г. Челябинск |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А47-212/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директ Нефть" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 июня 2023 года по делу N А47-212/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Директ нефть" - Задиров В.В. (паспорт, доверенность от 11.11.2022, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Оренбургской области - Епанешникова Н.А. (паспорт, доверенность от 22.09.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Директ Нефть" (далее - заявитель, ООО "Директ Нефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 12 по Оренбургской области, Инспекция) о признании недействительным решения от 29.06.2022 N 10-20/2828 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 14.06.2023) по делу N А47-212/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Директ Нефть" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что судом первой инстанции неверно применена статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Оспариваемое решение вынесено по результатам камеральной проверки уточнённой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее также - НДПИ), которая подана обществом самостоятельно, следовательно, к ней подлежит применению статья 81 НК РФ.
Между тем судом не учтено, что налогоплательщиком 10.01.2022, то есть до подачи уточненной декларации, платежными поручениями N 1 и N 2 уплачена сумма налога НДПИ в размере 12 262 208 руб. и сумма пени на этот налог с указанием конкретного налогового периода, за который произведена уплата. Пункт 4 статьи 81 НК РФ не ставит в зависимость его применение от того, верно ли налогоплательщиком в декларации исчислен налог или нет, а только с самим фактом уплаты налога и пени в полном объеме, который по настоящему делу имеет место и не оспаривается сторонами.
На основании изложенного судом необоснованно не применены к спорным отношениям правила установленные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, по которым при установлении факта подачи уточненной декларации и факта уплаты налога и пени до ее подачи в полном размере налогоплательщик освобождается от ответственности.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции неверно применена норма материального права установленной пунктом 3 статьи 342 НК РФ. Налоговым органом ошибочно применены требования к наличию у ООО "Директ Нефть" проектной документации предусмотренной для проектов разработки месторождений углеводородного сырья, так как в январе 2020 года месторождение еще не было открыто, а только осуществлялось геологическое изучение недр, полный пакет проектной документации и лицензия для данного этапа недропользования были предоставлен налоговому органу, возражений о его несоответствии Приказу Минприроды России от 14.06.2016 N 352 "Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых" налоговым органом не заявлено.
При таких обстоятельствах действия ООО "Директ Нефть" по извлечению нефти из скважины, работающей в соответствии с проектной документацией исключительно на конкретной залежи углеводородного сырья на этапе геологического изучения недр, соответствуют условиям применения льготы предусмотренной пунктом 3 статьи 242 НК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от Инспекции через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Инспекцией документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 12 по Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2020 года, представленной ООО "Директ Нефть" 13.01.2022.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2022 N 10-20/2828, согласно которому ООО "Директ Нефть" предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 12 262 214 руб., пени в сумме 1 124 987 руб. 19 коп., а также штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом положений статей 112 и 114 НК РФ в размере 153 277 руб. 69 коп.
Основанием для доначисления НДПИ за январь 2020 года в сумме 12 262 214 руб. явился вывод Инспекции о несоблюдении ООО "Директ Нефть" условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 342 НК РФ, для применения коэффициента Кц, равного нулю.
Не согласившись с выводами Инспекции, заявитель подал апелляционную жалобу на указанное решение Инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - Управление).
Решением Управления от 03.10.2022 N 16-11/15963@ апелляционная жалоба ООО "Директ Нефть" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по результатам проверки решением, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не выполнено одно из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 342 НК РФ, для применения коэффициента Кц, равного нулю, в связи с чем произведенный налоговым органом расчет налога за январь 2020 года по общеустановленной ставке НДПИ является обоснованным.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ (за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи) признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Также объектами налогообложения указанным налогом признаются полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 НК РФ (пункты 3, 4 статьи 338 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.
В силу пункта 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" (далее - Постановление N 64), судам надлежит исходить из следующего. Положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим при определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Пунктами 1, 2 статьи 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7 статьи 339 НК РФ).
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными с установленном порядке техническими проектами.
В техническом проекте разработки конкретного месторождения определяется технологический процесс по добыче соответствующего полезного ископаемого, который включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.04.2013 ООО "Директ Нефть" получена лицензия на пользование недрами ОРБ 02684 НП для геологического изучения Красногорского участка с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья.
В январе 2020 года ООО "Директ Нефть" осуществлялась пробная добыча нефти из поисково-оценочной скважины N 76 на Красногорском участке, на котором обнаружена залежь углеводородного сырья пласта D3f (доманиковые) франского яруса.
ООО "Директ Нефть" 13.05.2020 получена лицензия на пользование недрами ОРБ 16638 НЭ для разведки и добычи полезных ископаемых на Красногорском участке. Проект опытной (пробной) эксплуатации поисково-оценочной скважины N 76 Красногорского нефтяного месторождения Оренбургской области разработан ООО "ВолгоУралНИПИнефть".
Указанный проект согласован в установленном порядке Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 11.06.2020 (протокол заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Оренбургской области, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 11.06.2020 N 50-УВ-ОРБ).
Исходя из представленной заинтересованным лицом информации, в отношении поисково-оценочной скважины N 76 Красногорского месторождения согласованная в установленном порядке проектная документация по добычи нефти в период с 01.01.2020 по 31.01.2020 отсутствует (письмо Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 17.08.2021 N СМ-ПФО-13-00-08/2270).
Согласно пункту 3 статьи 342 НК РФ коэффициент Кц принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
- нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;
- учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 НК РФ;
- нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 01.01.2012, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012 составляет менее 13 процентов либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 01.01.2012.
Статьей 23.2 Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Исходя из положений пунктов 5 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Согласованию с комиссией в отношении углеводородного сырья, подлежат: проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения и дополнения к ним.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно применена норма материального права, установленная пунктом 3 статьи 342 НК РФ, считает, что пробная эксплуатация скважины на этапе строительства является работой скважины, соответственно, налогоплательщиком полностью выполнены условия применения заявителем пониженной налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, рассмотрены апелляционной коллегией и подлежат отклонению.
Налоговое законодательство связывает возможность применения коэффициента Кц с определенными требованиями к добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, которые ставят налогоплательщиков, извлекающих нефть из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, в более выгодное положение с теми, кто применяет общеустановленную ставку.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 и пунктом 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении налога. При исчислении налога налогоплательщик не вправе самостоятельно изменять установленную ставку или отказаться от ее применения.
Ставка налога при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 НК РФ.
Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной рассчитывалась по формуле: ставка налога = 919 руб. * КЦ - ДМ.
Коэффициент Кц, характеризующий динамику мировых цен на нефть, позволяет в автоматическом режиме изменять налоговую ставку в зависимости от текущих цен на нефть: чем выше рыночные котировки нефтяных цен, тем больше величина коэффициента Кц, а соответственно, и ставка НДПИ, применяемая при добыче нефти. Показатели, необходимые для расчета этого коэффициента, а также сам коэффициент публикуются ФНС России по итогам каждого налогового периода.
Введение Федеральным законом от 03.08.2018 N 297 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указанных коэффициентов предусматривается завершение "налогового маневра" в нефтегазовой отрасли путем равномерного, на протяжении 5 лет, начиная с 01.01.2019, снижения до нуля вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с равномерным повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата на сумму соответствующего снижения вывозных таможенных пошлин на нефть.
Согласно пункту 3 статьи 342 НК РФ коэффициент Кц принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
- нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;
- учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 НК РФ;
- нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 01.01.2012, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012 составляет менее 13 процентов либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 01.01.2012.
На основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом
Подпункт "Б" пункта 9 указанного Постановления регламентирует, что комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых: "углеводородное сырье - проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что проектная документация на строительство поисково-оценочной скважины N 76 Красногорского участка не является документом для подтверждения применения Кц=0, так как в условии пункта 3 статьи 342 НК РФ указано "нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесённых к указанным продуктивным отложениям".
Соответственно, выводы суда первой инстанции в данной части соответствуют нормам статьи 342 НК РФ и материалам дела.
Из материалов дела установлено, что Лицензия ОРБ 02684 НП для геологического изучения Красногорского участка с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья выдана ООО "Директ нефть" в 2013 году.
В рамках лицензии ОРБ 02684 НП утвержден проект поисков залежей нефти на Красногорском участке в соответствии с экспертным заключением ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 15.07.2016 N 136-02-04/2016.
Свидетельство об установлении факта открытия Красногорского месторождения полезных ископаемых выдано заявителю 13.02.2020 за номером ОРБ 20 УВС 10388.
В пункте 9 Приказа МПР России от 11.11.2004 N 689 "Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых" указано, что открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории C1 и C2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории C2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение.
Согласно характеристике фонда скважин на 01.08.2020 строительство скважины закончено 12.03.2020, и скважина N 76 введена в эксплуатацию 10.07.2020.
ООО "Директ нефть" досрочно прекратило право пользование недрами по лицензии ОРБ 02684НП 08.06.2020.
Вместе с тем 13.05.2020 ООО "Директ нефть" получена лицензия ОРБ16638НЭ для разведки и добычи полезных ископаемых на Красногорском участке на срок до 30.05.2040.
Согласно пункту 4 приложения N 1 к лицензии отражены сроки подготовки проектной документации, представления геологической информации на экспертизу. Из содержания данного пункта следует, что налогоплательщику следует подготовить и утвердить в установленном порядке проект работ по разведке месторождения, технический проект разработки месторождения в прописанные в данном приложении сроки.
В рамках лицензии ОРБ16638НЭ от 13.05.2020 утвержден проект опытной (пробной) эксплуатации поисково-оценочной скважины N 76 Красногорского нефтяного месторождения Оренбургской области.
Согласно протоколу заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Оренбургской области, отнесенных к компетенции департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 11.06.2020 N 50-УВ-ОРБ "Проект опытной (пробной) эксплуатации поисково-оценочной скважины N 76 Красногорского нефтяного месторождения Оренбургской области" согласован комиссией в авторском варианте и утвержден председателем ТКР Приволжскнедра Лариным Е.В. 11.06.2020.
Для подтверждения выводов налоговым органом сделаны соответствующие запросы в контролирующие органы.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в письме от 17.08.2021 N СМ-ПФО-13-00-08/2270 сообщил, что в отношении поисково-оценочной скважины 76 Красногорского месторождения, веденной в эксплуатацию 10.07.2020, проектная документация, согласованная в установленном порядке, по добыче нефти в период с 01.01.2020 по 31.01.2020 отсутствует.
Федеральное агентство по недропользованию в письме от 14.05.2021 N ОК-03-28/6966 сообщило, что добыча полезных ископаемых может осуществляться исключительно в рамках проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона о недрах и Положением.
Оренбургнедра в письме от 12.05.2020 N ОО-ПФО-12-00-06/15123 также представил информацию, из которой следует, что проектная документация, предусмотренная пунктом 9 Положения, в рамках лицензии ОРБ 02684НП, отсутствует.
Таким образом, из анализа документов налогоплательщика, сведений, содержащихся в ИР "Росгеолфонд", ответов на запросы направленные в Приволжскнедра, Роснедра следует, что в рамках осуществления деятельности по лицензии ОРБ02684НП у ООО "Директ нефть" по состоянию на 31.01.2020 проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения отсутствуют.
Довод налогоплательщика о том, что на различных этапах работ нормативными актами установлены требования по разработке различных регламентирующих деятельность Общества проектных документов, также не может быть принят во внимание в связи с тем, что Роснедрами указано, что добыча полезных ископаемых может осуществляться исключительно в рамках проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона РФ "О недрах" и пунктом 9 "б" Положения.
Осуществление добычи полезных ископаемых в рамках проектной документации, подготовленной в соответствии со статьей 36.1 Закона о недрах и пунктом 4 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 352, не допускается.
Установленный в налоговом законодательстве механизм исчисления НДПИ с учетом возможности корректировки налоговых ставок направлен на обеспечение баланса интересов, как бюджета, так и налогоплательщиков, осуществляющих добычу нефти.
При этом ООО "Директ нефть" не было лишено права оформления соответствующей проектной документации, согласованной в установленном порядке, в январе 2020 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применена статья 81 НК РФ, поскольку отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности в связи с тем, что налогоплательщиком выполнены условия для освобождения от ответственности, установленные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, подлежат отклонению судебной коллегией.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу пункта 4 статьи 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, однако до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 28.02.2020 ООО "Директ Нефть" представило по телекоммуникационным каналам связи первичную налоговую декларацию по НДПИ за январь 2020 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, равна нулю.
Заявителем 13.01.2022 по ТКС представлена уточненная налоговая декларация по НДПИ за январь 2020 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 3 059 705 руб.
Указанная сумма налога и соответствующие ей пени уплачены ООО "Директ Нефть" 27.09.2021, в связи с чем с учетом положений пункта 4 статьи 81 НК РФ за несвоевременную уплату НДПИ в сумме 3 059 705 руб., заявитель в оспариваемом решении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ Инспекцией не привлекался.
Вместе с тем, поскольку по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДПИ за январь 2020 года Инспекцией установлена неуплата налога в сумме 12 262 214 руб., ООО "Директ Нефть" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом статей 112 и 114 НК РФ в размере 153 277 руб. 69 коп.
В рассматриваемой ситуации следует отметить, что согласно правовой позиции изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
В связи с чем занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу и не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий: на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога, а также на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
На дату установленного срока уплаты НДПИ за январь 2020 года (25.02.2020) у заявителя имелась переплата в размере 48 254 009 руб. 54 коп. Однако согласно сведениям о состоянии расчётов с бюджетом указанная переплата на момент вынесения оспариваемого решения не сохранилась.
При таких обстоятельствах ООО "Директ Нефть" обоснованно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за несвоевременную уплату НДПИ за январь 2020 года в сумме 12 262 214 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что им выполнены условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ для освобождения от налоговой ответственности, а также о том, что Инспекцией не установлено занижение налоговой базы по НДПИ, в рассматриваемой ситуации не состоятельны в силу следующего.
Исходя из пункта 1 статьи 81 НК РФ в уточненной налоговой декларации, представленной в порядке, установленном статьей 81 НК РФ, исчисляются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет за соответствующий налоговый период.
При этом предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственность применяется, в том числе при неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
В рамках камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено иное неправильное исчисление налога, выразившееся в неверном применении коэффициента Кц равного нулю при расчете налоговой ставки по НДПИ. Уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой налога в размере 12 262 214 руб. налогоплательщиком не представлялась.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, разрешая дело, верно установил отсутствие оснований для удовлетворения требований о признании недействительным решения Инспекции от 29.06.2022 N 10-20/2828 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ООО "Директ нефть", изложенную в суде первой инстанции и сводятся к изложению обстоятельств, на которых он основывает свое заявление, указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным, отсутствует.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ООО "Директ Нефть" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании платёжного поручения от 11.07.2023 N 693.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Учитывая изложенное, ООО "Директ Нефть" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 июня 2023 года по делу N А47-212/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директ Нефть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Директ Нефть" (ОГРН 1065610071933, ИНН 5610096006) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11 июля 2023 года N 693.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-212/2023
Истец: ООО "ДИРЕКТ НЕФТЬ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд