископаемых из расчета добычи не менее 1 450 000 тонн в размере не менее 1 584 000 рублей на основании заключения эксперта ООО "БК "Паритет" от 28.02.2022, свидетельствует о наличии публичной потребности в изъятии земельного участка из собственности АО "Орелдорстрой".
Иных доводов, обосновывающих насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим, заявителем не представлено.
Между тем, сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей.
При этом деятельность лицензиата, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличия государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2022 N 304-ЭС22-5891 по делу N А45-22942/2020.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности распоряжения Правительства Орловской области от 22.11.2022 N 907-р об отказе в изъятии земельного участка и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Оазис" требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 3 000 рублей.
Поскольку при обращении в суд с рассматриваемыми требования ООО "Оазис" на основании платежного поручения от 04.07.2023 N 81 была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, излишняя государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату заявителю в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.06.2023 по делу N А48-1380/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Оазис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оазис" (ОГРН 1155749001209, ИНН 5752070860) излишне уплаченную по платежному поручению от 04.07.2023 N 81 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1380/2023
Истец: ООО "ОАЗИС"
Ответчик: Правительство Орловской области
Третье лицо: АО "ОРЕЛДОРСТРОЙ"