г. Чита |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А19-21137/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Венедиктовой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2022 года по делу N А19-21137/2022 по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (ОГРН 1073808001123, ИНН 3808161406) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области о признании незаконным отказа от 02 августа 2022 года N КУВД-001/25022-29238839,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) от 02 августа 2022 года N КУВД-001/2022-29238839 о внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, не соответствующим пункту 12 статьи 62.2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2022 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области устранить допущенные нарушения и в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением суда от 19 декабря 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав на обязательность включения в ЕГРН границ лесопарковых зеленых поясов на основании пункта 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо выразило согласие с решением суда первой инстанции.
Определением суда от 08 сентября 2023 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области заменено его правопреемником - публично-правовой компанией "РОСКАДАСТР" в лице филиала ППК "РОСКАДАСТР" по Иркутской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области 05 июля 2022 года в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области направило письмо N 02 -66-4247/2022 "О внесении сведений в лесопарковом зеленом поясе вокруг города Братска" с приложением документов: XML-файл, приказ Министерства от 24 марта 2021 года N 5-МПР "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска", описание местоположения границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в формате PDF, указ Губернатора Иркутской области от 19 сентября 2020 года N 86-угк "О назначении на должность Трофимовой С.М.".
Регистрирующий орган 02 августа 2022 года направило уведомление о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия о границах лесопаркового зеленого пояса.
Не согласившись с вынесенным отказом, министерство обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации лесопарковый зеленый пояс не отнесен к зонам с особыми условиями использования территорий, и с учетом действующего законодательства сведения о лесопарковом зеленом поясе не подлежат внесению в ЕГРН.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, установил основания для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" введена в действие глава IX.1 "Лесопарковые зеленые пояса" Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа) (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
На основании пунктов 1-2 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый зеленый пояс создается вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации в срок не позднее 40 дней с момента поступления в данные органы документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи (пункт 6 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды).
Из материалов дела следует, что постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 30 июня 2020 года N 32/59-ЗС "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска" на основании статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды создан лесопарковый зеленый пояс вокруг города Братска площадью 36356 га.
В силу пункта 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
В соответствии с пунктом 13 (4) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 N 392/171-пп, Министерство осуществляет, в том числе установление и изменение границ лесопаркового зеленого пояса, обеспечение работы по включению границ лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполняя возложенные функции, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области издало приказ от 24 марта 2021 года N 5-мпр об установлении на территории муниципального образования город Братск, Братского муниципального района границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в текстовом виде согласно приложению N 1, в графическом виде согласно приложению N 2.
На основании пункта 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа) (далее - Закон N218-ФЗ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила N 1532), в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.
В случае если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды и Правилами N 1532, что не противоречит пункту 10 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, признает отказ регистрирующего органа неправомерным.
Позиция регистрирующего органа, основанная на отсутствии в Законе N 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации лесопарковых зон как отдельного вида зоны, относящейся к особым условиям использования территории, признается судом апелляционной инстанции ошибочной в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения использования земельных участков могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Действительно, в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой приведен перечень зон с особыми условиями использования территорий, лесопарковые зеленые пояса не указаны.
Вместе с тем, статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, из которой следует, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона.
Для таких территорий, как установлено пунктом 6 названной статьи, установление зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, лесопарковый зеленый пояс как зона с особыми условиями использования территорий возникла на основании федерального закона - Закона об охране окружающей среды.
В силу пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
При указанном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для внесения сведений о границах созданного на основании статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Единый государственный реестр недвижимости.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 302-ЭС20-19936 по делу NА33-27101/2019 и складывающейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2021 года по делу N А46-5423/2021, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2021 года по делу NА72-3423/2020, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2021 года по делу NА05-14422/2020).
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01 октября 2019 года N 2557-О указал, что пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предполагающий возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, обязанности по устранению допущенных нарушений, направлен на восстановление прав граждан и организаций, выступает гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты.
Выбор конкретного способа восстановления нарушенного права заявителя и возложения соответствующих обязанностей на заинтересованное лицо находится в сфере усмотрения суда.
Суд апелляционной инстанции полагает, что избранная министерством правовосстановительная мера в виде возложения на регистрирующий орган обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Единый государственный реестр недвижимости является обоснованной и обеспечит восстановление нарушенных прав.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
Ввиду освобождения сторон от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины не подлежит рассмотрению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2022 года по делу N А19-21137/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Признать незаконным отказ федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, изложенный в уведомлении о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 02.08.2022 N КУВД-001/2022-29238839.
Обязать публично-правовую компанию "РОСКАДАСТР" в лице Филиала ППК "РОСКАДАСТР" по Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия настоящего постановления внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21137/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"