г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А21-368/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20569/2023) АО "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2023 по делу N А21-368/2023, принятое
по заявлению АО "Россети Янтарь"
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Янтарь" (ОГРН: 1023900764832, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, далее - АО "Россети Янтарь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: 1023901001552, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 29.12.2022 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-1029/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 25.05.2023 суд первой инстанции в удовлетворении требований АО "Россети Янтарь" отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что им предпринимались все необходимые меры для осуществления технологического присоединения в установленный договором срок; настаивает на отсутствии вины во вмененном правонарушении, поскольку задержка сроков выполнения мероприятий по договору связана с невыполнением подрядчиком сроков поставки систем учета электроэнергии. Податель жалобы также просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Управление поступила заявление по факту нарушения обществом (сетевой организацией) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 02.07.2021 N 5204/06/21 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адерсу Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Вишневое (кадастровый номер 39:054:010902:317) (далее - договор), с являющимися неотъемлемой частью договора техническими условиями N Z-11958/21.
На основании поступившей жалобы должностным лицом Управления в отношении заявителя 02.12.2022 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе проведения административного расследования Службой установлено, что согласно пункту 6 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны общества - 02.07.2021, дата окончания - 02.01.2022.
Однако технологическое присоединение энергопринимающих устройств в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора, на момент поступления жалобы в УФАС Обществом не осуществлено.
Управление составило в отношении Общества протокол от 16.12.2022 N 039/04/9.21-1029/2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
УФАС вынесло в отношении Общества постановление от 29.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-1029/2022, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 600 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и снижения размера штрафа, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Пунктом 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно материалам дела Договор об осуществлении технологического присоединения заключен 02.07.2021, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 6 Договора составляет 6 месяцев; соответственно, Общество должно было осуществить фактическое присоединение в срок до 02.01.2022.
Факт нарушения Обществом требований пункта 16 Правил N 861 установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что задержка срока выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению вызвана объективными причинами, связанными с невыполнением подрядчиком сроков разработки рабочей документации и строительно-монтажных работ на объекте заявителя.
Между тем, объективных причин для признания Общества (как профессионального субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех необходимых и своевременных мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В жалобе Общество ссылается на наличие оснований для снижения назначенного штрафа.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не установил обстоятельств, позволяющие назначить штраф ниже установленного Управлением размера.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств как основание для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.
Более того, доказательств того, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы Обществом осуществлено технологическое присоединение объекта Заявителя, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для снижения назначенного Обществу штрафа.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 мая 2023 года по делу N А21-368/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-368/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ